Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:33, реферат
Цель работы - национальные интересы страны в области экономики: понятие и правовое содержание.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
дать общую характеристику национальных интересов;
раскрыть понятие национальных интересов страны в сфере экономики;
Введение.......................................................................................................................3
1 Общая характеристика национальных интересов.................................................5
2 Национальные интересы страны в сфере экономики: понятие...........................9
3 Правовое содержание национальных интересов страны в области
экономики...................................................................................................................13
Заключение.................................................................................................................20
Список использованной литературы........
Тема национальной безопасности - одна из интереснейших и сложнейших среди комплексных общественно-политических дисциплин, как в практическом плане, так и в плане теоретического рассмотрения. Этим отчасти объясняется значительный интерес к вновь принятой Стратегии национальной безопасности России до 2020 года. Несмотря на то, что принятие этого документа пришлось на начало текущего года, обсуждение Стратегии продолжает оставаться в центре внимания общественности, в том числе научных кругов.
Безусловно, вопросы национальной безопасности, их понимание и решение во многом определяется позицией политического руководства, тем видением проблем и угроз, которое близко его ощущениям, представлениям и оценкам. В то же время в целом проблематика национальной безопасности вполне объективна, поддается объективному научному анализу и прогнозированию. Это обусловлено рядом причин, в том числе объективностью процессов - политических, экономических, социальных, демографических и других, имеющих место в России и мире. Взаимная обусловленность этих процессов и вызвавших их причин, а также взаимозависимость и взаимное влияние друг на друга последствий, этими процессами вызванных, делает бесперспективной любую попытку игнорировать объективный характер происходящего, его воздействия на людей, на общество и государство.
Столь же объективным является и стремление к состоянию защищенности от действия внешних и внутренних факторов, свойственное индивиду (человеку, гражданину), так и обществу в целом, а также государству как политической организации, ответственной за социальное благополучие в стране. Объективный характер защиты национальной безопасности находит двоякое выражение: с одной стороны, в создании национальной системы, включающей силы и средства, обеспечивающие защиту от внешних и внутренних угроз. С другой - в организованной способности государства совместно с общественностью и институтами гражданского общества предвидеть развитие обстановки и принимать превентивные меры по обеспечению национальных интересов, концентрированно выражающих доминирующие личные, общественные и государственные интересы.
Таким образом, способность субъектов принятия политических решений к анализу и прогнозированию ради достижения большей защищенности национальных интересов в настоящем и будущем есть такой же неотъемлемый атрибут системы обеспечения национальной безопасности как силы, средства и материальные возможности (ресурсы). По сути, речь идет о субъекте управления системой национальной безопасности и избранной им управленческой стратегии, элементами которой и выступают анализ и прогнозирование. В этом смысле названная Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года как раз отражает уровень интеллектуального - аналитического и прогностического - обеспечения национальной безопасности России.
Цель работы - национальные интересы страны в области экономики: понятие и правовое содержание.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
дать общую характеристику национальных интересов;
раскрыть понятие национальных интересов страны в сфере экономики;
изучить правовое содержание национальных интересов страны в области экономики.
Национальные интересы Российской Федерации - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства [1].
Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.
Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.
Мировая трансформация становится определяющей формой развития современного мира. Она имеет объективную природу и характеризуется тем, что различные части мира входят в такое взаимодействие, вызванное уплотнением и интенсификацией взаимодействия всех сфер жизни человеческого общества, которое формирует мир в более целостную систему. Мировая трансформация отличается диффузией экономических, политических и культурных процессов, агломерацией региональных экономических комплексов и их политических структур.
Мировая трансформация все более проявляется в интенсификации взаимодействия при все большей открытости межгосударственных границ, что ведет к усилению взаимозависимости общественно-политических систем. В этот процесс вовлекаются новые участники, пытающиеся определить в нем свое место и играть свою роль. Возрастают интенсивность и объемы движения финансовых, материальных, человеческих и информационных ресурсов. В целом мировая трансформация ведет к децентрализации и демократизации международных отношений [5, С.56].
В этих условиях национальная стратегия Российской Федерации, способная дать ответы на вызовы современности, может быть сформулирована только на основе осознания обществом и государством национальных интересов России. Национальные интересы выступают в качестве насущной внутренней необходимости и проявляются через цели политической деятельности государства.
Национальный интерес является объективно - субъективной категорией, поскольку его параметры определяются целостной политической картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. В современных условиях формулирование и реализация национальных интересов России находятся под возрастающим воздействием факторов мировой трансформации.
В этой связи общество и государство стоят перед необходимостью осмысления национальных интересов России в условиях мировой трансформации. Необходимо научно исследовать степень воздействия факторов данной трансформации на Россию, на определение и реализацию ее национальных интересов в современных условиях [4, С.98].
Суть вопроса определяется происходящей мировой трансформацией и воздействием ее факторов на все сферы деятельности российского общества, государства, на национальные интересы России. Более конкретно она обусловливается:
Во-первых, новыми, трансграничными угрозами реализации национальных интересов России, порожденными мировой трансформацией. В современных условиях данные угрозы приобретают значение факторов, негативно воздействующих на Россию и ее национальные интересы. Факторы современной трансформации, в рамках которых России приходится определять свои национальные интересы, требуют специального научного исследования.
Во-вторых, разнонаправленностью национальных интересов современных государств, направленностью политики США на создание однополярного мира и, тем самым, возникающей разностью национальных интересов между государствами - сторонниками многополярного мира и государствами - сторонниками однополярного мира. На современном этапе расширение НАТО на Восток является свидетельством стремления получить выгодные стратегические позиции по отношению к России. В связи с этим возникает необходимость уточнить национальные интересы России и пути их реализации в современных геополитических условиях.
В-третьих, недостаточной осмысленностью политических основ национальных интересов России. Реализация национальных интересов представляет собой сложный, длительный, многоэтапный процесс, в котором принимают участие различные субъекты политической системы общества, стремящиеся выразить общезначимые потребности разных социальных групп и слоев.
Современная Россия заново осмысливает свои национальные интересы. Этот процесс далек от завершения. На его ход влияет объективное условие - мировая трансформация, порождающая глобальную неопределенность. Официальные документы недостаточно четко определяют национальные интересы России в современных условиях. Не полностью учитываются современная мировая трансформация, представляющая угрозу для России. Нормативная правовая основа определения национальных интересов России все еще находится в стадии формирования [16, С.112].
В-четвертых, незрелостью гражданского общества России. Наиболее объективное и полное определение национальных интересов России невозможно без активного участия гражданского общества и его организаций. Данное положение определяется самой природой национального интереса, как субъективной формой выражения объективных потребностей общества и государства. Институты гражданского общества, участвующие в процессе определения и реализации национальных интересов России, позволяют выявить реальные потребности общества. Данные потребности в комплексном виде могут выразиться как национальные интересы.
Национальный интерес выступает как выражение наиболее актуальных потребностей жизни и общества, и государства. Национальные интересы аккумулируют проблемы жизнедеятельности страны в целом. В осмыслении, формулировании национальных интересов участвуют различные политические силы: политические партии, общественные движения и, конечно, государство - центральный элемент политической системы общества. Государственный интерес определяется необходимостью решить проблемы функционирования государственного механизма управления с учетом интересов социальных групп и слоев, выражающих свои интересы посредством участия в политической жизни общества своих представителей. Тем самым, национальные и государственные интересы неразрывно связаны друг с другом так же, как связаны понятия «нация» и «государство».
В-пятых, современным состоянием выражения национальных интересов с учетом регионального развития России. Климатические, рельефные, этнографические, демографические и другие отличия; обладание теми или иными природными ресурсами обусловливают разницу социально - экономического развития регионов, объективно создают различия социально-экономических интересов регионов страны. Эти факторы не могут не сказываться при определении национальных интересов [14, С.104].
Одним из актуальных жизненно важных интересов современной России выступает освоение внутреннего геополитического пространства. Россия - страна, занимающая 1/7 часть суши планеты, обладающая самой большой территорией, объединенной в рамках единого государства, имеет самую протяженную в мире государственную границу. На данной территории проживает около 142 миллионов человек населения. Подавляющая часть населения проживает на территории европейской части России. Основные же залежи углеводородного и минерального сырья находятся в азиатской части территории страны. Прогнозы о значении азиатской части России для ее дальнейшего развития были сделаны еще М.В. Ломоносовым.
На современном этапе, уже в начале XXI века национальные интересы России представляются по-прежнему недостаточно осмысленными. Определение национальных интересов России и их реализация требует адекватной оценки позитивных и негативных факторов современной трансформации.
Реализация национальных интересов России и их обеспечение в сфере национальной безопасности возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в сфере экономики являются определяющими.
Если кратко охарактеризовать национальные интересы России в важнейших сферах общественной жизнедеятельности, то первоочередного внимания требуют национальные экономические интересы. Они призваны обеспечить устойчивый экономический рост с увеличением ВВП страны до уровня передовых стран.
В национальных интересах России следует закрыть каналы незаконного вывоза капиталов за рубеж, объем которых достиг порядка 20 млрд долл. США в год, направив их, как и другие скрываемые от государства источники доходов, на нужды общества и большинства его граждан; максимально способствовать защите отечественных товаропроизводителей, обеспечить конкурентоспособность российских товаров, повысить долю высокотехнологического производства, как наиболее отвечающего требованиям развития. В настоящее время России, к сожалению, на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции принадлежит всего 0.3%, тогда как США - 32%, Японии - 23%, Германии - 10%. Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в расширении выгодного ей товарооборота со странами ближнего и дальнего зарубежья [9, С.7].
Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира, особенно в период кризиса. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны и российского общества.
Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития. Таким образом, можно говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов [12, С.204].