Национальная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:42, реферат

Краткое описание

Основной геополитической угрозой национальной безопасности для России может стать вопрос о границах, их военной незащищенности и, что пока более актуально, — о чрезмерной «прозрачности» (контрабанда, ввоз оружия и наркотических средств, отсутствие медицинского и биологического контроля, проникновение дестабилизирующих групп и др.) Так же угрозой для России остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории регионах. Даже при отсутствии агрессивных намерений против России такие группировки создают предпосылки к стратегической нестабильности.

Оглавление

Угрозы национальной безопасности России на территории бывшего СССР …………….…....…3
Обоснование к обеспечению национальной безопасности……..…………………………….….…4
Обеспечение национальной безопасности и национальная оборона.……………………….. …….4-5
ОДКБ. Создание и развитие организации.………………………………………….…………...…...5-6
Цели и функции ОДКБ.……………………………………………………..……………………..…..6-7
Перспективы развития ОДКБ ……………………………………………………………………..…7-8
Содружество Независимых Государств (СНГ) и ее роль в национальной безопасности России.. 8-9
Цели Содружества Независимых Государств.………………………………………………....…..…9
Военное сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств..…………….…….…10
Источники..…………………………………………………………………………………….………11

Файлы: 1 файл

чернвик.docx

— 54.22 Кб (Скачать)
 

Оглавление…………………………..………………………………………….………..….…………2

Угрозы национальной безопасности России на территории бывшего СССР …………….…....…3

Обоснование к  обеспечению национальной безопасности……..…………………………….….…4

Обеспечение национальной безопасности и национальная оборона.……………………….. …….4-5

ОДКБ. Создание и развитие организации.………………………………………….…………...…...5-6

Цели и функции  ОДКБ.……………………………………………………..……………………..…..6-7

Перспективы развития ОДКБ ……………………………………………………………………..…7-8

Содружество Независимых  Государств (СНГ) и ее роль в национальной безопасности России.. 8-9

Цели Содружества  Независимых Государств.………………………………………………....…..…9

Военное сотрудничество в рамках Содружества Независимых  Государств..…………….…….…10

Источники..…………………………………………………………………………………….………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Угрозы национальной безопасности России на территории бывшего СССР после упразднения Организации Варшавского договора.

  Основной  геополитической угрозой национальной безопасности для России может стать  вопрос о границах, их военной незащищенности и, что пока более актуально, —  о чрезмерной «прозрачности» (контрабанда, ввоз оружия и наркотических средств, отсутствие медицинского и биологического контроля, проникновение дестабилизирующих групп и др.)  Так же угрозой для России остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории регионах. Даже при отсутствии агрессивных намерений против России такие группировки создают предпосылки к стратегической нестабильности.

    Существуют три основные ситуации, связанные с нынешним статусом границ РФ:

  достаточно  надежно контролируемые, хотя и не всегда удовлетворительно защищенные международным правом и двусторонними  соглашениями бывшие границы СССР (с Китаем, Монголией, Финляндией, Норвегией, Польшей; морские границы; как особый случай — граница с Японией). При всей важности для России возможных последствий неурегулированности территориальных проблем ни одна из них в ближайшем будущем не может вызвать непосредственную угрозу безопасности государства;

  неконтролируемые  или недостаточно контролируемые границы  с бывшими союзными республиками в европейской части СССР. Только граница с Белоруссией не оспаривается, насколько известно, в настоящее  время никем. Это относится и  к границе с Украиной, за исключением  дестабилизирующей ситуацию крымской проблемы. Границы оспариваются (с  разной интенсивностью) и могут служить  одним из источников постоянной, хотя и умеренной, напряженности в  регионе, при том, что «пограничный вопрос» в отношениях Эстонии  и Латвии с Россией отчасти  призван, очевидно, уравновешивать проблему неудовлетворительного статуса  русскоязычного населения на их территории.

  плохо контролируемые и потенциально «взрывоопасные»  границы на Кавказе и в Средней  Азии. Закрытию границ на Кавказе, на чем  настаивает, в частности, казачество, да и значительная часть населения  Краснодарского и Став­ропольского краев и Ростовской области (эта мера может быть поддержана и российским  населением в целом), будут в большей или меньшей степени препятствовать позиции лезгинских  национальных  движений (в Дагестане и Азербайджане), властей и населения Северной и Южной Осетии, абхазского и всех адыгейских движений. Кроме того, очень осложняет дело нынешнее положение Чечни, тем более что контроль на ее границах с сопредельными территориями РФ вызывает сопротивление живущих на этих территориях чеченцев.

  В целом для нормализации режима границ РФ необходимо, очевидно, разделить  во времени и по существу на три  задачи:

  установление  уже в ближайшей перспективе  приемлемого (с точки зрения военной, политической, экономической и экологической  безопасности ) режима границ РФ в сочетании  с достижением по возможности  договоренности с сопре­дельными странами о  российском , совместном с ними или гарантированном ими обеспечении   безопасности  их границ на определенный переходный период;

  в более длительной перспективе —  заключение соглашения (оптимально —  с отдельными группами стран, относящихся  к трем регионам: европейскому, кавказскому  и среднеазиатскому) об образовании  региональных систем коллективной безопасности, главная цель которых с точки  зрения интересов России —  обеспечение  безопасности ее территории на выдвинутых рубежах;

  все прочие возможные составляющие таких  союзов, предполагающих, возможно, совместную, коллективную ответственность за режим  границ (таможенный союз, режим свободной  торговли, допущение большей или  меньшей свободы миграции и т. д.), должны рассматриваться Россией  вовсе не как неотъемлемые элементы единого комплекса, а преимущественно  в качестве дополнительных условий, относительно которых могут вестись  переговоры по возможности урегулирование статуса более стабильных границ с предложением об обращении в некоторых случаях к посредничеству Международного суда.

  Любая разумная политика требует безусловного признания принципа нерушимости  границ, несмотря на их, очевидно, искусственный  характер. Отказ от этого принципа откроет дорогу многочисленным конфликтам и национальной  катастрофе. 

  Обоснование к обеспечению национальной безопасности на территории бывшего СССР.

     Концепция  национальной   безопасности   Российской   Федерации (утверждена Указом Президента  Российской   Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300) (в редакции Указа Президента  Российской   Федерации от 10 января 2000 г. № 24) (в соответствии с Указом Президента  Российской   Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 утратила силу)

  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537) 

  Основываясь на Указ № 537 от 12 мая 2009 года «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации  до 2020 года.» и саму «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» можно сделать вывод, что основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

  Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный  потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов  государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в  целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ  жизни, на доступное образование  и культурное развитие.

  Согласно  «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты, а основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность. 

  Обеспечение национальной безопасности и национальная оборона.

    Стратегические цели совершенствования  национальной обороны состоят  в предотвращении глобальных  и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического  сдерживания в интересах обеспечения  военной безопасности страны.

  Стратегическое  сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса  взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных  действий со стороны государства  – агрессора (коалиции государств).

  Стратегическое  сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку  сил обеспечения национальной безопасности, путем развития системы военно-патриотического  воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной  организацией государства.

  Российская  Федерация обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов  и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и  миротворчества, международного военного сотрудничества.

  Военная безопасность обеспечивается путем  развития и совершенствования военной  организации государства и оборонного потенциала, а также выделения  на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов.

  Достижение  стратегических целей национальной обороны осуществляется путем развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной  военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также  за счет совершенствования системы  управления военной организацией государства  и реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы.

  Государственная политика Российской Федерации в  области национальной обороны и  военного строительства, в том числе  в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование  Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет  и территориальную целостность  государства.

    Угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки. 
 

  ОДКБ. Создание и развитие организации.

  Согласно  всему вышеизложенному в рамках стратегии национальной безопасности ведется укрепление  обеспечения  безопасности в зоне бывшего СССР. Инструментом данного направления в руках российского государства является  Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

  Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — это военно-политический союз, созданный государствами СНГ  на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. 

  Краткий экскурс в историю создания и  развития ОДКБ-  15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Беларусь — 31 декабря 1993 года.

  Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ).

  На  московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную  организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны  Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

Информация о работе Национальная безопасность