Национальная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 10:19, реферат

Краткое описание

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы.

Файлы: 1 файл

Национальная безопасность и военная политика России.doc

— 118.50 Кб (Скачать)
 

Реферат по Безопасности жизнидеятельности. 

На  тему:

Национальная  безопасность. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Мунин А.А

Группа  : М 1-31 

2009год

Национальная  безопасность и военная  политика России

Правовое  обеспечение национальной безопасности о России основывается на следующих нормативно-правовых актах:

Указ  Президента Российской Федерации от 10 июля 1996 года № 1024 "Вопросы  Совета безопасности Российской Федерации".

Указ  Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 "О концепции  национальной безопасности Российской Федерации".

Указ  Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении  военной доктрины Российской Федерации».

Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне".

Федеральный закон Российской Федерации от 26 февраля 1997 года "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и  военной службе».

Федеральный закон Российской Федерации 2001 года «О чрезвычайном положении».

Федеральный конституционный  закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном  положении».

Система законодательного обеспечения  национальной безопасности Соединенных Штатов Америки основывается на конституции и "Законе о национальной безопасности" (принят конгрессом 26 июля 1947 г.). В соответствии с этим законом создан СНБ (Совет национальной безопасности) в составе президента, вице-президента, государственного секретаря и министра обороны. Основная его задача - интеграция внутренней, внешней и военной политики в интересах обеспечения национальной безопасности. Аппарат СНБ возглавляет помощник президента по национальной безопасности. Законом 1947 г. создано национальное военное ведомство, переименованное в 1949 г. в министерство обороны, включающее в себя 3 министерства видов ВС США, а также комитет начальников штабов. Этим же актом создано ЦРУ (Центральное разведывательное управление).

В 1973 г. конгресс принял Закон  о военных полномочиях  и Закон о добровольном принципе комплектования ВС США, а в 1976 г. - Закон о чрезвычайном положении.

Каждый  президент США  ежегодно разрабатывает  и представляет конгрессу  в секретном и  несекретном вариантах  доклад "Стратегия  национальной безопасности США".

Правовое  обеспечение национальной безопасности Великобритании основывается на следующих основных нормативно-правовых актах:

- Закон "О чрезвычайных  обстоятельствах" 1939 г.;

- Закон "Об общественном  порядке" 1986 г.;

- Закон "Об управлении  в чрезвычайных  обстоятельствах" 1964 г.;

- Закон "Об обороне" 1964 г.

Принятым  Законом "Об обороне (передача функций) на основе Королевского Указа был учрежден пост министра обороны, на которого возлагалась  общая ответственность  за оборону страны, а также создан Совет обороны. В  составе Совета обороны  учреждены комитеты сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, получившие право руководства соответственно сухопутными войсками, ВВС и ВМС.

Основные  положения концепции  безопасности содержатся в ежегодных докладах министра обороны  парламенту страны. После утверждения эти доклады приобретают законодательный статус. Наиболее важные доклады - доклад МО парламенту 1992 г. и 1995 г. Здесь определены военная стратегия, концепция военного строительства, сформулированы интересы Великобритании и угрозы их безопасности, а также порядок привлечения ВС для поддержания общественного порядка.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в  Российской Федерации  безопасности личности, общества и государства  от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью  Российской Федерации  понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

1. Россия в мировом  сообществе

Положение в мире характеризуется  динамичной трансформацией системы международных  отношений. После  окончания эры  биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.

Первая  тенденция проявляется  в укреплении экономических  и политических позиций  значительного числа  государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании  механизмов многостороннего  управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая  тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование  международных отношений  сопровождается конкуренцией, а также стремлением  ряда государств усилить  свое влияние на мировую  политику, в том  числе путем создания оружия массового  уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия  является одной из крупнейших стран  мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную  международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе  с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в  политической, экономической, военной и других областях. Попытки  игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во  многих странах, в  том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

2. Национальные интересы  России

Национальные  интересы России - это  совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства  в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Интересы  личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы  общества состоят  в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы  государства состоят  в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной  целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация  национальных интересов  России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во  внутриполитической сфере национальные интересы России состоят  в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной  власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий-социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные  интересы России в  социальной сфере  заключаются в  обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные  интересы России в  международной сфере  заключаются в  обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы-одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные  интересы России в  информационной сфере  заключаются в  соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные  интересы России в  военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные  интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные  интересы России в  экологической сфере  заключаются в  сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими  составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Угрозы национальной  безопасности Российской  Федерации

Информация о работе Национальная безопасность