Национальная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 10:19, реферат

Краткое описание

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы.

Файлы: 1 файл

Национальная безопасность и военная политика России.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

5. Военная политика  государства.

Военная политика проводится на основании положений, разработанных в  военной доктрине государства.

Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические  основы обеспечения  военной безопасности Российской Федерации.

Военная доктрина является документом переходного периода - периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации системы международных отношений.

В Военной доктрине развиваются Основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 года и конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Положения Военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.

Правовую  основу Военной доктрины составляют Конституция  Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться  с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Реализация Военной доктрины достигается за счет централизации государственного и военного управления, осуществления комплекса политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

В разделе «Военно-политические основы» характеризуются  военно-политическая обстановка, основные угрозы и обеспечение  военной безопасности, а также военная  организация государства.

Состояние и перспективы  развития современной  военно-политической обстановки определяются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных конфликтов для народов и государств, для сохранения международной стабильности и мира, обусловливает жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их предотвращения, мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.

Военно-политическая обстановка определяется следующими основными  факторами:

снижение  опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе  ядерной;

формирование и укрепление региональных центров силы;

усиление  национального, этнического  и религиозного экстремизма;

активизация сепаратизма;

распространение локальных войн и  вооруженных конфликтов;

усиление  региональной гонки  вооружений;

распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки;

обострение  информационного  противоборства.

Дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку оказывают:

попытки ослабить (игнорировать) существующие механизмы  обеспечения международной безопасности (прежде всего ООН и ОБСЕ);

использование военно-силовых акций  в качестве средства "гуманитарного  вмешательства" без  санкции Совета Безопасности ООН, в обход общепризнанных принципов и норм международного права;

нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;

использование субъектами международных  отношений информационных и других (в том  числе нетрадиционных) средств и технологий в агрессивных (экспансионистских) целях;

деятельность  экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских, террористических движений, организаций и  структур;

расширение  масштабов организованной преступности, терроризма, незаконного оборота  оружия и наркотиков, транснациональный  характер этой деятельности.

Основные  угрозы военной безопасности

В современных условиях угроза прямой военной  агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена, благодаря позитивным изменениям международной  обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Основные  внешние угрозы:

территориальные претензии к Российской Федерации;

вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;

попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;

наличие очагов вооруженных  конфликтов, прежде всего вблизи государственной  границы Российской Федерации и границ ее союзников;

создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению  сложившегося баланса  сил, вблизи государственной  границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также  на прилегающих к  их территориям морях;

расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;

ввод  иностранных войск  в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных  ей государств;

создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;

нападения (вооруженные  провокации) на военные  объекты Российской Федерации, расположенные  на территориях иностранных  государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане;

действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том  числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;

враждебные, наносящие ущерб  военной безопасности Российской Федерации  и ее союзников, информационные действия;

дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах;

международный терроризм.

Основные  внутренние угрозы:

попытка насильственного  свержения конституционного строя;

противоправная  деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;

планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

незаконное  распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые  могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;

организованная  преступность, терроризм, контрабандная и  иная противозаконная  деятельность в масштабах, угрожающих военной  безопасности Российской Федерации.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства.

Главные цели обеспечения  военной безопасности - предотвращение, локализация  и нейтрализация  военных угроз  Российской Федерации. Российская Федерация  рассматривает обеспечение  своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.

Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью  имеющихся в ее распоряжении сил, средств  и ресурсов. В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях. При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.

Российская  Федерация оставляет  за собой право  на применение ядерного оружия в ответ  на использование  против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов  оружия массового  уничтожения, а также  в ответ на крупномасштабную агрессию с применением  обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.

Российская  Федерация не применит ядерного оружия против государств - участников Договора о нераспространении  ядерного оружия, не обладающих ядерным  оружием, кроме как  в случае нападения на Российскую Федерацию, Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска, ее союзников или на государство, с которым она имеет обязательства в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого таким государством, не обладающим ядерным оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием.

Основные  принципы обеспечения  военной безопасности:

сочетание твердого централизованного  руководства военной  организацией государства  с гражданским контролем ее деятельности;

эффективность прогнозирования, своевременность  вскрытия и классификации  военных угроз, адекватность реагирования на них;

достаточность сил, средств и  ресурсов, необходимых  для обеспечения  военной безопасности, их рациональное использование;

соответствие  уровня готовности, подготовки и обеспечения  военной организации  государства потребностям военной безопасности;

ненанесение ущерба международной  безопасности и национальной безопасности других стран.

Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.

Информация о работе Национальная безопасность