Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:33, реферат
Цель работы - национальные интересы страны в области экономики: понятие и правовое содержание.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
дать общую характеристику национальных интересов;
раскрыть понятие национальных интересов страны в сфере экономики;
Введение.......................................................................................................................3
1 Общая характеристика национальных интересов.................................................5
2 Национальные интересы страны в сфере экономики: понятие...........................9
3 Правовое содержание национальных интересов страны в области
экономики...................................................................................................................13
Заключение.................................................................................................................20
Список использованной литературы........
Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, страхующую от различного рода угроз и потерь.
Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т.д. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.
Указом Президента Российской Федерации подписан закон от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее Стратегия) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности [2]. В Стратегии сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.
Стратегия определяет принципиальные исходные положения по национальной безопасности страны, которые должны стать основой формирования внутренней и внешней политики государства. В нем дан анализ места России в мировом сообществе, определены ее национальные интересы, процессы и явления, им угрожающие.
Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и других - зависит от экономических возможностей страны. В то же время разработка программы первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.
В соответствии с Стратегией национальной безопасности, в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости [6, С.93].
Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации [5, С.116].
Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ.
В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности. Экономическая логика развития предполагает диверсификацию рынков сбыта, и в этом случае разумная долгосрочная политика России должна увязывать энергетическую стратегию и модернизацию страны, поскольку экспорт энергоносителей является основным финансовым источником развития, как это следует из структуры российской внешней торговли. В долгосрочной перспективе Россия, как и любая страна с достаточными человеческими и природными ресурсами, будет пытаться модернизировать свою обрабатывающую промышленность, особенно машиностроение, при этом задача поиска экспортных ниш будет все более актуальной в условиях экономического кризиса.
В настоящее время необходимо развивать внутренний российский рынок, повышать платежеспособность населения, всеми мерами увеличивать благосостояние населения. Следует повысить эффективность управления собственностью - и в частном, и в государственных секторах.
Необходимо уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно-ориентированного сектора экономики путем размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность, обеспечивающие создание товаров с высокой добавочной стоимостью.
Провозглашаемые на государственном уровне национальные интересы в области экономики закрепляются в конституции, посланиях президента, законодательных и иных нормативно-правовых актах. Они находят свое отражение в стратегии национальной безопасности и внешней политики, в военных доктринах. На негосударственном уровне национальные интересы в области экономики провозглашаются в программных документах партий и общественно-политических организаций, формулируются лидерами общественного мнения, представителями научного сообщества, средствами массовой информации и т. д.
В соответствии с Программой развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р, приказом Минэкономразвития России от 4 апреля 2011 г. № 137 утверждена Методика определения основных показателей и критериев оценки состояния конкурентной среды.
В апреле - июне 2011 года Минэкономразвития России на основе утвержденной методики при сотрудничестве с российскими бизнес-ассоциациями проведено «пилотное» исследование «Интенсивность конкуренции на региональных рынках Российской Федерации». По итогам «пилотного» исследования планируется совершенствование методологии в целях дальнейшего исследования конкуренции в разрезе субъектов Российской Федерации, результаты которого позволят сформировать рейтинг субъектов Российской Федерации, а также определять основные барьеры при формировании положительной конкурентной среды для каждого региона.
Кроме того, на заседании бюджетного комитета форума АТЭС («Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество») одобрен, подготовленный Минэкономразвития России, проект на тему: «Меры по развитию конкуренции в АТЭС». На реализацию данного проекта будет выделено софинансирование из бюджета АТЭС.
В ходе проекта планируется проведение масштабного международного исследования по изучению трех основных направлений, по предпринимаемым мерам странами АТЭС в целях развития конкуренции: институциональные меры, меры по адвокатированию конкуренции и по упрощению доступа хозяйствующих субъектов к инфраструктуре. Подготовленный по итогам исследования доклад будет представлен на обсуждение в сентябре-октябре 2012 года представителям антимонопольных органов стран-участников АТЭС, а также российским и зарубежным экспертам в области конкуренции.
В рамках АТЭС принята Новая стратегия в сфере структурных реформ, в соответствии с которой странам-участницам АТЭС, в том числе Российской Федерации, к концу 2011 года необходимо разработать собственный план, предусмотрев национальные приоритеты в рамках структурных реформ в отдельных отраслях, а также цели и подходы к измерению результатов реализации данных приоритетов к 2015 году [7, С.3-19].
Направленный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» принят в первом чтении. Целью законопроекта является налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования специальных налоговых режимов.
Подготовлены предложения в Правительство Российской Федерации по изменениям в Федеральный закон от 22 июля 2007 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Утвержден Приказ Минфина России от 2 февраля 2011г. № 10н «Об утверждении Порядка представления кредитными потребительскими кооперативами финансовой (бухгалтерской) отчетности» (зарегистрирован в Минюсте России 28.03.2011 г., опубликован 15.04.2011 г.).
Утвержден Приказ Минфина России от 3 марта 2011 г. № 26н «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра микрофинансовых организаций».
В целях реализации планов по созданию в России международного финансового центра разработана Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации, которая была одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 5 февраля 2009 г., и план по ее реализации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. № 911-р. Большая часть этих мероприятий предполагает разработку нормативной правовой базы для эффективной работы МФЦ.
Принят Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», задачей которого является определение порядка осуществления клиринга, создание эффективного правового регулирования клиринговой деятельности, повышение уровня защиты прав и интересов участников клиринга, определение правовых основ государственного регулирования клиринговой деятельности.
Минэкономразвития России приняло участие в разработке законодательства в области платежной системы, повышения доступности финансовых услуг.
Поручением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2011 г. одобрен план мероприятий по реализации мер по повышению доступности финансовых услуг, в том числе кредитов, для населения и предпринимателей, подготовленный Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Указанный план предусматривает совершенствование законодательства Российской Федерации о банковской деятельности, страховой деятельности, а также разработку системы индикаторов доступности финансовых услуг, совместимой с системой индикаторов Всемирного банка [7, С.3-19].
Принят Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Предметом правового регулирования Федерального закона является установление требований к деятельности организаций - операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денег), операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, а также к организации и функционированию платежных систем, порядку осуществления Банком России надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Особое внимание уделено вопросам осуществления переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денег, в частности, закрепляется понятие электронных денег и порядок осуществления их перевода.
В Федеральном законе также урегулированы вопросы значимых платежных систем и трансграничных платежных систем (в части их функционирования на территории Российской Федерации).
Минэкономразвития России осуществляется координация мероприятий, связанных с внедрением универсальной электронной карты гражданина в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. № 163 Минэкономразвития России определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [7, С.3-19].
В целях реализации указанного Закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 1433-р утвержден соответствующий план организационных и нормативно-методических мероприятий.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 539-р, открытое акционерное общество «Универсальная электронная карта» определена эмитентом федерального электронного приложения, обеспечивающего идентификацию пользователя универсальной электронной карты.