Меры социальной поддержки ветеранов и проблемы их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является углубленное изучение правового статуса ветерана по действующему законодательству Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели будет выполнен ряд задач:
-вывести понятие ветерана;
- дать определения категорий ветеранов;
-обозначить государственную политику в отношении ветеранов;
-изучить законодательство Российской Федерации о ветеранах.
- раскрыть более подробно меры социальной поддержки по каждой категории ветеранов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЕТЕРАНОВ
1.1. История становления и правовой статус ветерана по действующему законодательству РФ…………………………………………………………..
1.2. Категории ветеранов……………………………………………….
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ВЕТЕРА-НОВ……………………………………………………………………
2.1. Содержание государственной политики в отношении ветеранов в на¬стоящее время………………………………………………………………..
ГЛАВА I I I. Социальная защита ветеранов. Меры социальной поддержки………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..
Приложение 1…………………………………………………………………
Приложение 2…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач по ПСО.docx

— 246.13 Кб (Скачать)

В субъектах Федерации принимаются специальные законы, которые направлены на обеспечение сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.8 В данных законах, как правило, установлены меры социальной поддержки для следующих категорий граждан: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; ветеранов труда; лиц, работавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.; малоимущих граждан; участников вооруженных конфликтов; родителей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву в ходе вооруженных конфликтов на территории России, республик бывшего СССР и иностранных государств; граждан, получающих пенсию по старости; приемных семей; граждан, страдающих отдельными категориями заболеваний; работников социальной сферы; работников образовательных организаций, организаций здравоохранения, физической культуры и спорта и пенсионеров из их числа, а также иных категорий граждан. Таким образом, законодательство субъектов федерации направлено на обеспечение государственной политики в отношении ветеранов. А должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, согласно ст. 26 этого закона, в соответствии с законодательством несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ о ветеранах.

Что же касается изменения законодательства о ветеранах, то в Государственную Думу вносятся все новые законопроекты, призванные улучшить положение ветеранов и заполнить некоторые пробелы в законодательстве.

Так, например, в последнее время  подписаны Президентом РФ:

- Паспорт проекта федерального  закона № 24905-4 «О внесении изменения  в статью 2 федерального закона «О ветеранах» (о распространении статуса участника Великой Отечественной войны на граждан, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», а также на инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов) (внесен Президентом РФ);

- Паспорт проекта федерального  закона № 280887-4 «О внесении изменения  в статью 11 федерального закона «О погребении и похоронном деле» (о приведении правовых норм по погребению ветеранов боевых действий - военнослужащих, принимавших участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта и в ходе контртеррористических операций на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней территориях Российской Федерации, в соответствие с Федеральным законом «О ветеранах») (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Н.Д. Ковалевым, Ю.Н. Родионовым, О.Ю. Селиверстовой).

Внесены в ГД ФС РФ на рассмотрение:

- Паспорт проекта федерального  закона № 264757-4 «О внесении изменения  в приложение к федеральному  закону «О ветеранах» (о дополнении  раздела III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Дагестане, гражданской войны в Таджикистане и в условиях грузино-осетинского, грузино-абхазского, осетино-ингушского конфликтов) (внесен Законодательным Собранием Нижегородской области);

- Паспорт проекта федерального  закона № 197930-4 «О внесении изменений  в федеральный закон «О ветеранах» (об отнесении участников боевого  траления в период с 10 мая 1945 года  по 31 декабря 1957 года к участникам  Великой Отечественной войны) (внесен  депутатами Государственной Думы ФС РФ П.А. Медведевым, А.Н. Хайруллиным);

- Паспорт проекта федерального  закона № 423464-4 «О внесении изменения  в статью 16 федерального закона «О ветеранах» (об установлении дополнительной меры социальной поддержки ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» в части оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг) (внесен Московской областной Думой);

- Паспорт проекта федерального  закона № 307240-4 «О внесении изменений  в статью 3 федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статью 7 закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (о предоставлении права на получение двух пенсий вдовам ветеранов боевых действий) (внесен Московской городской Думой);

- Паспорт проекта федерального  закона № 284830-4 «О внесении изменения  в статью 21 федерального закона «О ветеранах» (об уточнении отдельных правовых норм в части условий предоставления мер социальной поддержки супругам умерших инвалидов - участников войны или ветеранов боевых действий) (внесен Самарской Губернской Думой).

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Социальная защита ветеранов. Меры социальной поддержки

Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам получение соответствующих льгот.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» делят все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (пограничники, «силовики»), льготы за особые заслуги (ветераны войны и труда и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).

В семантическом понимании льгота – это облегчение кому-нибудь, предоставляемое как исключение из общих правил. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав. Льготой также считается преимущество одной льготы лиц перед другими.

Основанием предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость и др.). Основанием для предоставления льгот социального обслуживания выступает также наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому  основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты, но  и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями.

С 1 января 2005 г. в результате реформирования системы льгот часть их была заменена ежемесячными денежными выплатами, часть льгот предоставляется в виде набора социальных услуг, а некоторые предоставляются в натуральном виде. Также с 2005 г. термин «льготы» заменен термином «меры социальной поддержки».

К группе мер социальной поддержки, не подлежащих замене ежемесячными денежными выплатами, можно отнести:

- оплата в размере 50% занимаемой  жилой площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

- оплату в размере 50% коммунальных  услуг (водоснабжение, водоотвод, вывоз  бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления);

- проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива;

- обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими  изделиями в порядке, установленном Правительством РФ;

- обеспечение за счет  средств федерального бюджета  отдельных категорий граждан, нуждающихся  в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года;

- преимущества по установке  квартирного телефона;

- преимущество при вступлении  в жилищные, жилищно-строительные, гаражные  кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

- прием вне конкурса  в государственные образовательные  учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы;

- использование ежегодного  отпуска в удобное время, отпуска  без сохранения заработной платы;

- преимущества по пользованию  всеми видами услуг учреждений  связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений;

- преимущества при приеме  в учреждения социального обслуживания.

Указанные меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям граждан в объеме, соответствующем их льготному статусу.

Как сказано в Федеральном законе «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Реформирование системы льгот и замена их денежными выплатами, так называемая «монетизация льгот», осуществляется с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Что же представляет собой монетизация льгот? Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ внес изменения в 154 федеральных закона, в том числе и в закон «О ветеранах». Закон № 122-ФЗ получил второе название – «Закон о монетизации льгот», поскольку в результате внесенных изменений с 2005 г. льготы понимаются как меры социальной поддержки, а большинство льгот заменяются ежемесячными денежными выплатами, вводимыми на федеральном уровне.

Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ разграничил компетенцию РФ и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан. Кроме того, в рамках этого закона предусмотрено перераспределение финансирования мер социальной поддержки между РФ и ее субъектами. Так, для ряда льготных категорий граждан меры социальной поддержки установлены на федеральном уровне (так называемые федеральные льготники), для иных категорий меры такой поддержки устанавливаются субъектами РФ (региональные льготники). Для региональных льготников меры социальной поддержки устанавливают субъекты РФ исходя из возможностей своих бюджетов.

К федеральным льготникам, имеющим право на получение ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг, относятся: инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица (инвалиды войны); участники ВОВ; ветераны боевых действий; жители блокадного Ленинграда; граждане, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий; несовершеннолетние узники концлагерей. К региональным льготникам относятся: ветераны труда и приравненные к ним лица; труженики тыла.

Меры социальной поддержки федеральных льготников установлены на уровне РФ. В частности, федеральные льготники имеют право на следующие меры социальной поддержки: - в натуральном виде (оплата жилищно-коммунальных услуг, обеспечение бесплатной протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации); - в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой зависит от категории льготника; - в виде набора социальных услуг, который включает: дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Сведения о федеральных льготниках заносятся в Федеральный регистр. Федеральный регистр – это единая база данных о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Органом, осуществляющим ведение регистра, является Пенсионный фонд РФ. Порядок ведения Федерального регистра утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.11.2004 № 195. Формирование Федерального регистра происходит путем передачи сведений органами исполнительной власти субъектов РФ в отделения Пенсионного фонда РФ (республиканские, краевые, областные и др.) После поступления информации в отделения Пенсионного фонда формируется регистр на уровне субъекта (региональный сегмент регистра) затем эти сведения направляются в Пенсионный фонд РФ. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ в городах и районах уточняют информацию, которая содержится в регистре; включают туда сведения о суммах установленной выплаты; осуществляют по месту жительства граждан учет их права на получение социальных услуг с даты установления им ежемесячной денежной выплаты; информируют отделения Пенсионного фонда РФ обо всех возникающих изменениях.

Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, набора социальных услуг, а также мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральном виде, устанавливается на федеральном уровне. В 2005 г. ежемесячная денежная выплата производилась за вычетом стоимости набора социальных услуг, а с 2006 г. от набора социальных услуг можно отказаться как полностью, так и частично. В этом случае ежемесячная денежная выплата увеличивается на стоимость набора социальных услуг или социальной услуги.

В качестве примера рассмотрим меры социальной поддержки, установленные для некоторых категорий ветеранов в настоящее время.

Меры социальной поддержки инвалидов войны. Согласно ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

Информация о работе Меры социальной поддержки ветеранов и проблемы их реализации