Корпоративное гражданство - ответственность государства и бизнеса перед обществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Понятие корпоративное гражданство появилось в восьмидесятые годы в американской литературе, посвященной корпоративному управлению. В девяностые годы оно получило широкое распространение и стало активно использоваться в мире наряду с понятием корпоративной социальной ответственности (КСО). Достаточно быстро концепция корпоративного гражданства стала внедряться не только в рамках теории, но и практики корпоративного управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….….3
1. Общее понятие корпоративного гражданства.……………………………………….4
2. Американская модель………………………………………………………………………………5
3. Европейская модель……………………………………………………….……………………….8
4. Японская модель………………………………………………….………………………………….12
5. Российская модель…………………………………………….……………………………….….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………………………………19

Файлы: 1 файл

корпоративное гражданство.docx

— 40.70 Кб (Скачать)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

                      КАФЕДРА ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

                                                   Экономический факультет

 

 

 

 

                   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Корпоративное гражданство - ответственность  государства 

и бизнеса перед обществом.

 

 

 

 

                                                                                   ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 4301 ГРУППЫ

                                                                                                              ЧЕПИЛЬ АНАСТАСИЯ

                                                                                    ПРОВЕРИЛА: ЧЕРНОВА С. Г.

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК  2012

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                               С.                                                                                                                        

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….….3

1. Общее понятие корпоративного  гражданства.……………………………………….4

2. Американская модель………………………………………………………………………………5

3. Европейская модель……………………………………………………….……………………….8

4. Японская модель………………………………………………….………………………………….12

5. Российская модель…………………………………………….……………………………….….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие корпоративное гражданство появилось в восьмидесятые годы в американской литературе, посвященной корпоративному управлению. В девяностые годы оно получило широкое распространение и стало активно использоваться в мире наряду с понятием корпоративной социальной ответственности (КСО). Достаточно быстро концепция корпоративного гражданства стала внедряться не только в рамках теории, но и практики корпоративного управления.

Актуальность темы исследования. Возрастание политической активности крупного бизнеса в области властно-управленческих отношений способствует повышению значимости исследования системы взаимоотношения государства и корпораций в российской политологической науке. Корпорации не только имеют прямое отношение к политической системе, но и являются немаловажной ее составляющей. Для России корпоративное гражданство становится шагом к более успешному образу жизни населения, уверенности в завтрашнем дне, пока на уровне перспективы.

В своей контрольной работе я рассмотрела  Американскую, Европейскую и Японские модели корпоративного гражданства, где  оно уже укоренилось и воспринимается, как неотъемлемая часть в жизни  общества, а так же перспективы  для нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общее понятие корпоративного  гражданства

Корпоративное гражданство — это концептуальный подход, описывающий стратегию бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития. Помимо корпораций как выразителей специфических коллективных интересов ключевую роль в системе корпоративного гражданства играют государственные структуры.

Корпоративное гражданство предполагает ответственность  компаний за происходящее в стране и взаимную ответственность государства  и бизнеса перед обществом. Подход с точки зрения корпоративного гражданства  обеспечивает бизнесу возможность  не только отвечать на ожидания власти и общества, но и с учетом улучшения  деловой репутации активно влиять на социально-экономическое окружение.

Особым направлением корпоративной стратегии являются взаимоотношения с органами власти различного уровня. Вместе с тем  непосредственными участниками корпоративных отношений выступают местные сообщества и организации граждан, потребители, инвесторы, акционеры и поставщики ("внешние" стейкхолдеры), а также наемный персонал и менеджмент ("внутренние" стейкхолдеры).

Последние исследования моделей корпоративного гражданства  ставят во главу угла ценностный характер мотивации компании как морально ответственного сообщества, носителя определенных ценностных установок. Компания формулирует философию корпоративного гражданства и трансформирует ее в систему деятельности, которая приносит прибыль акционерам при соблюдении обязательств перед стейкхолдерами. Такой подход в идеале нацеливает корпорацию на развитие производства не только ради прибыли, но и для обеспечения необходимых обществу товаров и услуг. Это подготавливает почву для заключения своего рода "общественного договора" между корпорацией и социумом.

 

 

 

 

2. Американская корпорация: между филантропией и корпоративным гражданством.

Американские  компании имеют давние и прочные  традиции взаимодействия с гражданским  обществом. Широкое распространение  здесь получила практика филантропии. Хотя некоторые исследователи отмечают сокращение объема пожертвований в  структуре расходов американских компаний, корпоративная благотворительность  остается для них самым заметным ресурсом реализации социально ответственной  деятельности. Быстрыми темпами растут расходы на спонсорскую деятельность в сфере искусства - традиционную составляющую имиджа успешной американской компании.

Еще в начале 1970-х годов М.Фридмэн определил социальное кредо бизнеса как увеличение прибылей и добросовестную уплату налогов. В условиях пересмотра европейской стратегии "государства благосостояния" его знаменитый постулат "дело бизнеса — бизнес" стал лозунгом неолиберальной экономической политики. В рамках такого подхода филантропия предстает личным делом индивидуального жертвователя и не интегрирована в стратегию корпоративного управления. Впрочем, реализация проектов, не связанных напрямую с экономической деятельностью компании, может быть рассчитана и на получение экономических и социальных Дивидендов с прогнозируемым для имиджа корпорации эффектом. Речь идет, в частности, о программах социального инвестирования в развитие местных сообществ, принимающих корпорацию на своей территории. Так, Действующая с конца 1960-х годов программа "Процент для искусства" стимулирует инвесторов и заказчиков включать в строительные сметы дополнительную сумму на повышение качества среды обитания. В конце 1990-х годов эта программа осуществлялась более чем в 30 штатах и 300 городах США .

Подобные  направления деятельности, выходящие  за рамки традиционной благотворительности, американские исследователи оценивают  как "стратегическую филантропию", нацеленную на создание взаимовыгодных и устойчивых отношений между  жертвователями средств и их адресатами. В более широком плане имеется  в виду стратегия обеспечения  отдачи от корпоративной благотворительности  для бизнеса.

Координацией  деятельности в области стратегической филантропии занимается форум руководителей  американских компаний — Комитет  по развитию корпоративной филантропии. Предлагаемые инициативы носят добровольный характер. Государственное участие  сводится к рамочному правовому  регулированию в таких приоритетных для США сферах, как, например, лоббистская  деятельность. Социальные ожидания общества по отношению к государству также  в основном не выходят за пределы  законодательно регулируемого минимума (если исключить комплекс проблем, связанных  с обеспечением общественной и личной безопасности). Это открывает простор  для перераспределения функций  государства и корпоративного сектора, причем выбор сфер приложения сил  и средств остается за бизнесом. Так, в сфере образования действуют  сотни тысяч партнерских программ; наибольший размах получила программа IBM по реформе образования через  инновационное использование собственных  разработок и создание новых рабочих  мест. Реализуются целевые программы  развития местных сообществ, малого бизнеса и т.д. Другое, "внутреннее", направление — социальная поддержка  персонала самих корпораций.

Американские  компании работают в той зоне ответственности, которая в Европе по большей части  закреплена за государством. В инновационных  отраслях высокий уровень "внутренних" социальных издержек вполне окупается  за счет накопления человеческого капитала.

При анализе  распространенных в США форм социально ответственной деятельности обращает на себя внимание преобладание ориентации, уходящих корнями в традиции американской политической культуры. В частности, это касается филантропии и волонтерской активности. Круг вовлеченных во взаимодействие с корпорациями стейкхолдеров относительно узок и избирателен, доминирующие позиции здесь занимают акционеры, наемный персонал и местные сообщества. Институциональные механизмы отсутствуют. Правда, уже разрабатываются программы интеграции КСО в перспективные планы экономического развития корпорации и отрасли, но этот процесс только начинает набирать ход. Претендуя на роль лидеров мирового рынка, американские корпорации часто игнорируют систему международных договоренностей (например, Глобальный договор ООН), активно лоббируют против многосторонних международных инициатив (таких, как Киотский протокол). Более низким, чем в Европе, остается уровень охвата компаний социальной отчетностью.

Исследователи склоняются к выводу, что американский корпоративный сектор находится на ранних подходах к модели корпоративного гражданства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Европейская модель: на пути к институционализации.

В континентальной  Европе за членами корпоративного сообщества, включая наемный персонал, закреплено право на представительство в наблюдательных советах и (или) в институтах регулирования трудовых отношений. Разработаны эффективные юридические механизмы защиты прав потребителей. Экологические и природоохранные требования давно уже стали не только частью политической повестки дня, но и важным направлением образовательных программ. Бизнес вовлечен в обсуждение и решение общественно значимых проблем.

Модель "компании участников" (stakeholders' company) ориентирует корпорации на взаимодействие с многочисленными стейкхолдерами — от местных сообществ до организаций, отражающих различные общественно значимые интересы (экологические, правозащитные, потребительские и др.). Такое взаимодействие может давать прямые экономические результаты. Оно выявляет и сферы потенциального конфликта, и направления перспективного развития бизнеса, где появляются новые общественные потребности. Эти потребности удовлетворяются не только за счет реализации инновационных технологий, но и через инновации в сфере трудовых отношений и взаимодействии с окружающей средой, которые становятся неотъемлемой частью маркетинговой стратегии бизнеса. Не случайно признанными лидерами в реализации практик КСО являются компании, представляющие непосредственно ориентированные на потребителей отрасли — пищевую и фармацевтическую промышленность, розничную торговлю (британские "Бутс", "Маркс энд Спенсер", "Кэдбери" и др.).

В сфере трудовых отношений практики КСО нашли  наиболее полное воплощение в модели "рейнского капитализма". Как  отмечает канцлер ФРГ Г.Шредер, «если американская модель отдает предпочтение экономике, то наша основывается на приобщении подавляющего большинства трудящихся к процветанию через процесс принятия решений, в частности — через участие в управлении предприятием. Участие есть сердцевина германской модели».

Европейская модель КСО, в отличие от американской, предусматривает институционализацию отношений со стейкхолдерами. Такая практика сложилась в недрах социального государства. В регулировании отношений на рынке труда участвовали институты социального партнерства. В рамках этих институтов при посредничестве уполномоченных представителей гоcударства велись переговоры между предпринимателями и профсоюзами. Соответствующие механизмы функционируют в Австрии, в Швеции (вплоть до 1990-х годов - на общенациональном уровне), в Италии. Переговорные процессы сыграли немалую роль в преодолении кризисного раз­вития в 1970-е годы ("линия ЭУР" в Италии, "концертированные действия" в ФРГ, "пакты Монклоа" в Испании и др.).

Практика  социального партнерства развивается  и на уровне ЕС. Здесь функционирует  Экономический и социальный комитет (ЭСК), в какой-то мере институционализировавший обмен мнениями между бизнесом в лице европейских ассоциаций национальных и отраслевых предпринимательских союзов, наемным трудом (профсоюзами) и "разными" интересами (организациями потребителей, фермеров, лиц свободных профессий и т.д.). Несмотря на невысокую результативность ЭСК (наделенного лишь совещательными функциями), он и подобные ему комитеты создают пространство взаимодействия разнообразных групп интересов. Корпоративный капитал имеет собственные неформальные структуры, среди которых выделяется созданный в 1983 г. Европейский круглый стол промышленников, куда входят около 50 менеджеров высшего звена, представляющих ведущие европейские компании. В 1995 г. по инициативе председателя Европейской комиссии Ж. Делора крупные компании образовали сетевую структуру для продвижения принципов КСО и опыта их реализации, получившую название "КСО Европа" (Corporate Social Responsibility Europe).

Европейская модель КСО в идеале ориентирована на превращение компаний в полноправных членов национальных сообществ, а стратегии социальной ответственности - в важный ресурс европейского строительства. Такая ориентация нашла отражение в самом определении КСО, сформулированном в "Зеленом докладе" Европейской Комиссии. КСО трактуется в этом документе как "подход, предполагающий интеграцию компанией на добровольной основе социальных и средоохранных целей как в сферу непосредственно предпринимательской деятельности, так и в практику взаимодействия со стейкхолдерами.

Информация о работе Корпоративное гражданство - ответственность государства и бизнеса перед обществом