Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:20, контрольная работа
Понятие корпоративное гражданство появилось в восьмидесятые годы в американской литературе, посвященной корпоративному управлению. В девяностые годы оно получило широкое распространение и стало активно использоваться в мире наряду с понятием корпоративной социальной ответственности (КСО). Достаточно быстро концепция корпоративного гражданства стала внедряться не только в рамках теории, но и практики корпоративного управления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….….3
1. Общее понятие корпоративного гражданства.……………………………………….4
2. Американская модель………………………………………………………………………………5
3. Европейская модель……………………………………………………….……………………….8
4. Японская модель………………………………………………….………………………………….12
5. Российская модель…………………………………………….……………………………….….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………………………………19
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
Корпоративное гражданство - ответственность государства
и бизнеса перед обществом.
НОВОСИБИРСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Общее понятие корпоративного гражданства.……………………………………….4
2. Американская модель……………………………
3. Европейская модель………………………………
4. Японская модель………………………………………
5. Российская модель…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Понятие корпоративное гражданство появилось в восьмидесятые годы в американской литературе, посвященной корпоративному управлению. В девяностые годы оно получило широкое распространение и стало активно использоваться в мире наряду с понятием корпоративной социальной ответственности (КСО). Достаточно быстро концепция корпоративного гражданства стала внедряться не только в рамках теории, но и практики корпоративного управления.
Актуальность темы исследования. Возрастание политической активности крупного бизнеса в области властно-управленческих отношений способствует повышению значимости исследования системы взаимоотношения государства и корпораций в российской политологической науке. Корпорации не только имеют прямое отношение к политической системе, но и являются немаловажной ее составляющей. Для России корпоративное гражданство становится шагом к более успешному образу жизни населения, уверенности в завтрашнем дне, пока на уровне перспективы.
В
своей контрольной работе я рассмотрела
Американскую, Европейскую и Японские
модели корпоративного гражданства, где
оно уже укоренилось и
1. Общее понятие корпоративного гражданства
Корпоративное гражданство — это концептуальный подход, описывающий стратегию бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития. Помимо корпораций как выразителей специфических коллективных интересов ключевую роль в системе корпоративного гражданства играют государственные структуры.
Корпоративное
гражданство предполагает ответственность
компаний за происходящее в стране
и взаимную ответственность государства
и бизнеса перед обществом. Подход
с точки зрения корпоративного гражданства
обеспечивает бизнесу возможность
не только отвечать на ожидания власти
и общества, но и с учетом улучшения
деловой репутации активно
Особым направлением
корпоративной стратегии
Последние исследования моделей корпоративного гражданства ставят во главу угла ценностный характер мотивации компании как морально ответственного сообщества, носителя определенных ценностных установок. Компания формулирует философию корпоративного гражданства и трансформирует ее в систему деятельности, которая приносит прибыль акционерам при соблюдении обязательств перед стейкхолдерами. Такой подход в идеале нацеливает корпорацию на развитие производства не только ради прибыли, но и для обеспечения необходимых обществу товаров и услуг. Это подготавливает почву для заключения своего рода "общественного договора" между корпорацией и социумом.
2. Американская корпорация: между филантропией и корпоративным гражданством.
Американские
компании имеют давние и прочные
традиции взаимодействия с гражданским
обществом. Широкое распространение
здесь получила практика филантропии.
Хотя некоторые исследователи
Еще в начале 1970-х годов М.Фридмэн определил социальное кредо бизнеса как увеличение прибылей и добросовестную уплату налогов. В условиях пересмотра европейской стратегии "государства благосостояния" его знаменитый постулат "дело бизнеса — бизнес" стал лозунгом неолиберальной экономической политики. В рамках такого подхода филантропия предстает личным делом индивидуального жертвователя и не интегрирована в стратегию корпоративного управления. Впрочем, реализация проектов, не связанных напрямую с экономической деятельностью компании, может быть рассчитана и на получение экономических и социальных Дивидендов с прогнозируемым для имиджа корпорации эффектом. Речь идет, в частности, о программах социального инвестирования в развитие местных сообществ, принимающих корпорацию на своей территории. Так, Действующая с конца 1960-х годов программа "Процент для искусства" стимулирует инвесторов и заказчиков включать в строительные сметы дополнительную сумму на повышение качества среды обитания. В конце 1990-х годов эта программа осуществлялась более чем в 30 штатах и 300 городах США .
Подобные
направления деятельности, выходящие
за рамки традиционной благотворительности,
американские исследователи оценивают
как "стратегическую филантропию",
нацеленную на создание взаимовыгодных
и устойчивых отношений между
жертвователями средств и их адресатами.
В более широком плане имеется
в виду стратегия обеспечения
отдачи от корпоративной
Координацией
деятельности в области стратегической
филантропии занимается форум руководителей
американских компаний — Комитет
по развитию корпоративной филантропии.
Предлагаемые инициативы носят добровольный
характер. Государственное участие
сводится к рамочному правовому
регулированию в таких
Американские компании работают в той зоне ответственности, которая в Европе по большей части закреплена за государством. В инновационных отраслях высокий уровень "внутренних" социальных издержек вполне окупается за счет накопления человеческого капитала.
При анализе распространенных в США форм социально ответственной деятельности обращает на себя внимание преобладание ориентации, уходящих корнями в традиции американской политической культуры. В частности, это касается филантропии и волонтерской активности. Круг вовлеченных во взаимодействие с корпорациями стейкхолдеров относительно узок и избирателен, доминирующие позиции здесь занимают акционеры, наемный персонал и местные сообщества. Институциональные механизмы отсутствуют. Правда, уже разрабатываются программы интеграции КСО в перспективные планы экономического развития корпорации и отрасли, но этот процесс только начинает набирать ход. Претендуя на роль лидеров мирового рынка, американские корпорации часто игнорируют систему международных договоренностей (например, Глобальный договор ООН), активно лоббируют против многосторонних международных инициатив (таких, как Киотский протокол). Более низким, чем в Европе, остается уровень охвата компаний социальной отчетностью.
Исследователи склоняются к выводу, что американский корпоративный сектор находится на ранних подходах к модели корпоративного гражданства.
3. Европейская модель: на пути к институционализации.
В континентальной Европе за членами корпоративного сообщества, включая наемный персонал, закреплено право на представительство в наблюдательных советах и (или) в институтах регулирования трудовых отношений. Разработаны эффективные юридические механизмы защиты прав потребителей. Экологические и природоохранные требования давно уже стали не только частью политической повестки дня, но и важным направлением образовательных программ. Бизнес вовлечен в обсуждение и решение общественно значимых проблем.
Модель "компании участников" (stakeholders' company) ориентирует корпорации на взаимодействие с многочисленными стейкхолдерами — от местных сообществ до организаций, отражающих различные общественно значимые интересы (экологические, правозащитные, потребительские и др.). Такое взаимодействие может давать прямые экономические результаты. Оно выявляет и сферы потенциального конфликта, и направления перспективного развития бизнеса, где появляются новые общественные потребности. Эти потребности удовлетворяются не только за счет реализации инновационных технологий, но и через инновации в сфере трудовых отношений и взаимодействии с окружающей средой, которые становятся неотъемлемой частью маркетинговой стратегии бизнеса. Не случайно признанными лидерами в реализации практик КСО являются компании, представляющие непосредственно ориентированные на потребителей отрасли — пищевую и фармацевтическую промышленность, розничную торговлю (британские "Бутс", "Маркс энд Спенсер", "Кэдбери" и др.).
В сфере трудовых отношений практики КСО нашли наиболее полное воплощение в модели "рейнского капитализма". Как отмечает канцлер ФРГ Г.Шредер, «если американская модель отдает предпочтение экономике, то наша основывается на приобщении подавляющего большинства трудящихся к процветанию через процесс принятия решений, в частности — через участие в управлении предприятием. Участие есть сердцевина германской модели».
Европейская модель КСО, в отличие от американской, предусматривает институционализацию отношений со стейкхолдерами. Такая практика сложилась в недрах социального государства. В регулировании отношений на рынке труда участвовали институты социального партнерства. В рамках этих институтов при посредничестве уполномоченных представителей гоcударства велись переговоры между предпринимателями и профсоюзами. Соответствующие механизмы функционируют в Австрии, в Швеции (вплоть до 1990-х годов - на общенациональном уровне), в Италии. Переговорные процессы сыграли немалую роль в преодолении кризисного развития в 1970-е годы ("линия ЭУР" в Италии, "концертированные действия" в ФРГ, "пакты Монклоа" в Испании и др.).
Практика
социального партнерства
Европейская модель КСО в идеале ориентирована на превращение компаний в полноправных членов национальных сообществ, а стратегии социальной ответственности - в важный ресурс европейского строительства. Такая ориентация нашла отражение в самом определении КСО, сформулированном в "Зеленом докладе" Европейской Комиссии. КСО трактуется в этом документе как "подход, предполагающий интеграцию компанией на добровольной основе социальных и средоохранных целей как в сферу непосредственно предпринимательской деятельности, так и в практику взаимодействия со стейкхолдерами.