Конституционные принципы организации и деятельности СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является описать и исследовать средства массовой информации с точки зрения особенностей их положения в системе российского законодательства и их функционирования в качестве средства распространения информации.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть виды СМИ;
2. определить особенности правового положения СМИ;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3
1. Средства массовой информации в современном обществе…………....4
1.1 Понятие средств массовой информации……………………………..…4
1.2 Виды средств массовой информации………………………………..….7
2. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации…………………………………………..11
2.1 Основы свободы массовой информации в РФ ……………………….11
2.2 Ограничение свободы средств массовой информации ……………….17
3. Роль средств массовой информации в современной политической системе России……………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………...…29
Список использованной литературы…………………………………….….31

Файлы: 1 файл

Конституционные принципы организации и деятельности СМИ..doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Содержание

    Введение……………………………………………………………………....3

  1. Средства массовой информации в современном обществе…………....4
    1. Понятие средств массовой информации……………………………..…4

    1.2 Виды средств  массовой информации………………………………..….7

  1. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации…………………………………………..11
    1. Основы свободы массовой  информации  в РФ ……………………….11
    2. Ограничение свободы средств массовой информации ……………….17
  2. Роль средств массовой информации в современной политической системе России……………………………………………………………23

    Заключение………………………………………………………………...…29

    Список использованной литературы…………………………………….….31 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

    В определении правового положения  СМИ в сфере их взаимодействия с современным обществом ещё  есть ряд нерешённых проблем. В настоящее время понятие свободы массовой информации, которое является определяющим в функционировании СМИ, сталкивается с таким понятием, как конституционно-правовые ограничения свободы массовой информации. На практике очень часто возникают споры о том, где же проходит правовая грань между свободой того или иного представителя СМИ на выражение собственного мнения, мнения редакции и между злоупотреблением данной свободой в ущерб прав и свобод других лиц.

      Актуальность  настоящей работы обусловлена стремлением отечественных и зарубежных специалистов в области права к рассмотрению особенностей взаимоотношений современных средств массовой информации с отдельными гражданами, общественными организациями и государственными органами. Средства массовой информации являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, которая представляет собой необъятную область для изучения современной правовой теорией и практикой.

      Целью данной работы является описать и  исследовать средства массовой информации с точки зрения особенностей их положения в системе российского законодательства и их функционирования в качестве средства распространения информации.

      В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования сформулированы следующие задачи:

  1. рассмотреть виды СМИ;
  2. определить особенности правового положения СМИ;
  3. проанализировать современное состояние и проблемы средств массовой информации.
 
 
  1. Средства массовой информации в современном обществе

1.1 Понятие  средств массовой информации 

     Средств массовой информации рассматривают в последнее время не столько в качестве средств общения, с помощью которых происходит передача сведений от человека к человеку или массам людей, сколько в облике института демократии, охраняющего интересы личности, общества и государства. Подобный акцент обусловлен, прежде всего, необходимостью дополнительной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выражения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т.п., которые гарантированны Конституцией РФ.

     Подход  к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения  общественно значимых сведений нашел  свое отражение в Законе РФ «О средствах  массовой информации», который развивает  и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части 5 ст. 29 Конституции РФ. Этот Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.

     Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

     Средства  массовой информации должны соответствовать  следующим критериям1:

     - массовость получателя (в отличие от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц);

     - периодичность – для признания издания средством массовой информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени;

     - форма изложения материала – печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.

     В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации». Согласно данной статье в РФ не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации2:

      - поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

     - учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

     - изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

     Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное  правило о недопустимости цензуры  массовой информации. Согласно ст. 3 Закона «О средствах массовой информации» цензура массовой информации понимается как требование от редакции средства массовой информации, выдвигаемое со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не допускается и создание, а равно финансирование организаций, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации3.

     Широко  используя свободу массовой информации, не следует забывать о ст. 4 Закона «О средствах массовой информации», которая закрепляет тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Данная статья запрещает использовать средства массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещено использование в телевидеокинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье.

     Исходя  из анализа понятия средств массовой информации и давая краткую характеристику их разновидностям, становиться ясно, что не законодателю, не разработчикам Закона «О средствах массовой информации» не удалось в полной мере и недвусмысленно определиться с таким важным вопросом, как вопрос об отнесении средства массовой информации к объекту права либо к его субъекту.

     Говоря  иными словами, реализован популярный в последнее время метод обозначения  «как бы», согласно которому средство массовой информации «как бы объект права» и в то же время «как бы субъект права».

     К объекту права средство массовой информации причислить весьма не просто, поскольку:

     1. ему придана способность продуцировать отдельные издания, выпуски, тиражи и программы;

     2. ему придана способность к осуществлению деятельности;

     3. средство массовой информации, как и юридическое лицо, должно быть учреждено, его деятельность может быть прекращена или приостановлена.

     Указанные признаки жизнедеятельности больше подходят к субъекту права нежели к его объекту. Но в числе поименованных юридических лиц, точнее их организационно-правовых форм, средства массовой информации не значатся. Поэтому оно не юридическая личность. Роль последней играет редакция зарегистрированного средства массовой информации. 

1.2 Виды  средств массовой информации 

    Из  определения, указанного в статье 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», следует, что средство массовой информации в его легальной интерпретации  есть не что иное, как одна из форм распространения информации. Таких  форм может существовать сколько угодно много, но наиболее значимые и известные из них законодатель выделил в отдельный перечень.

    К наиболее значимым средствам массовой информации относятся:

    - периодическое печатное издание;

    - радиопрограмма;

    - телепрограмма;

    - видео- и кинохроникальные программы;

    - специализированные средства массовой информации.

    Периодическое печатное издание – издание, имеющее  постоянное название, текущий номер  и выходящее в свет не реже одного раза в год, т.е. своего рода материальный носитель с зафиксированной на нём информацией с определенными реквизитами. К периодическим печатным изданиям относятся:

    1. газета – периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

    2. журнал – периодическое журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

    3. альманах – сборник, содержащий литературно-художественные и научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку;

    4. бюллетень – периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.

    К печатным изданиям также могут относиться иные издания.

    Радиопрограмма  – совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год. Радиопрограмма также является своеобразным материальным носителем, существующим в виде физического электромагнитного поля, отображающего то либо иное аудиосообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.

    Телепрограмма, представляет собой совокупность периодических  аудиовизуальных сообщений и  передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Как и радиопрограмма, телепрограмма существует в виде физического электромагнитного поля, отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.

    Видео- и кинохроникальные программы – совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет в свет не реже одного раза в год. Видео и кинохроникальные программы существуют в виде кинопленок, видеокассет (иных материальных носителей), на которых по определенной технологии зафиксированы видео- и звуковые сигналы.

    Специализированные  средства массовой информации – это  та часть средств массовой информации, в отношении которых законом  установлены специальные правила их регистрации или распространения продукции этих средств.

    Специальные правила регистрации определены для:

    - средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

    - периодические печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров;

    - радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

    - аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.

Информация о работе Конституционные принципы организации и деятельности СМИ