Принципы организации статистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:51, реферат

Краткое описание

Цель данной работы является изучение организации государственной статистики в Казахстане.
Статистика – это одна из общественных наук, имеющая целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.

Оглавление

Введение
1.0 Роль статистики в плановой и рыночной экономике
1.1 Реформирование казахстанской статистики
1.2 Основополагающие принципы официальной статистики
1.3 Современная организация статистики в Казахстане и за рубежом
Список литературы

Файлы: 1 файл

Статистика реферат.docx

— 38.08 Кб (Скачать)

                                                

                                              Содержание

Принципы  организации статистики

 

Введение

1.0 Роль  статистики в плановой и рыночной  экономике

1.1 Реформирование  казахстанской статистики

1.2 Основополагающие  принципы официальной статистики

1.3 Современная  организация статистики в Казахстане  и за рубежом 

Список  литературы

                           

 
 
 

     Введение. 

           Цель данной работы является изучение организации государственной статистики в Казахстане.

           Статистика –  это одна из общественных наук, имеющая  целью  сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления  фактов, относящихся к самым разнообразным  массовым явлениям.

           Статистика –  это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

           Статистика –  это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой –  сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях.

           Задачей статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Республики Казахстан, происходящих изменений, связанных, с переходом к рыночным отношениям, т.е. получение полной и объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований.

           В работе рассматриваются  основные принципы организации государственной  статистики в Республике Казахстан, реформирование казахстанской статистики, раскрываются основополагающие принципы официальной статистики, и современной организации статистики в Казахстане и за рубежом.

1.0 Роль статистики в плановой и рыночной экономике

 

Информация  как совокупность нужных сведений и  данных для успешного проведения анализа, контроля, принятия и организации  выполнения управленческого решения  является необходимым элементом  эффективного управления социально-экономическими процессами. В общей совокупности сведений в системе управления выделяется статистическая информация, которая  характеризует массовые явления  за длительный период, позволяет выявлять тенденции, связи между аспектами  развития, сущность взаимодействия факторов. Статистическая информация призвана обслуживать  весь цикл управления.

Социально-экономическая  статистика обеспечивает предоставление важной цифровой информации об уровне и возможностях развития страны. Она  выступает одним из решающих ориентиров политики, способствует объективному обсуждению конкретных вопросов и, удовлетворяя потребностям в информации всех лиц  и учреждений, вовлеченных в общественно-политические и социально-экономические процессы, позволяет принимать более взвешенные решения.

Весьма  трудоемкая работа по обеспечению необходимых  для этих целей данных - очень  важная государственная задача, выполнение которой вменяется в обязанность  так называемой "официальной статистики".

В подавляющем  большинстве стран определенные государственные органы занимают особое положение как официальные производители  социально-экономических данных. Это  связано с тем, что для регулярного  проведения статистических обследований требуется предоставление значительных средств. Кроме того, для обеспечения  надежности результатов таких обследований государство может при необходимости  оказывать давление на респондентов, добиваясь безвозмездного и своевременного предоставления сведений.

Неофициальная статистика представляется организациями, которые, как правило, не имеют законодательно закрепленных специальных прав, позволяющих  им добиваться получения от респондентов необходимых сведений. Она занимается, прежде всего, статистическим анализом данных официальной статистики, дополняя их, при необходимости, своими обследованиями и расчетами.

Следует отметить, что роль официальной статистки  в экономике рыночного типа коренным образом отличается от ее роли в  плановой экономике.

При плановой экономике официальная статистика являлась инструментом контроля выполнения плана. Она была также инструментом агитации и пропаганды. Такое положение  вещей приводило к тому, что  микроданные (данные об отдельном предприятии или лице) не были анонимны и могли быть использованы не только в статистических целях. В то же время, макроданные (агрегированные результаты обследований), напротив, были нередко секретными.

В странах  рыночной экономики роль официальной  статистики прямо противоположная. Микроданные, за исключением общедоступных, должны держаться в тайне, а макроданные, наоборот, доступны каждому. Статистика и бухгалтерский учет (для контроля деятельности предприятий), за редким исключением (как в части, например, обеспечения банковского надзора) принципиально разграничены.

История развития государственной статистики Казахстана с момента ее институционального оформления 8 ноября 1920 г. как единого  органа образованной в августе того же года Казахской автономной республики в составе РСФСР показывает, что  ее функционирование до момента приобретения Казахстаном независимости 16 декабря 1991 г. происходило в соответствии с планом создания централизованно  управляемого хозяйства.

Как пишет  исследователь истории отечественной  статистики К. Байжанова, закономерностью развития государственной статистики Казахстана советского периода является то, что она "развивается не в соответствии с канонами классической статистики, основанной на законе больших чисел и методе выборочных исследований, с необходимостью, выполнявшей в этой связи аналитическую и прогностическую функции, а в качестве элемента интегрального планово-централизованного учета. Соответственно статистика претерпевает существенные качественные изменения (по форме, принципам, порядку сбора и отражения информации, отчетности и т.д.) 1".

Если  в момент своего зарождения казахстанская  статистика еще сохраняет черты  и принципы классической статистики, то в последующем после ряда реорганизаций  она превратилась по существу в простой  орган регистрации данных на основе сплошной отчетности, а состав социально-экономических  показателей был ориентирован в  основном на контроль выполнения установленных  плановых заданий и технико-экономических  нормативов. Исходя из этого, статистический учет ориентировался на отражение внутрихозяйственного оборота материальных и трудовых ресурсов, их распределение и использование, в ущерб статистике социальной сферы, кредитно-финансовой системы, денежного обращения, услуг, уровня жизни населения и других важнейших аспектов развития общества. Статистика была оторвана от мировой практики, что осложняло работу в области международных сопоставлений и, тем самым, сдерживала процесс интеграции Казахстана в экономику мирового сообщества.

1.1 Реформирование казахстанской статистики

 

После провозглашения 16 декабря 1991 г. государственной  независимости Казахстана стало  очевидным, что основанная на методологии  Баланса народного хозяйства (БНХ) система статистической информации принципиально не способна адекватно характеризовать формирующиеся в стране общественно-политические и социально-экономические отношения.

Возникла  необходимость в коренном реформировании (а по существу, создании новой) казахстанской статистики, что было обусловлено трансформацией экономического и общественно-политического строя, изменениями в мировой и внутригосударственной обстановке, в частности:

приобретение  Казахстаном суверенитета обусловило необходимость в создании и становлении  национальной статистической системы, соответствующей статусу независимого государства;

вхождение Казахстана в мировое сообщество и осуществление независимой  внешнеэкономической деятельности потребовало внедрения классификаций  и систем кодирования технико-экономической  и социальной информации, соответствующих  стандартам мировой практики;

ориентация  экономики к рыночным отношениям, развитие негосударственного сектора, появление большого числа новых  институциональных единиц обусловили необходимость реформирования методов  статистического наблюдения, создания современных статистических регистров, _ пересмотра системы экономических  показателей.

Таким образом, реформирование статистики изначально преследует следующие три основные цели:

1) создание и становление национальной статистической системы, соответствующей статусу независимого государства;

2) внедрение статистических классификаций и стандартов, принятых на международном уровне;

3) внедрение современного инструментария и методов статистического наблюдения.

Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось принятием Казахстаном на государственном уровне трех программ совершенствования статистики.

В первой - Государственной программе по перестройке  статистики, первичного и бухгалтерского учета (утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 декабря 1992 г. №1098) основное внимание и ресурсы направлялись на решение наиболее фундаментальных проблем.

Были  приняты меры по формированию национальной статистики в реальном секторе экономики, финансовой и банковской сферах, сопоставимой на международном уровне. Осуществлен  комплекс мероприятий, заложивших основу для перехода на систему национальных счетов, для создания новых для  республики разделов статистики: внешнеэкономической  деятельности, платежного баланса, цен  и др. В соответствии с международными требованиями начали реформироваться  другие отрасли статистики.

Это позволило  начать расчеты валового внутреннего  продукта (ВВП) и других макроэкономических показателей, составление платежного баланса страны, создать сеть по регистрации цен и тарифов для развития статистики цен. В этот же период был сформирован государственный регистр хозяйствующих субъектов как инструмент статистики рыночной экономики. Осуществлен переход с больших ЭВМ на персональные компьютеры.

В результате реализации первой Программы реформирования статистики была сформирована национальная статистическая система, соответствующая  статусу независимого государства. Следует отметить, что, по мнению К.Д. Байжановой - исследователя истории развития государственной статистики республики - Казахстан выполнил эту задачу в период с 1991 по 1994 г. С 1995 г., т.е. еще во время реализации первой Программы, республика приступила ко второму этапу реформирования статистики, начав его с отмены расчетов показателей баланса народного хозяйства.

Во второй программе - Программе совершенствования  государственной статистики в Республике Казахстан на 1996-1998 гг. (утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 октября 1996 г. №1244) главными направлениями являлись: последовательный переход от отраслевого принципа сбора информации к статистике предприятий; внедрение новых экономических классификаций и систем кодирования технико-экономической информации, гармонизированных с международными классификациями; системное реформирование методов статистического наблюдения для создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей общества в статистической информации.

Реализация  второй программы позволила:

продолжить  создание национальных счетов и начать реформирование отраслевых статистик  на методологической основе СНС ООН 1993 г.;

пересмотреть  в связи с введением новой  системы бухгалтерского учета формы  финансовой и денежно-кредитной  статистики;

начать  формирование статистического регистра и использование международных  классификаций видов экономической  деятельности и классификаций продукции  и услуг при разработке статистической информации;

начать  переход к выборочным методам  статистического наблюдения на примере  статистики сельского хозяйства, а  также переход к статистике предприятий  на примере малых предприятий;

провести  следующий этап технического переоснащения  органов статистики современными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций и начать работу по автоматизации  формирования информационных ресурсов статистических органов республики.

В мае 1997 г. Парламент Республики Казахстан  принял новый (второй) Закон "О государственной статистике в Республике Казахстан". (Первый Закон "О государственной статистике в Республике Казахстан" был принят в январе 1992 г. на VII Сессии Верховного Совета Казахстана).

Информация о работе Принципы организации статистики