Принципы организации статистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:51, реферат

Краткое описание

Цель данной работы является изучение организации государственной статистики в Казахстане.
Статистика – это одна из общественных наук, имеющая целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.

Оглавление

Введение
1.0 Роль статистики в плановой и рыночной экономике
1.1 Реформирование казахстанской статистики
1.2 Основополагающие принципы официальной статистики
1.3 Современная организация статистики в Казахстане и за рубежом
Список литературы

Файлы: 1 файл

Статистика реферат.docx

— 38.08 Кб (Скачать)

В целом, в 1996-1998 гг. реформирование статистики реализовалось на принципах приоритетности, максимальной концентрации ресурсов на наиболее важных фундаментальных направлениях, что позволило в значительной мере интегрироваться в мировое  статистическое сообщество.

Третий  этап реформирования осуществлялся  в соответствии с Программой совершенствования  государственной статистики в Республике Казахстан на 1999-2005 гг. (утвержденной постановлением Правительства от 19 ноября 1998 г. №1180). Главной целью данной Программы являлось системное реформирование государственной статистики Казахстана в целях наиболее полного удовлетворения потребностей органов управления страны, деловых кругов и общественности в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии страны, регионов, отраслей и секторов экономики, сопоставимой на международном уровне с аналогичной информацией других стран.

Программой  были предусмотрены следующие приоритетные направления совершенствования  государственной статистики Республики Казахстан на 1999-2005 гг.:

внедрение системы национальных статистических классификаций, гармонизированных  с классификациями, принятыми на международном уровне;

развитие  регистров как основного инструмента  организации статистической деятельности;

совершенствование методов статистического наблюдения и переход на статистики предприятий;

совершенствование системы показателей и методологии  макроэкономической и отраслевой статистики в реальном, внешнем, государственном, финансовом и социальном секторах;

совершенствование комплексного анализа социально-экономического развития Казахстана и его регионов;

внедрение новых информационных технологий и  формирование единых информационных статистических ресурсов, включающих в себя автоматизированный банк классификаций, регистры, интегрированные  распределенные базы данных;

совершенствование системы публикаций и распространения  статистических данных;

совершенствование системы непрерывного профессионального  образования кадров в области  статистики и информационных технологий;

международное сотрудничество в области статистики.

В 2002 г. специальная миссия МВФ произвела  оценку качества данных казахстанской  статистики с целью возможности  присоединения республики к Специальному стандарту распространения данных (ССРД). Ранее в соответствии с постановлением Правительства от 11 сентября 1998 г. №871 Агентство РК по статистике совместно с Национальным банком и Министерством финансов республики в апреле 1999 г. обеспечило присоединение Казахстана первым из стран СНГ к Общей системе распространения данных (ОСРД).

По итогам миссии МВФ были подготовлены отчеты, в которых даны рекомендации по улучшению  качества данных и проведению ряда подготовительных работ с тем, чтобы  к июлю 2003 г. Казахстан присоединился  к ССРД. После проведения всех работ 24 марта 2003 г., т.е. на три месяца ранее назначенного срока, Казахстан присоединился к указанным стандартам. Согласно требованиям ССРД, на сайте Агентства размещены метаданные, Календарь выпуска данных и Национальная страница с экономическими данными, которая регулярно обновляется в соответствии с Календарем выпуска данных.

Несмотря  на высокую оценку качества статистических данных, Агентство РК по статистике определило три проблемы и сформулировало три задачи, решение которых создало  бы условия для дальнейшего повышения  качества казахстанской статистики:

1) совершенствование организационной структуры Агентства: 2) усиление научно-аналитического характера статистической деятельности;

3) использование административных источников данных.

В части  совершенствования организационной  структуры системы Агентства  уже выполнена оптимизация региональной структуры статистических организаций  Агентства путем присоединения  подведомственных Агентству региональных информационно-статистических центров (ИСЦ) (с передачей функции по сбору статистических данных) к областям (территориальные подразделения Агентства). Функции ИСЦ по обработке данных при этом были переданы в дочерние государственные предприятия РГП "ИВЦ Агентства по статистике".

По вопросу  усиления научно-аналитического характера  статистической деятельности предлагается воссоздать Институт статистических исследований и прогнозирования, который существовал  в качестве подведомственной организации  Госкомстата (Агентства по статистике) в период с 1991 по 1997 г., что позволило бы более интенсивно проводить реформы в сфере методологии статистики и анализа социально-экономической ситуации в стране.

Использование административных источников предполагает внести соответствующие изменения  в законодательные акты республики, затрагивающие вопросы предоставления данных из административных источников государственным органам статистики, а также разработки общегосударственных  и ведомственных баз данных с  учетом интересов государственной  статистики.

Общая (глобальная) оценка статистической системы Казахстана была также проведена в 2003 г. экспертами Евростата в рамках проекта ТАСИС. В конце апреля 2004 г. Агентством была получена окончательная редакция отчета экспертов1. В отчете отмечается, что статистика Казахстана достигла большого прогресса, значительно возросло качество статистического учета. Тем не менее, эксперты формулируют рекомендации организационного и тематического характера по дальнейшему совершенствованию статистики республики, в целях реализации которых Агентством РК по статистике в начале 2004 г. разработан План мероприятий. Рекомендации также учтены в очередной (четвертой) Программе совершенствования государственной статистики на 2006-2008 гг.

Качественное  информационное обеспечение статистическими  данными государственных органов  в целях осуществления мониторинга  действующих государственных, отраслевых и региональных программ и разработки новых программ в соответствии со Стратегией "Казахстан-2030" предполагает дальнейшее развитие государственной статистики Казахстана, что вызывает необходимость в разработке новых многолетних программ совершенствования государственной статистики.

В рамках этих программ в целях обеспечения  международной сопоставимости данных и обеспечения мониторинга обязательств, принятых на международном уровне, в частности Декларации тысячелетия  ООН, принятой мировыми лидерами на Саммите  тысячелетия1 ООН в 2000 г.2, должен быть обеспечен переход на международные стандарты в области статистики. Примером свода требований по переходу к международным стандартам в области статистики является Резюме (краткое описание) статистических требований Евростата''.

В соответствии с постановлением Правительства  Республики Казахстан от 5 сентября 2003 г. №903 "О Плане мероприятий по реализации Программы Правительства РК на 2003-2006 годы", в конце 2005 г. Агентством внесена на утверждение Правительства очередная (четвертая) Программа совершенствования государственной статистики на 2006-2008 годы.

Целью Программы является повышение качества статистической информации в республике путем внедрения в практику статистической деятельности международных стандартов в области статистики, принятых в  Европейском союзе.

Достижение  поставленной цели предполагается обеспечить путем решения следующих задач:

1) переход  к современному уровню координации  статистической системы на основе  поэтапного внедрения систем  управления качеством по всем  аспектам статистической деятельности  и создания адекватной организационной  и правовой основы;

2) разработка  и внедрение методологий и  методик статистики с целью  адаптации международных рекомендаций  и стандартов на национальном  уровне;

3) внедрение  системного подхода к организации  и проведению анализа статистической  информации для улучшения информационного  обеспечения разработки и реализации  государственных и отраслевых  программ;

4) создание  единой статистической информационной  системы "Государственная статистика", отвечающей требованиям международных стандартов по сбору, обработке, хранению и распространению данных;

5) переход  от получения технической помощи  к активному международному сотрудничеству  в соответствии с Основополагающими  принципами официальной статистики  ООН.

Основным  результатом реализации Программы  будет формирование современной  национальной статистической системы  статистики, обеспечивающей производство статистических данных в соответствии со всеми основополагающими международными стандартами и рекомендациями.

1.2 Основополагающие принципы официальной статистики

 

Важную  роль в деле создания и развития надежных национальных статистических систем, которые были бы неподвластны негативному политическому воздействию, играют Основополагающие принципы официальной  статистики, единогласно принятые Статистической комиссией ООН на специальной  сессии в Нью-Йорке 11-14 апреля 1994 г.1 (приложение 1).

Вкратце их содержание сводится к следующему.

1. Официальность. Официальные статистические данные, имеющие практическую ценность, подготавливаются и распространяются на объективной основе государственными статистическими ведомствами для обеспечения уважения права граждан на общественную информацию. Это связано с тем, что официальная статистика является необходимым элементом информационной системы демократического общества, обеспечивая государственные органы, деловые круги и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении.

2. Профессионализм. В целях сохранения доверия к официальной статистике статистические ведомства должны принимать решения в отношении методов и процедур сбора, обработки, хранения и представления данных в соответствии со строго профессиональными соображениями, включая научные принципы и профессиональную этику.

3. Научность. Для обеспечения правильной интерпретации данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами в отношении источников, методов и процедур в области статистики.

4. Комментарий данных. Статистические ведомства гшеют право комментировать неверную интерпретацию или неправильное использование статистических данных.

5. Оптимизация схем сбора данных. Данные для статистических целей могут собираться из всех типов источников, будь то статистические обследования или административная отчетность. Статистические ведомства должны выбирать источник с учетом качества, своевременности, затрат и нагрузки, которая ложится на респондентов.

6. Конфиденциальность первичных данных. Личные данные, собираемые статистическими ведомствами для подготовки статистической информации, независимо от того, относятся ли они к физическим или юридическим лицам, должны носить строго конфиденциальный характер и использоваться исключительно для статистических целей.

7. Гласность статистики. Законы, нормы и меры, в рамках которых функционируют статистические системы, должны предаваться гласности.

8. Координация статистической деятельности. Для обеспечения согласованности и эффективности в статистической системе необходимо осуществлять координацию деятельности статистических ведомств на уровне стран.

Этот  принцип играет важную роль в совершенствовании  государственной статистики, поскольку  затрагивает все государственные  органы, ведущие статистическую деятельность. К ним относятся Агентство РК по статистике, Нацбанк РК, Министерство финансов РК, Министерство труда и социальной защиты РК, Министерство сельского хозяйства РК, Министерство науки и образования РК, Министерство здравоохранения РК, Генеральная прокуратура и др.

9. Использование статистическими ведомствами в каждой стране международных концепций и методов. Этот принцип способствует согласованности и эффективности статистических систем на всех официальных уровнях.

Информация о работе Принципы организации статистики