Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:00, курсовая работа
Целью данной работы является описать и исследовать средства массовой информации с точки зрения особенностей их положения в системе российского законодательства и их функционирования в качестве средства распространения информации.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть виды СМИ;
2. определить особенности правового положения СМИ;
Введение……………………………………………………………………....3
1. Средства массовой информации в современном обществе…………....4
1.1 Понятие средств массовой информации……………………………..…4
1.2 Виды средств массовой информации………………………………..….7
2. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации…………………………………………..11
2.1 Основы свободы массовой информации в РФ ……………………….11
2.2 Ограничение свободы средств массовой информации ……………….17
3. Роль средств массовой информации в современной политической системе России……………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………...…29
Список использованной литературы…………………………………….….31
Вышеуказанные средства освобождены от регистрации.
К специализированным средствам массовой информации, по основанию особенностей распространения их продукции, причислены эротические издания, представляющие собой периодические издания или программы, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
Кроме периодических печатных изданий радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации существуют так же иные средства массовой информации. Специфика данных средств массовой информации заключается в специфической форме внешнего выражения.
В
первую очередь, к таким средствам
массовой информации относятся: тексты,
созданные с помощью
Специфические
формы выражения информации представлены
в законе системами телетекста, видеотекста
и иных телекоммуникационных сетей
– Internet, Fidonet и других сетей, обеспечивающих
доступ неограниченному кругу лиц.
Необходимость
определения правового
Для современного человека средства массовой информации являются одним из основных и наиболее достоверных источников информации. Они выступают одновременно сферой досуга и бизнеса, средством ориентации в окружающей действительности и поддержания профессиональной квалификации. Как институт гражданского общества СМИ являются одним из краеугольных камней современного демократического государства.
Русская журналистика, возникнув по воле Петра I, являлась следствием роста национального самосознания и культуры, была насущной потребностью общества и государства. Русская печать формировалась как самостоятельный общественный институт и занимала нередко критическую позицию по отношению к власти.
Не желая видеть на страницах газет и журналов критику в свой адрес, правительство использовало законодательство о средствах массовой информации для ограничения свободы слова. В связи с этим законодательство о СМИ в России развивалось в первую очередь как “цензурное” право.
С вступлением на престол Александра I в общественной жизни России наблюдается некоторое оживление, положение прессы и литературы несколько смягчается. В 1857 г. правительство приступило к подготовке нового закона о печати, который обещал некоторое послабление цензурного режима.
После первой русской революции 1905 г. правительство, стремясь смягчить революционные настроения, выпустило Манифест от 17 октября 1905 г. Этот документ провозгласил, правда, в самой общей форме, политические свободы. Это предопределило в частности развитие легальной многопартийной печати (до 1905 г. радикальная революционная печать формировалась за границей). Манифест даровал населению России гражданские права на началах неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов. Также было учреждено первое законодательное учреждение в России – Государственная Дума.
После принятия Конституции РСФСР 1918 г. в отечественной правовой системе сложилась традиция рассматривать деятельность печати исключительно с классовых позиций.
Предперестроечная Конституция СССР 1977 г. хотя и гарантировала свободу печати, юридическое содержание понятия “свобода печати” не определялось. На практике законодательные нормы, которые должны были гарантировать свободу печати, использовались с целью борьбы с инакомыслием, в частности, с диссидентами.
Первая попытка законодательного определения понятия “свобода печати” была предпринята в статье 1 Закона СССР “О печати и других средствах массовой информации” (принят 12 июня 1990 года). В нём была зафиксирована недопустимость цензуры.
Закон СССР от 12 июня 1990г. №1552-1 “О печати и других средствах массовой информации” стал первым в тысячелетней истории России законом о печати. Объявив многовековую российскую государственную цензуру “вне закона”, он, тем самым, заложил предпосылки формирования благоприятной правовой среды для социально необходимого отделения СМИ от государства.
Газеты, журналы, радио и телевидение, печатные и электронные издания, свободно формируя общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя.
Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ч.4 ст.29 Конституции РФ, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующие сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.
Сегодня основополагающим актом, регулирующим отношения государства со средствами массовой информации в современном российском правовом пространстве, является Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 года №2124-1.
Статья 1 этого Закона закрепляет важные концептуальные положения, раскрывающие конкретное юридическое содержание категории “свобода массовой информации на территории Российской Федерации”. Исходя из смысла статьи, свобода массовой информации в её российской законодательной интерпретации включает в себя следующие основные правомочия, не подлежащие ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации:
- поиска, получения, производства и распространения массовой информации;
- учреждения средств массовой информации;
- владения, пользования и распоряжения СМИ;
- изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.
Понятие “массовая информация” определяется в статье 2 Закона о СМИ следующим образом: “под массовой информацией” понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”.
Ряд положений Закона о СМИ в более концентрированном и масштабном виде нашёл отражение в Конституции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, включила свободу массовой информации в число основных прав и свобод человека и гражданина, применив для этого достаточно ёмкую формулу: “Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается”.
Таким образом, деятельность СМИ основывается на свободах, гарантированных в Конституции.
Так, пункт 1 статьи 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова; пункт 3 – недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; пункт 4 – право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Конституционные гарантии свободы массовой информации закреплены также в нормах, устанавливающих ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности, открытость заседаний палат Федерального собрания, открытость судопроизводства и др. Сюда же относится правомочие иметь свободный доступ к информации о конечных результатах законодательного процесса.
Свобода экологической информации напрямую вытекает из статьи 42 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Конституционные нормы, регулирующие отношения, связанные с правом на свободу совести, а также с правом на доступ к культурным ценностям и свободе творчества во всех его проявлениях, включают в себя правомочия свободы массовой информации в качестве гарантирующей реализацию указанных основных прав и свобод информационной подсистемы.
Общие положения, касающиеся свободы СМИ реализуются на практике лишь в том случае, если они детально прописаны в специальном законодательстве, определяющем систему правовых отношений СМИ и государства, СМИ и общества.
Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями определены в главе IV Закона о СМИ.
В ст. 38 Закона утверждается право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Граждане имеют право на сохранение конфиденциальной информации о себе, право на опровержение сведений, не соответствующих действительности или порочащих честь и достоинство. Гражданам гарантируется их законное право на получение достоверной информации о деятельности органов власти, что определено не только в Законе о СМИ, но и также в Федеральном Законе от 13.01.1995 №7-ФЗ “О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации”4.
Государственные органы и организации по закону обязаны предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путём проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Данным Законом определяется право организаций на опровержение сведений, которые не соответствуют действительности. Гражданам и организациям ст. 46 Закона СМИ даётся право на ответ в том же СМИ.
Российское законодательство не оставило электронные СМИ без внимания. Интернет даёт возможность создать электронное средство массовой информации. В силу ст. 24 Закона о СМИ правила, установленные законом для периодических печатных изданий, применяются в случае периодического распространения текстов, созданных с помощью компьютеров и хранящихся в их банках и базах данных; указанный порядок действует и в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Соответственно электронная газета как “иное средство массовой информации” подпадает под действие данной статьи независимо от того, была ли она зарегистрирована как печатное СМИ. Требования, установленные Законом о СМИ для обычных информационных агентств, по аналогии распространяются на электронные информационные агентства.
Общие положения, касающиеся свободы СМИ реализуются на практике лишь в том случае, если они детально прописаны в специальном законодательстве, определяющем систему правовых отношений СМИ и государства, СМИ и общества.
Категория правового статуса СМИ призвана отразить юридическое опосредование их фактического положения: сначала регистрируется СМИ, а потом уже редакция организуется в форме юридического лица в соответствии общим правилам Гражданского кодекса РФ.
Первая стадия на пути обретения правового состояния – учреждение СМИ, совершаемое по волеизъявлению управомоченного физического или юридического лица. Учредителем может быть любой совершеннолетний, гражданин РФ (за исключением отбывающих наказание по приговору суда и душевно больных, признанных судом недееспособными), а также любое объединение граждан, предприятие, корпорация, учреждение, государственный орган и т. д. Единственное существующее ограничение – деятельность учредителя не должна противоречить закону.
Вторая стадия – регистрация СМИ – носит не разрешительный, а уведомительный характер и начинается с подачи заявления учредителем или лицом, действующим по его полномочию.
Регистрация не является
обязательной для тех СМИ, которые
создаются органами власти исключительно
для издания официальных
Заявка подаётся
в регистрирующий орган в зависимости
от территории распространения продукции
регистрируемого СМИ. Так, согласно части
второй статьи 8 Закона о СМИ, если продукция
СМИ предназначается для распространения
преимущественно на всей территории России,
в нескольких субъектах РФ или за рубежом,
то регистрация производится Федеральной
службой по надзору в сфере связи и массовых
коммуникаций. Если же основной аудиторией
является население субъекта Федерации
или административно-
Информация о работе Конституционные принципы организации и деятельности СМИ