Конституционные принципы организации и деятельности СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является описать и исследовать средства массовой информации с точки зрения особенностей их положения в системе российского законодательства и их функционирования в качестве средства распространения информации.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть виды СМИ;
2. определить особенности правового положения СМИ;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3
1. Средства массовой информации в современном обществе…………....4
1.1 Понятие средств массовой информации……………………………..…4
1.2 Виды средств массовой информации………………………………..….7
2. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации…………………………………………..11
2.1 Основы свободы массовой информации в РФ ……………………….11
2.2 Ограничение свободы средств массовой информации ……………….17
3. Роль средств массовой информации в современной политической системе России……………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………...…29
Список использованной литературы…………………………………….….31

Файлы: 1 файл

Конституционные принципы организации и деятельности СМИ..doc

— 165.50 Кб (Скачать)

          Регистрация СМИ носит уведомительный характер – указанные данные не надо подкреплять справками из банка или протоколами из типографии. Однако если у уполномоченного госоргана во время проверки законность учреждения СМИ в материально-правовом и в процессуально-правовом аспектах возникнут сомнения, то он имеет право потребовать от заявителя дополнительные документы.

          Только суд полномочен решать вопросы о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ, о прекращении и приостановлении деятельности СМИ, о прекращении распространения продукции СМИ, о возложении ответственности за нарушение законодательства о СМИ, о возмещении морального ущерба. 

    1.  Ограничение свободы средств массовой информации
 

    Свобода средств массовой информации не является абсолютной. Наряду с гарантиями Конституция  РФ и некоторые Законы РФ устанавливают определённые ограничения свободы массовой информации, которые напрямую затрагивают деятельность средств массовой информации. Эти ограничения  можно представить в виде системы, включающей в себя:

    1. Ограничения общего характера. Такого рода ограничения касаются общего  конституционно-правового статуса лиц, подпадающих под данные ограничения. Они устанавливают допустимые пределы изъятий из основных, в том числе информационных, прав и свобод с ориентиром на цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны.

      Так, использование свободы массовой  информации для подрыва демократических  устоев общества может квалифицироваться  как злоупотребление такой свободой. В соответствии с частью 2 статьи 29 Конституции РФ “не допускаются  пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства”. Часть 2 статьи 19 Конституции запрещает “любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”.

    Здесь также находит своё отражение  статья 4 “Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации” Закона о СМИ, согласно которой “не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений,

составляющих  государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости”.

    Частью 4 ст.29 Конституции РФ предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

    Определённые  правила пользования установлены  для информации ограниченного доступа, содержащие личные данные человека, коммерческую, служебную тайну и другие виды конфиденциальных сведений.

    2. Ограничения, действующие в условиях применения специфических правовых режимов. Например, в условиях предусмотренного статьей 56 Конституции РФ  конституционно-правового режима чрезвычайного положения,  для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом  могут устанавливаться отдельные ограничения свободы массовой информации с указанием пределов и срока  их действия.

    Кроме того, статьёй 12 п. “б” Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. №3-ФКЗ “О чрезвычайном положении” вводится ограничение свободы печати и других средств массовой информации путём введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка её осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов5.

    Согласно  статье 8 ФЗ от 25.07.2002 №114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности” деятельность средства массовой информации подлежит прекращению, в случае распространения через данное СМИ экстремистских материалов и непринятии мер по устранению допущенных нарушений.

    Следует отметить, что даже в случаях ограничений свободы массовой информации в условиях специфических правовых режимов Конституция РФ устанавливает пределы усмотрения государственных властей, закрепляя отдельные правомочия свободы массовой информации, которые даже при этих условиях не должны ограничиваться. Например, свобода распространять религиозные и иные убеждения не подлежит ограничениям даже в условиях режима чрезвычайного положения.

    3. Ограничения, вытекающие из особенностей правового статуса отдельных категорий субъектов права и их отношений с государством и обществом. В такого рода случаях параметры правомерности ограничений чрезвычайно редко получают чёткое конституционно-правовое воплощение. Иногда они формализуются законодателем, а еще чащё – судами, но обосновываются при этом именно конституционно-правовой природой регулируемых отношений, степень соответствия которой может быть предметом проверки и оценки в рамках конституционного судопроизводства или соответствующих международных судебно-правовых институций.

    Отдельные специальные субъекты правового института свободы массовой информации наделяются конституционно-правовыми иммунитетами. К примеру, в  статье 51 Конституции РФ предусмотрена (в порядке, определённом федеральным законом)  возможность наделения конкретных лиц так называемым “свидетельским иммунитетом” – освобождением от обязанности давать свидетельские показания. Для журналистов и редакций средств массовой информации данный правовой иммунитет получил закрепление ещё в “доконституционном” Законе РФ от 27.12.1991 года “О средствах массовой информации” в части сохранения конфиденциальности журналистской, редакционной информации и её источника.

    Ни  Уголовно-процессуальный кодекс РФ,   ни Гражданский процессуальный кодекс не включили в свои конструкции института свидетельского иммунитета ни журналиста, ни иного представителя редакции СМИ.

    На  сегодняшний день становится особенно актуальной проблема урегулирования отношений защиты чести, достоинства и деловой репутации в связи с публикациями СМИ.

    Современные информационные технологии, несомненно, играют огромную положительную роль в современном обществе. И уже, пожалуй, невозможно представить нашу жизнь без средств массовой информации. Однако при этом отмечается и одновременное негативное влияние СМИ на жизнь людей.

    Действующее российское законодательство не устанавливает  для детей каких-либо ограничений  в доступе к информации. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право  свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это положение Конституции РФ обеспечивает каждому ребёнку возможность доступа к информации и материалам, которые направлены на содействие его социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребёнка. С другой стороны, любой субъект информационного пространства имеет возможность предоставлять детям любую информацию и материалы, самостоятельно определять их характер и направленность.

    Такое положение содержит в себе потенциальную  возможность нарушения прав детей путём предоставления им информации и материалов, наносящих вред их здоровью и благополучию, физическому, нравственному и психическому развитию. Ситуация усугубляется тем, что ребёнок в силу своей физической и умственной незрелости не может в полной мере отдавать отчёт своим действиям, критически воспринимать направленные на него действия других лиц. Поэтому необходимы надлежащие принципы защиты детей в области массовой информации.

    Основными законами, регулирующими доступ ребёнка к информации, является Закон РФ от 27.12.1991 “О средствах массовой информации” и Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”. Однако каждый ответственный гражданин России, каждый родитель должен проявлять активную принципиальную позицию по вопросам влияния деятельности средств массовой информации на здоровье, развитие и воспитание ребёнка6. В частности, каждый родитель в соответствии со ст. 17 Конституции РФ вправе требовать от редакций средств массовой информации не нарушать права и интересы ребёнка при осуществлении своей деятельности. Формой выражения такой позиции могут быть частные и коллективные заявления и обращения к своим депутатам, в прокуратуру, в суд.

    Основное внимание следует уделить этической компоненте “информационной культуры”, как основополагающей, без которой и правовые меры вряд ли возымеют должный эффект. При этом в условиях всё более усиливающегося влияния массовой коммуникации на социально-экономические процессы и настроения в обществе, решения, принимаемые в направлении нормативно-правового обеспечения национальной безопасности и предусматривающие ограничения свободы выражения, слова и массовой информации должны быть продуманными и взвешенными.

    Несомненно, что антитеррористические меры не должны быть избыточными. Однако это зависит  не только от позиции силового блока, но, во многом и от сознательности и  добросовестности журналистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль средств массовой информации в современной политической системе России
 

    В политической системе современного демократического общества все более  важную роль играют средства массовой информации. Они выступают посредником  между журналистом, подписчиком  и аудиторией. В процессе функционирования средства массовой информации осуществляют двусторонняя связь между коммуникатором (тем, кто предоставляет информацию) и реципиентом (тем, кто ее воспринимает).

    Журналистика  как средство массовой информации вместе с тем является выразителем интересов общества, его различных социальных групп, категорий, отдельных личностей. Понятно, что деятельность средств массовой информации имеет важные общественно-политические последствия, поскольку характер массовой информации, адресованный аудитории, определяет в значительной мере ее отношение к действительности и направление социальных акций.

    Наибольшую  опасность для граждан и демократического государственного устройства представляет использование СМИ для политического манипулирования — скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам, создавая при этом иллюзию свободного выбора. Манипулирование основано на лжи и обмане. Причем это — не «ложь во спасение», а корыстные действия. Без должной борьбы с манипулированием оно может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы.

    Технология  манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. К ним относятся не только прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, но и более тонкие, рафинированные способы: полуправда (когда, чтобы обеспечить доверие аудитории, объективно и подробно освещаются конкретные, малозначительные детали и умалчиваются более важные факты или же дается общая ложная интерпретация событий), наклеивание ярлыков (когда для отторжения слушателями и компрометации лиц или идей им без доказательств дается неблаговидное определение, например «империалист», «фашист»,  и т.п.).

    Существует  множество приемов лингвистического, языкового манипулирования, предполагающих использование для обозначения одних и тех же явлений, а также слов, имеющих иной оценочный оттенок.

    Для каждого информационного жанра, наряду с общими приемами манипулирования, существуют и специальные. Телевидение, например, для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры. Для скрытого внушения массам определенных политических идей оно нередко организует шумные развлекательные шоу и т.д.

    Современные манипуляторы умело используют закономерности массовой психологии. Так, один из широко распространенных и внешне безобидных манипуляционных приемов, называемый «спираль умолчания», состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции, в ее победе. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. На фоне умолчания о позиции оппонентов голос настоящего или мнимого большинства становится еще громче, и это еще сильнее вынуждает несогласных или колеблющихся к принятию «общепринятого» мнения или к глубокому утаиванию своих убеждений. В результате «спираль умолчания» закручивается еще круче, обеспечивая победу манипуляторам.

Информация о работе Конституционные принципы организации и деятельности СМИ