Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:00, курсовая работа
Целью данной работы является описать и исследовать средства массовой информации с точки зрения особенностей их положения в системе российского законодательства и их функционирования в качестве средства распространения информации.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть виды СМИ;
2. определить особенности правового положения СМИ;
Введение……………………………………………………………………....3
1. Средства массовой информации в современном обществе…………....4
1.1 Понятие средств массовой информации……………………………..…4
1.2 Виды средств массовой информации………………………………..….7
2. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации…………………………………………..11
2.1 Основы свободы массовой информации в РФ ……………………….11
2.2 Ограничение свободы средств массовой информации ……………….17
3. Роль средств массовой информации в современной политической системе России……………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………...…29
Список использованной литературы…………………………………….….31
Как показывают эмпирические исследования, «средний» избиратель обычно судит о кандидате в президенты или парламент по тому имиджу (образу), который создает ему телевидение и другие средства масс-медиа. За искусно изготовленной СМИ блестящей рекламной упаковкой избирателю трудно бывает различить истинные деловые и нравственные качества кандидатов, определить их политические позиции. Такого рода рекламно-манипулятивная деятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания.
СМИ занимают все более активные позиции в современной общественно-политической жизни. Не являясь политическими организациями, СМИ имеют свои интересы, которые они пропагандируют и отстаивают. При этом несоответствия, возникающие между мнением редакции и взглядом на проблему различных учреждений и ведомств, вынуждают данные СМИ включаться в политические дискуссии и пр. И даже СМИ, провозглашающие свою неполитическую ориентацию, имеют интересы, которые могут противоречить интересам больших или малых социальных групп. В конце концов, лично представителя того или иного средства массовой информации могут не удовлетворять содержание и характер развития социальных и политических процессов.
В отличие от политических партий и движений, большинство СМИ, рассматриваемые как группы давления, не всегда имеют ярко выраженную политическую направленность и уж тем более не ставят перед собой политических задач. Политика для них - средство достижения своих неполитических, как правило, коммерческих, целей. И уже эти цели определяют объем и характер политических проблем, поднимаемых в данном СМИ. Этим объясняется и разнообразие методов воздействия на общественное мнение: информирование читателя и вышестоящих органов, открытая и скрытая пропаганда, создание координационных, консультативных, совещательных органов, блоков, использование призывов, лозунгов, создание социологических отделов.
Итак,
несмотря на определенные различия, большую
часть СМИ следует
В целом, СМИ способны выполнять ряд функций, среди которых: повышение политической культуры населения, взаимное информирование властей и населения, снятие социальной напряженности и т.д. Именно поэтому работа с СМИ сегодня крайне актуальна. Требуются серьезные аналитические исследования в данной области, разработка механизмов интеграции СМИ в социально-политическую систему общества, поддержки позитивных начинаний, способствующих стабилизации общества, ограничение возможных разрушительных действий.
Принятие политических решений в огромной степени зависит от полноты и разносторонности информации, получаемой в результате социологических исследований, работы аналитических центров, разведки, а также в большой мере через СМИ. Резко возрастает роль СМИ и в формировании национального и международного общественного мнения. От того, какая информация распространяется, как комментируются события, во многом зависит решение важнейших проблем человечества, международный политический климат.
Информационная политика напрямую связана с характером политического режима, режима власти. Автократический режим, тоталитарная система по определению заинтересованы в жесткой фильтрации информационных потоков, сведению до минимума или максимально контролируемому контакту таких систем с внешним миром. Демократическое общество и экономически, и политически заинтересовано в плюрализме мнений, свободе обмена информацией, являющимися источниками его жизнеспособности и динамизма. Однако ведущие наши газеты и телеканалы, будучи единомышленниками, стратегическими партнерами на пути к демократической России, в процессе формирования рынка СМИ разошлись по соперничающим, а иногда и враждующим лагерям.
В
периоды избирательных
Информационная война – это, прежде всего, тенденциозно подобранная информация о политических противниках владельца СМИ или политической партии, движения, группы, отдельного политика, которых данное СМИ поддерживает по тем или иным причинам. При этом такая информация носит агрессивный, обвинительный характер, сознательно направлена на дискредитацию противника любыми, вплоть до непристойных, методами и средствами и имеет целью его поражение в борьбе за власть. Тот, против кого направлены информационные «удары», отвечает на обвинения через другие СМИ точно так же – выбросом «компромата», разоблачений и т.п., что вызывает новую ступень обострения в отношениях между политическими группировками и между самими СМИ.
В ходе информационных войн их участники стремятся вывести противника из себя, заставить его в пылу полемики потерять психологическое равновесие, уронить себя в глазах зрителя, опускаясь до скандального тона, отвечая на каждый непристойный выпад. Преследуется цель отвлечь внимание публики от острых вопросов, которые могли бы быть заданы самим обвинителям. Делаются попытки «завалить» каждой последующей публикацией ошибки, неточности и прямую дезинформацию, содержащиеся в предыдущих материалах.
Информационные войны делят СМИ на враждующие лагери, однозначно поддерживающие позиции тех или иных политических партий и группировок, участвующих в выборах. В ходе политических боев четко прослеживается и экономическая зависимость руководителей телерадиокомпаний и газет - по публикациям того или иного издания можно практически безошибочно определить его «хозяина».
Как это ни парадоксально, информационные войны оборачиваются войной против избирателей, так как создают ложную картину состояния общества, дезориентируют его, навязывают предпочтения, далекие от истины и, в конце концов, становятся угрозой для демократии. Население, теряя уважение и доверие к враждующим телеканалам и органам печати, уставшее от информационной войны, утрачивает уважение и доверие к государственной власти, неспособной или не желающей обуздать информационный беспредел, который подрывает надежды общества на установление политической стабильности, порождает в общественной психологии пессимизм, уныние, озлобление, увеличивает численность электората, голосующего «против всех».
Информационные войны являются следствием, во-первых, исторически сложившегося конфронтационного характера российской политической культуры в целом; во-вторых, неспособности современных политических элит, в особенности тех, которые едины в стремлении добиться демократических перемен, к компромиссам во имя стабильности и цивилизованных общественных отношений; в-третьих, несовершенного законодательства о формировании властных структур; в-четвертых, отсутствия четких законов об электронных средствах массовой информации и о политической рекламе; в-пятых, отсутствия нормативных актов о профессиональной этике работников СМИ и прежде всего руководителей и журналистов телерадиокомпаний.
Заключение
Данная курсовая работа была посвящена рассмотрению правового положения средств массовой информации. Средства массовой информации являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека и важным инструментом осуществления связи между гражданами государства и органами государственной власти.
Подводя итоги, отметим, что информационно-коммуникативные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование информационного общества современного мира. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Чем более прописаны, более равноправны созданные властью системы взаимоотношений власть–общество–СМИ, тем в большей степени можно говорить о соблюдении демократии в государстве.
Поэтому
такое большое значение, особенно
в век новых информационно-
По своему духу российское законодательство о СМИ можно считать достаточно демократичным, позволяющим обеспечить реализацию СМИ своих функций.
Однако, имеющиеся ещё в российском законодательстве о СМИ пробелы, недоработки, равно как и общая атмосфера “необязательного” выполнения законов в стране, приводят к тому, что демократический потенциал СМИ оказывается часто не задействован, а сами законы по-прежнему нередко попадают под влияние и контроль властных структур или коммерческих организаций.
Тем не менее, несмотря на несовершенство законодательства о СМИ, необходимо констатировать, что имеющиеся в нём недоработки не оставлены без должного внимания со стороны специалистов в области права. И сегодня уже можно говорить о возникновении такой области права, как информационное право.
Характер,
содержание, сферы взаимоотношения
государства и СМИ в правовом
демократическом государстве
По сути, законодательство определяет ту роль, которую играют СМИ в определённом обществе, объём их полномочий, те рамки и пределы, в которых государство в лице тех или иных своих органов может оказывать воздействие на СМИ, с другой стороны – те обязанности, которые берут на себя СМИ перед обществом и государством.
Баланс
прав и обязанностей и отличает законодательство
одной страны, в которой свобода
слова представляется и гарантируется,
от другой, в которой её нет или она
лишь декларируется.
Список использованной литературы
Информация о работе Конституционные принципы организации и деятельности СМИ