Конституционные принципы организации и деятельности СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является описать и исследовать средства массовой информации с точки зрения особенностей их положения в системе российского законодательства и их функционирования в качестве средства распространения информации.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть виды СМИ;
2. определить особенности правового положения СМИ;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3
1. Средства массовой информации в современном обществе…………....4
1.1 Понятие средств массовой информации……………………………..…4
1.2 Виды средств массовой информации………………………………..….7
2. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации…………………………………………..11
2.1 Основы свободы массовой информации в РФ ……………………….11
2.2 Ограничение свободы средств массовой информации ……………….17
3. Роль средств массовой информации в современной политической системе России……………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………...…29
Список использованной литературы…………………………………….….31

Файлы: 1 файл

Конституционные принципы организации и деятельности СМИ..doc

— 165.50 Кб (Скачать)

    Как показывают эмпирические исследования, «средний» избиратель обычно судит о кандидате в президенты или парламент по тому имиджу (образу), который создает ему телевидение и другие средства масс-медиа.  За искусно изготовленной СМИ блестящей рекламной упаковкой избирателю трудно бывает различить истинные деловые и нравственные качества кандидатов, определить их политические позиции. Такого рода рекламно-манипулятивная деятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания.

    СМИ занимают все более активные позиции в современной общественно-политической жизни. Не являясь политическими организациями, СМИ имеют свои интересы, которые они пропагандируют и отстаивают. При этом несоответствия, возникающие между мнением редакции и взглядом на проблему различных учреждений и ведомств, вынуждают данные СМИ включаться в политические дискуссии и пр. И даже СМИ, провозглашающие свою неполитическую ориентацию, имеют интересы, которые могут противоречить интересам больших или малых социальных групп. В конце концов, лично представителя того или иного средства массовой информации могут не удовлетворять содержание и характер развития социальных и политических процессов.

    В отличие от политических партий и движений, большинство СМИ, рассматриваемые как группы давления, не всегда имеют ярко выраженную политическую направленность и уж тем более не ставят перед собой политических задач. Политика для них - средство достижения своих неполитических, как правило, коммерческих, целей. И уже эти цели определяют объем и характер политических проблем, поднимаемых в данном СМИ. Этим объясняется и разнообразие методов воздействия на общественное мнение: информирование читателя и вышестоящих органов, открытая и скрытая пропаганда, создание координационных, консультативных, совещательных органов, блоков, использование призывов, лозунгов, создание социологических отделов.

    Итак, несмотря на определенные различия, большую  часть СМИ следует рассматривать  именно как группы обеспечения политического  давления, чья деятельность вплетается в политическую сферу, хотя, прежде всего и главным образом связана  с достижением коммерческих целей.

    В целом, СМИ способны выполнять ряд функций, среди которых: повышение политической культуры населения, взаимное информирование властей и населения, снятие социальной напряженности и т.д. Именно поэтому работа с СМИ сегодня крайне актуальна. Требуются серьезные аналитические исследования в данной области, разработка механизмов интеграции СМИ в социально-политическую систему общества, поддержки позитивных начинаний, способствующих стабилизации общества, ограничение возможных разрушительных действий.

    Принятие  политических решений в огромной степени зависит от полноты и  разносторонности информации, получаемой в результате социологических исследований, работы аналитических центров, разведки, а также в большой мере через  СМИ. Резко возрастает роль СМИ и в формировании национального и международного общественного мнения. От того, какая информация распространяется, как комментируются события, во многом зависит решение важнейших проблем человечества, международный политический климат.

    Информационная  политика напрямую связана с характером политического режима, режима власти. Автократический режим, тоталитарная система по определению заинтересованы в жесткой фильтрации информационных потоков, сведению до минимума или максимально  контролируемому контакту таких систем с внешним миром. Демократическое общество и экономически, и политически заинтересовано в плюрализме мнений, свободе обмена информацией, являющимися источниками его жизнеспособности и динамизма. Однако ведущие наши газеты и телеканалы, будучи единомышленниками, стратегическими партнерами на пути к демократической России, в процессе формирования рынка СМИ разошлись по соперничающим, а иногда и враждующим лагерям.

    В периоды избирательных кампаний, как никогда остро встают проблемы свободы слова, независимости и профессиональной этики журналиста, соблюдения законодательства о средствах массовой информации. Это связано с тем, что в ходе борьбы за власть претендентами используются самые разнообразные методы, приемы и средства, в том числе те, которые принято называть грязными избирательными технологиями. Последние в применении к телерадиовещанию и газетам получили название информационных войн.

    Информационная  война – это, прежде всего, тенденциозно подобранная информация о политических противниках владельца СМИ или политической партии, движения, группы, отдельного политика, которых данное СМИ поддерживает по тем или иным причинам. При этом такая информация носит агрессивный, обвинительный характер, сознательно направлена на дискредитацию противника любыми, вплоть до непристойных, методами и средствами и имеет целью его поражение в борьбе за власть. Тот, против кого направлены информационные «удары», отвечает на обвинения через другие СМИ точно так же – выбросом «компромата», разоблачений и т.п., что вызывает новую ступень обострения в отношениях между политическими группировками и между самими СМИ.

    В ходе информационных войн их участники  стремятся вывести противника из себя, заставить его в пылу полемики потерять психологическое равновесие, уронить себя в глазах зрителя, опускаясь до скандального тона, отвечая на каждый непристойный выпад. Преследуется цель отвлечь внимание публики от острых вопросов, которые могли бы быть заданы самим обвинителям. Делаются попытки «завалить» каждой последующей публикацией ошибки, неточности и прямую дезинформацию, содержащиеся в предыдущих материалах.

    Информационные  войны делят СМИ на враждующие лагери, однозначно поддерживающие позиции  тех или иных политических партий и группировок, участвующих в  выборах. В ходе политических боев четко прослеживается и экономическая зависимость руководителей телерадиокомпаний и газет - по публикациям того или иного издания можно практически безошибочно определить его «хозяина».

    Как это ни парадоксально, информационные войны оборачиваются войной против избирателей, так как создают ложную картину состояния общества, дезориентируют его, навязывают предпочтения, далекие от истины и, в конце концов, становятся угрозой для демократии. Население, теряя уважение и доверие к враждующим телеканалам и органам печати, уставшее от информационной войны, утрачивает уважение и доверие к государственной власти, неспособной или не желающей обуздать информационный беспредел, который подрывает надежды общества на установление политической стабильности, порождает в общественной психологии пессимизм, уныние, озлобление, увеличивает численность электората, голосующего «против всех».

    Информационные  войны являются следствием, во-первых, исторически сложившегося конфронтационного  характера российской политической культуры в целом; во-вторых, неспособности современных политических элит, в особенности тех, которые едины в стремлении добиться демократических перемен, к компромиссам во имя стабильности и цивилизованных общественных отношений; в-третьих, несовершенного законодательства о формировании властных структур; в-четвертых, отсутствия четких законов об электронных средствах массовой информации и о политической рекламе; в-пятых, отсутствия нормативных актов о профессиональной этике работников СМИ и прежде всего руководителей и журналистов телерадиокомпаний.

Заключение

    Данная  курсовая работа была посвящена рассмотрению правового положения средств  массовой информации. Средства массовой информации являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека и важным инструментом осуществления связи между гражданами государства и органами государственной власти.

    Подводя итоги, отметим,  что информационно-коммуникативные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование информационного общества современного мира. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Чем более прописаны, более равноправны созданные властью системы взаимоотношений власть–общество–СМИ, тем в большей степени можно говорить о соблюдении демократии в государстве.

    Поэтому такое большое значение, особенно в век новых информационно-коммуникативных  технологий, имеют те законы, которые регулируют деятельность СМИ.

    По  своему духу российское законодательство о СМИ можно считать достаточно демократичным, позволяющим обеспечить реализацию СМИ своих функций.

    Однако, имеющиеся ещё в российском законодательстве о СМИ пробелы, недоработки, равно как и общая атмосфера “необязательного” выполнения законов в стране, приводят к тому, что демократический потенциал СМИ оказывается часто не задействован, а сами законы по-прежнему нередко попадают под влияние и контроль властных структур или коммерческих организаций.

    Тем не менее, несмотря на несовершенство законодательства о СМИ, необходимо констатировать, что имеющиеся в нём недоработки не оставлены без должного внимания со стороны специалистов в области права. И сегодня уже можно говорить о возникновении такой области права, как информационное право.

    Характер, содержание, сферы взаимоотношения  государства и СМИ в правовом демократическом государстве определяет, прежде всего, та законодательная база, которая регулирует положение и  роль СМИ в обществе. Это в равной мере касается как специальных законов о СМИ, так и других законодательных актов.

    По сути, законодательство определяет ту роль, которую играют СМИ в определённом обществе, объём их полномочий, те рамки и пределы, в которых государство в лице тех или иных своих органов может оказывать воздействие на СМИ, с другой стороны – те обязанности, которые берут на себя СМИ перед обществом и государством.

    Баланс  прав и обязанностей и отличает законодательство одной страны, в которой свобода  слова представляется и гарантируется, от другой, в которой её нет или она лишь декларируется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 года . - М. : Проспект , 2004. - 32 с
  2. Федеральный Конституционный закон Российской Федерации от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ " О чрезвычайном положении" //Правовая система КонсультантПлюс.
  3. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» //Правовая система КонсультантПлюс.
  4. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"//Правовая система КонсультантПлюс.
  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"//Правовая система КонсультантПлюс.
  6. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) "О средствах массовой информации"//Правовая система КонсультантПлюс.
  7. Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник / А. Б. Венгеров . - 4-е изд., стер . - М. : Омега-Л , 2007. - 607 с. - (Высшее юридическое образование)
  8. Головистикова А. Н. Теория государства и права в схемах и таблицах : учебное пособие / А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев . - М. : Эксмо , 2007. - 254 с.
  9. Городов О.А. Информационное право: учебник. – М.: ТК Велби, 2007. – 261 с.
  10. Гусева Т. А. Новая система и структура органов исполнительной власти : справочно-учебное пособие / Т. А. Гусева, Л. Е. Чапкевич . - М. : Волтерс Клувер , 2005. - 447 с.
  11. Енгибарян Р. В. Сравнительное конституционное право : учебное пособие / Р. В. Енгибарян . - Ростов н/Д : Феникс , 2007. - 543 с. - (Высшее образование) 
  12. Ильин И. А. Теория права и государства / И. А. Ильин, ред. и авт. предисл. В. А. Томсинов . - М. : Зерцало , 2003. - 398 с. - (Русское юридическое наследие)
  13. Некрасов С. И. Конституционное право РФ : учебное пособие для бакалавров / С. И. Некрасов . - М. : ЮРАЙТ , 2012. - 351 с.
  14. Стрекозов В. Г. Конституционное право России : учебник / В. Г. Стрекозов . - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : ЮРАЙТ , 2011. - 327 с. - (Основы наук) 
  15. Смоленский М. Б. Конституционное право Российской федерации : учебник для вузов / М. Б. Смоленский, М. В. Мархгейм . - Ростов н/Д : Феникс , 2007. - 446 с. 
  16. Теория государства и права : учебное пособие для вузов / ред. Е. И. Темнов . - М. : КноРус , 2007. - 382 с.
  17. Бобылева О. Н. Исполнительная власть в России: история и современность / О. Н. Бобылева / / Право и государство. - 2008. - N 10. - С. 97-102;
  18. Буянский С. Г. Правовое государство в конституционном праве: проблемы и перспективы / С. Г. Буянский, О. С. Капинус / / Закон и право. - 2005. - N2. - С. 17-19
  19. Гафуров З. Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность / З. Ш. Гафуров / / Государство и право. - 2009. - N 4. - С. 5-14
  20. Пахомов В. Г. Правовое государство: исходные положения / В. Г. Пахомов / / Право и государство. - 2007. - N 2. - С. 123-130
  21. Ралько О. В. Правовое государство: переход от абстрактных понятий к конкретным характеристикам / О. В. Ралько / / Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - N 5. - С. 3-8

Информация о работе Конституционные принципы организации и деятельности СМИ