Принципы деятельности Конституционного Суда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь [4, ст. 116] (Закон о Конституционном Суде РБ). Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Файлы: 1 файл

курсовая суд..docx

— 32.20 Кб (Скачать)

1.Принципы деятельности Конституционного Суда  

 (понятие, формирование, принципы)

 

В соответствии со ст. 116 Конституции  Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь [4, ст. 116] (Закон о Конституционном Суде РБ). Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

В частности, организация, порядок  деятельности и компетенция Конституционного Суда определяются Конституцией, Законом  Республики Беларусь от 30.03.1994г. «О Конституционном  Суде Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, Регламентом  Конституционного Суда и другими  правовыми актами.

Действующий Основной Закон (в редакции 1996 г. посвящает ему ст. 116 гл. 6 «Суд»  раздела IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд», тем самым (в отличие от прежней  редакции Конституции – гл. 6 раздела VI «Государственный контроль и надзор») исключает повод для дискуссии  о юридической природе этого  органа. На этот вопрос Конституция  Республики Беларусь отвечает однозначно: Конституционный Суд – особый орган судебной власти, орган конституционного правосудия [4].

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются:

- законность;

- независимость; 

- коллегиальность; 

- открытость (гласность);

- устность;

- равноправие; 

- состязательность сторон.

Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на данный Суд или на его челнов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой  Беларусь, а также законами и другими  нормативными актами.

При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции  Республики Беларусь Конституционный  Суд исходит из презумпции их конституционности.

Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью  судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к  компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной  комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство  в его деятельность, созданием  надлежащих организационно-технических  условий для его работы, а также  материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь деятельность Конституционного Суда финансируется отдельной строкой  из республиканского бюджета, что также  способствует его независимости.

Рассмотрение  дел, относящихся к компетенции  Конституционного Суда, осуществляется коллегиально. Дела разрешаются Конституционным  Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей  ст. 26 Закона Республики Беларусь «О Конституционном  Суде Республики Беларусь», которая  предусматривает, что по решению  Суда в случае, если это необходимо для сохранения государственной  тайны, могут проводиться закрытые заседания.

Решение Конституционного Суда во всех случаях  оглашается публично. Разбирательство  в заседаниях Конституционного Суда происходит устно.

В ходе рассмотрения дел Конституционный  Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы. При рассмотрении дел Конституционным  Судом стороны пользуются равными  правами.

Конституционное судопроизводство строится на началах состязательности сторон [2, c. 262].

 

2. Статус  судей Конституционного Суда  и требования к кандидатам

 

Согласно статье 12 Закона «О конституционном  Суде Республики Беларусь» членами  Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда и десять судей, из которых шесть  назначаются Президентом Республики Беларусь, а шесть избираются Советом  Республики Национального собрания Республики Беларусь. В случае досрочного выбытия избранного или назначенного судьи из состава Конституционного Суда применяется аналогичный порядок либо избрания, либо назначения другого судьи. 

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава  судей по предложению Председателя Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда может быть в  любое время освобождён от должности  Председателя данного Суда Президентом  Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным  Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», с уведомлением Совета Республики Национального собрания [1, c. 755].

Судьёй Конституционного Суда может  быть назначен или избран гражданин  Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, учёную степень, а также  обладающий высокими моральными качествами. После назначения или избрания на должность судье Конституционного Суда присваивается квалификационный класс судьи Президентом Республики Беларусь. Предельный возраст членов Конституционного Суда – семьдесят  лет. Судьи Конституционного Суда назначаются  или избираются на одиннадцать лет  и могут быть назначены или  избраны на новый срок.

Судьи Конституционного Суда не могут  осуществлять предпринимательскую  деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской  и научно-исследовательской. Они  не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами, а также членами  политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели (ст. 16 Закона).

Член Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги. К  присяге членов Конституционного Суда, как назначенных Президентом  Республики Беларусь, так и избранных  Советом Республики Национального  собрания Республики Беларусь, приводит Президент в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания. Каждый член Конституционного Суда принимает  присягу следующего содержания:

«Я (фамилия, имя, отчество) беру на себя обязательство  перед народом Республики Беларусь честно, добросовестно и беспристрастно защищать конституционный строй  и верховенство Конституции Республики Беларусь».

Судья в период осуществления им своих полномочий в Конституционном  Суде Республики Беларусь приводится к присяге один раз.

Конституционный Суд правомочен принимать  решения и приступает к работе, когда и его состав назначено  и избрано не менее восьми членов Суда. В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда и его заместителя  или невозможности исполнения этими  лицами своих обязанностей старший  по возрасту судья Конституционного Суда пользуется полномочиями, перечисленными в статье 19 Закона «О Конституционном  Суде Республики Беларусь», закрепляющей компетенцию Председателя Конституционного Суда. 

Полномочия  судьи Конституционного Суда могут  быть досрочно прекращены:

1) по его просьбе об отставке;

2) в связи с утратой судьей  гражданства Республики Беларусь;

3) в связи с достижением предельного  возраста пребывания в должности  судьи Конституционного Суда;

4) в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со  стороны Конституционного Суда, деятельности, не совместимой с  должностью судьи; 

5) в связи с совершением судьей  поступка, порочащего честь и  достоинство судьи, либо совершением  иных действий, дискредитирующих  Конституционный Суд; 

6) в связи с вступившим в отношении  судьи в законную силу обвинительным  приговором;

7) в связи с признанием судьи  недееспособным решением суда, вступившим  в законную силу;

8) в связи с признанием судьи  безвестно отсутствующим либо  объявлением его умершим решением  суда, вступившим в законную силу;

9) в связи с признанием судьи  в установленном порядке нетрудоспособным  либо неспособностью судьи по  состоянию здоровья в течение  длительного времени (не менее  одного года) исполнять обязанности  судьи; 

10) в случае смерти судьи. 

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании  представления Конституционного Суда (пункты 2-10 части первой ст. 18) или  личного письменного заявления  судьи (пункт 1 части первой ст. 18), с  уведомлением Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь. При  этом представление Конституционного Суда принимается большинством голосов  от полного состава судей Конституционного Суда, за исключением внесения представления  о прекращении полномочий по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой ст. 18, которое должно быть принято  большинством не менее двух третей от полного состава судей [3, ст. 18].

Полномочия  судьи Конституционного Суда могут  быть приостановлены в случаях если:

1) дано согласие Президента Республики  Беларусь на арест судьи или  привлечение его к уголовной  ответственности; 

2) судья Конституционного Суда  зарегистрирован в качестве кандидата  в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь, депутаты  местных Советов депутатов. 

Приостановление полномочий судьи  Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь. Решение  о приостановлении полномочий судьи  Конституционного Суда принимается  безотлагательно при выявлении  оснований к их приостановлению. Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать  в заседаниях Конституционного Суда, направлять в государственные и  другие органы, должностным лицам  и гражданам официальные документы, запрашивать у них какие-либо документы и иную информацию в  соответствии с настоящим Законом. Восстановление полномочий судьи Конституционного Суда допускается после отпадения  оснований к их приостановлению  и осуществляется Президентом Республики Беларусь.

Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 3 части первой ст. 18 Закона. Стаж работы судьи Конституционного Суда, дающий право на отставку и выплату ежемесячного пожизненного содержания, определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом в стаж работы в должности судьи Конституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы данного судьи по юридической специальности.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается  Президентом Республики Беларусь.

Председатель Конституционного Суда пользуется всеми правами и несет  обязанности судьи Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда представляет Конституционный  Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями.

Председатель  Конституционного Суда:

- руководит работой Конституционного  Суда, распределяет между его  членами обязанности; 

- созывает Конституционный Суд  и председательствует на его  заседаниях;

- принимает меры поощрения и  налагает взыскания на судей  Конституционного Суда в соответствии  с регламентом; 

- осуществляет общее руководство работой Секретариата Конституционного Суда и обладает правом приема и увольнения его работников;

- вправе в любое время подать  в отставку с занимаемой должности.  Председатель Конституционного  Суда издает распоряжения по  вопросам внутренней деятельности  Конституционного Суда. Председатель  Конституционного Суда осуществляет  другие полномочия в соответствии  с настоящим Законом и Регламентом  Конституционного Суда [3, ст. 19].

Заместитель Председателя Конституционного Суда пользуется всеми правами и  несет обязанности судьи Конституционного Суда, исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда в случае его  отсутствия или по его поручению. Заместитель Председателя Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку с занимаемой должности [3, ст. 20].

Судья Конституционного Суда:

- имеет право требовать созыва  Конституционного Суда, предлагать  вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по  поводу решений Конституционного  Суда;

- участвует во всех заседаниях  Конституционного Суда с правом  решающего голоса;

- обладает другими правами и  несет обязанности, предусмотренные  настоящим Законом. 

Судья Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку.

До  оглашения решения по вопросам, которые  изучаются или рассматриваются  Конституционным Судом, ни один его  член не имеет права публично высказывать  свое мнение, если это не вытекает из необходимости подготовки вопроса  к обсуждению в Конституционном  Суде [3, ст. 21].

Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.

Информация о работе Принципы деятельности Конституционного Суда