Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:28, контрольная работа
В соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь [4, ст. 116] (Закон о Конституционном Суде РБ). Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».
1.Принципы деятельности Конституционного Суда
(понятие, формирование, принципы)
В соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь [4, ст. 116] (Закон о Конституционном Суде РБ). Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».
В частности, организация, порядок деятельности и компетенция Конституционного Суда определяются Конституцией, Законом Республики Беларусь от 30.03.1994г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, Регламентом Конституционного Суда и другими правовыми актами.
Действующий Основной Закон (в редакции 1996 г. посвящает ему ст. 116 гл. 6 «Суд» раздела IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд», тем самым (в отличие от прежней редакции Конституции – гл. 6 раздела VI «Государственный контроль и надзор») исключает повод для дискуссии о юридической природе этого органа. На этот вопрос Конституция Республики Беларусь отвечает однозначно: Конституционный Суд – особый орган судебной власти, орган конституционного правосудия [4].
Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются:
- законность;
- независимость;
- коллегиальность;
- открытость (гласность);
- устность;
- равноправие;
- состязательность сторон.
Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на данный Суд или на его челнов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.
Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами.
При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.
Независимость Конституционного Суда
обеспечивается особым порядком назначения,
избрания судей и их освобождения
от должности, неприкосновенностью
судей, установленной процедурой рассмотрения
дел и вопросов, относящихся к
компетенции Конституционного Суда,
тайной совещания судей в
В соответствии с законодательством
Республики Беларусь деятельность Конституционного
Суда финансируется отдельной
Рассмотрение дел, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально. Дела разрешаются Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 26 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», которая предусматривает, что по решению Суда в случае, если это необходимо для сохранения государственной тайны, могут проводиться закрытые заседания.
Решение Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно.
В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы. При рассмотрении дел Конституционным Судом стороны пользуются равными правами.
Конституционное судопроизводство строится на началах состязательности сторон [2, c. 262].
2. Статус судей Конституционного Суда и требования к кандидатам
Согласно статье 12 Закона «О конституционном
Суде Республики Беларусь» членами
Конституционного Суда являются Председатель,
заместитель Председателя Конституционного
Суда и десять судей, из которых шесть
назначаются Президентом
Председатель Конституционного Суда
назначается Президентом
Судьёй Конституционного Суда может
быть назначен или избран гражданин
Республики Беларусь, имеющий высшее
юридическое образование, являющийся
высококвалифицированным
Судьи Конституционного Суда не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Они не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами, а также членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели (ст. 16 Закона).
Член Конституционного Суда вправе
принимать участие в его работе
только после принесения присяги. К
присяге членов Конституционного Суда,
как назначенных Президентом
Республики Беларусь, так и избранных
Советом Республики Национального
собрания Республики Беларусь, приводит
Президент в присутствии
«Я (фамилия, имя, отчество) беру на себя обязательство перед народом Республики Беларусь честно, добросовестно и беспристрастно защищать конституционный строй и верховенство Конституции Республики Беларусь».
Судья в период осуществления им своих полномочий в Конституционном Суде Республики Беларусь приводится к присяге один раз.
Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда и его состав назначено и избрано не менее восьми членов Суда. В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда и его заместителя или невозможности исполнения этими лицами своих обязанностей старший по возрасту судья Конституционного Суда пользуется полномочиями, перечисленными в статье 19 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», закрепляющей компетенцию Председателя Конституционного Суда.
Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены:
1) по его просьбе об отставке;
2)
в связи с утратой судьей
гражданства Республики
3)
в связи с достижением
4) в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, деятельности, не совместимой с должностью судьи;
5)
в связи с совершением судьей
поступка, порочащего честь и
достоинство судьи, либо
6)
в связи с вступившим в
7) в связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
8)
в связи с признанием судьи
безвестно отсутствующим либо
объявлением его умершим
9)
в связи с признанием судьи
в установленном порядке
10) в случае смерти судьи.
Прекращение полномочий судьи Конституционного
Суда осуществляется Президентом Республики
Беларусь, в том числе на основании
представления Конституционного Суда
(пункты 2-10 части первой ст. 18) или
личного письменного заявления
судьи (пункт 1 части первой ст. 18), с
уведомлением Совета Республики Национального
собрания Республики Беларусь. При
этом представление Конституционного
Суда принимается большинством голосов
от полного состава судей
Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях если:
1)
дано согласие Президента
2)
судья Конституционного Суда
зарегистрирован в качестве
Приостановление полномочий судьи
Конституционного Суда осуществляется
Президентом Республики Беларусь. Решение
о приостановлении полномочий судьи
Конституционного Суда принимается
безотлагательно при выявлении
оснований к их приостановлению.
Судья Конституционного Суда, полномочия
которого приостановлены, не вправе участвовать
в заседаниях Конституционного Суда,
направлять в государственные и
другие органы, должностным лицам
и гражданам официальные
Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 3 части первой ст. 18 Закона. Стаж работы судьи Конституционного Суда, дающий право на отставку и выплату ежемесячного пожизненного содержания, определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом в стаж работы в должности судьи Конституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы данного судьи по юридической специальности.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Председатель Конституционного Суда
пользуется всеми правами и несет
обязанности судьи
Председатель Конституционного Суда:
-
руководит работой
- созывает Конституционный Суд и председательствует на его заседаниях;
-
принимает меры поощрения и
налагает взыскания на судей
Конституционного Суда в
- осуществляет общее руководство работой Секретариата Конституционного Суда и обладает правом приема и увольнения его работников;
-
вправе в любое время подать
в отставку с занимаемой
Заместитель Председателя Конституционного
Суда пользуется всеми правами и
несет обязанности судьи
Судья Конституционного Суда:
-
имеет право требовать созыва
Конституционного Суда, предлагать
вопросы на его рассмотрение,
выражать особое мнение по
поводу решений
-
участвует во всех заседаниях
Конституционного Суда с
-
обладает другими правами и
несет обязанности,
Судья Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку.
До оглашения решения по вопросам, которые изучаются или рассматриваются Конституционным Судом, ни один его член не имеет права публично высказывать свое мнение, если это не вытекает из необходимости подготовки вопроса к обсуждению в Конституционном Суде [3, ст. 21].
Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.
Информация о работе Принципы деятельности Конституционного Суда