Принципы деятельности Конституционного Суда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь [4, ст. 116] (Закон о Конституционном Суде РБ). Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Файлы: 1 файл

курсовая суд..docx

— 32.20 Кб (Скачать)

Лица, назначенные, избранные в Конституционный Суд, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы, иным способом лишены личной свободы без согласия Президента Республики Беларусь, кроме случаев задержания на месте совершения преступления.

Уголовное дело в отношении члена Конституционного Суда может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь.

 

 

 

 

3. Компетенция Конституционного Суда

 

Согласно Конституции страны на Конституционный Суд возлагается  контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

- соответствии законов, декретов  и указов Президента Республики  Беларусь, международных договорных  и иных обязательств Республики  Беларусь Конституции и международно-правовым  актам, ратифицированным Республикой  Беларусь;

- соответствии актов межгосударственных  образований, в которые входит  Республика Беларусь, указов Президента  Республики Беларусь, изданных во  исполнение закона, Конституции,  международно-правовым актам, ратифицированным  Республикой Беларусь, законам и  декретам;

- соответствии постановлений Совета  Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики  Беларусь, Высшего Хозяйственного  Суда Республики Беларусь, Генерального  прокурора Республики Беларусь  Конституции, международно-правовым  актам, ратифицированным Республикой  Беларусь, законам, декретам и  указам Президента Республики  Беларусь;

- соответствии актов любого другого  государственного органа Конституции,  международно-правовым актам, ратифицированным  Республикой Беларусь, законам, декретам  и указам Президента Республики  Беларусь.

Предложения о проверке конституционности  нормативных правовых актов с  целью вынесения Конституционным  Судом заключения могут направлять Президент, палаты Парламента, Правительство, Верховный Суд, Высший Хозяйственный  Суд. Инициировать вынесение решений  могут граждане (ч. 4 ст. 122 Конституции) и суды (см. ст. 112 Конституции).

Конституционный Суд вправе проверять  на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в  том числе законы о ратификации  международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные  акты министерств, государственных  комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Конституционный Суд рассматривает  вопросы о конституционности  указанных актов, как в целом, так и отдельных их положений.

Согласно статье 38 Закона «О Конституционном  Суде Республики Беларусь» заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат [3, ст. 38]. Конституционный Суд не обладает правом законодательной инициативы, поскольку сам контролирует конституционность нормативных актов. Однако в соответствии с законом Суд вправе вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

В настоящее время в Конституции  прямо не предусмотрено право  Конституционного Суда возбуждать дела по собственному усмотрению (чем он активно пользовался в прошлый период).

С точки зрения сегодняшнего дня  особенно хорошо видно, что "судебный субъективизм" в 1994-1996 гг., проявившийся, в том числе, и в возбуждении  дел по усмотрению суда (прежде всего  в силу односторонности такого "усмотрения"), не способствовал в полной мере становлению  Конституционного Суда, давал почву  для обвинений в его адрес  в необъективности и пристрастности. По моему мнению, что Конституционному Суду должна быть присуща сдержанность, действие в строгих рамках Конституции, вольности просто недопустимы. К этому обязывает и наша система права.

В Законе о Конституционном Суде сейчас детализирован порядок реализации положений тех норм статьи 112 Конституции, которые действуют с 30 марта 1994 года. Согласно названной статье, если при  рассмотрении конкретного дела суд  придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает  решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке  вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

К сожалению, с 30 марта 1994 г. данная норма  фактически не действовала: суды не входили  с соответствующими предложениями  в Конституционный Суд. Многими  это объяснялось отсутствием  законодательной регламентации  такого обращения. Хотя и в тот  период нельзя было согласиться с  такого рода объяснениями, так как  были все условия для формирования соответствующей практики, чтобы  снять всякие сомнения в законе от 7 июля 1997 г. предусмотрено, что суд (общей  компетенции или хозяйственный) при выявлении расхождений между  Конституцией и под конституционным актом принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом вопрос о внесении им предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Согласно закону Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд обязаны сделать это в месячный срок со дня обращения к ним суда нижестоящей инстанции.

Наше законодательство в этой части  несколько отличается от законодательства ряда других стран, в том числе  государств СНГ: предполагается, что  суд сразу выносит решение  по делу, руководствуясь при этом Конституцией. Однако не исключается и возможность  суда при рассмотрении конкретного  дела приостановить производство по нему до вынесения вердикта Конституционным  Судом по вопросу о конституционности  нормативного акта. Следовало бы предусмотреть  аналогичный механизм взаимодействия судов (общей компетенции, хозяйственных) и Конституционного Суда при установлении расхождений между международными договорами, действующими на территории Беларуси, и иными подконституционными  актами с целью обеспечения реального  верховенства первых над вторыми.

Конституционный Суд Республики Беларусь включен в главу «Суд» Конституции  Республики Беларусь, чем подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной власти – самостоятельной  ветви государственной власти.

Конституционный Суд – единственный орган судебной власти, чьи основные положения, порядок формирования и  некоторые другие вопросы прямо  оговорены в Конституции. Относительно организации и деятельности иных судов (общих, хозяйственных) в Конституции  сформулированы лишь принципы и указана  их основная функция – осуществление  правосудия. При этом компетенция  Конституционного Суда, как отмечено в части седьмой статьи 116 Конституции, определяется специальным законом  о Конституционном Суде [4].

В этой связи  следует сделать несколько выводов: 1) конституционные положения могут  быть развиты в законе (без посягательства на юрисдикцию других органов); 2) недопустимы "размывание" закона о Конституционном  Суде, попытки закрепить нормы  о статусе судей Конституционного Суда в других законодательных актах  без их непосредственного закрепления  в законе о Конституционном Суде; именно в законе о Конституционном  Суде, как того требует Конституция, могут развиваться и конкретизироваться ее принципы и нормы, касающиеся деятельности Конституционного Суда; 3) законом о  Конституционном Суде предусмотрено, что порядок конституционного судопроизводства, правила процедуры и этикета  регулируются принимаемым Конституционным  Судом Регламентом, который должен быть основан на положениях названного закона. Конституционный Суд –  единственный судебный орган, который  самостоятельно определяет порядок  конституционного судопроизводства. В связи с тем что проводится проверка акта на его соответствие не только Конституции, но и актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, возможна проверка конституционности всех норм "по вертикали", например, проверка соответствия нормативного решения райисполкома (местный орган управления) решению облисполкома, которое, в свою очередь, должно соответствовать указу, закону, а последние – Конституции. Проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, Конституционный Суд может в своем решении (заключении) указать на неконституционность и другого, обладающего более высокой юридической силой, чем нормативный акт, о проверке которого поступило предложение.

В практике работы Конституционного Суда были случаи, когда вносилось предложение  о проверке отдельных статей закона (кодекса), но аналогичные нормы содержались  в других статьях. В этом случае Конституционный  Суд, на наш взгляд, также вправе проверить их конституционность  и вынести соответствующее решение.

Местные Советы депутатов обладают "двойной" природой. С одной стороны, это  государственные органы, а с другой – органы местного самоуправления. Несмотря на это, их решения, как уже  было отмечено, могут быть предметом  рассмотрения в Конституционном  Суде. Лишь решения местных референдумов выпадают из сферы контроля Конституционного Суда, в то же время это не распространяется на законы, принятые путем всенародного голосования, т.е. в масштабе всей республики.

 

4. Порядок возбуждения и рассмотрения дел в Конституционном Суде

 

Предложения о проверке конституционности  нормативных актов вправе вносить  в Конституционный Суд Президент  Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального  собрания Республики Беларусь, Верховный  Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный  Суд Республики Беларусь, Совет Министров  Республики Беларусь.

В случае, предусмотренном статьей 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к  выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение  в соответствии с Конституцией и  после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным  Судом Республики Беларусь или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения  в Конституционный Суд о признании  данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд Республики Беларусь или Высший Хозяйственный Суд  Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным.

Предложение о даче заключения о  фактах систематического или грубого  нарушения палатами Парламента Конституции  Республики Беларусь может быть направлено в Конституционный Суд Президентом  Республики Беларусь.

К предложению, кроме документов, перечисленных  в статье 47 Закона "О Конституционном  Суде Республики Беларусь", могут  быть приложены другие материалы, имеющие  отношение к делу.

Рассмотрение этого вопроса  не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда. Предложения  Президента Республики Беларусь подписываются  им лично. Предложения Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь оформляются  в соответствии с их регламентами и подписываются председателями соответствующих палат Парламента Республики Беларусь. Предложения Совета Министров Республики Беларусь принимаются  в соответствии с Регламентом  Правительства и подписываются  Премьер-министром Республики Беларусь.

Предложения Верховного Суда и Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь принимаются на заседаниях их коллегиальных  органов, правомочных принимать  решения от имени Суда.

Иные государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают  с соответствующей инициативой  перед органами и лицами, имеющими право на внесение предложений о  проверке конституционности акта, если другое не предусмотрено Конституцией и законами Республики Беларусь.

Предложение о проверке конституционности акта должно содержать:

  • сведения об инициаторе (инициаторах) предложения, подтверждающие правомочия на его внесение в Конституционный Суд; наименование международного договора или нормативного акта, который подлежит проверке, сведения об источнике его опубликования (получения);
  • основания для рассмотрения вопроса в Конституционном Суде;
  • позицию стороны, ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;
  • перечень прилагаемых документов.

К предложению о проверке конституционности  международного договора или нормативного акта прилагаются:

  • заверенная в установленном порядке копия полного текста международного договора или акта, конституционность которого в целом или в отдельной его части подлежит проверке, с удостоверенным в установленном порядке переводом текста и указанием источника опубликования (получения) указанного акта;
  • доверенность либо иной документ, подтверждающий полномочия представителя, кроме случаев, когда представительство будет осуществляться по должности.

К предложению могут прилагаться  список свидетелей, экспертов и специалистов, которых инициатор предлагает вызвать  в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и  материалы, подлежащие рассмотрению Конституционным  Судом.

Предложения и обязательные приложения к ним направляются в Конституционный  Суд с копиями в количестве не менее 15 экземпляров.

Предложение Президента Республики Беларусь о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь оформляется в соответствии с требованиями настоящей статьи. Копия решения о возбуждении дела направляется Конституционным Судом стороне, а также лицам, указанным в части второй статьи 32 Регламента Конституционного Суда. В дальнейшем дело в Конституционном Суде ведется в общем порядке.

Информация о работе Принципы деятельности Конституционного Суда