Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:11, курсовая работа
Во все времена людей интересовал вопрос: откуда проистекает право, каков его источник?
Существует много точек зрения на природу права. И можно выделить два основных направления:
1). Право – естественный продукт человеческой истории;
2). Право – искусственный результат деятельности определенных социальных сил.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Понятие источника права. Соотношение формы
права и источника права 4
ГЛАВА II. Виды форм права 7 1. Обычай и обычное право 7 2. Судебный прецедент 10 3. Нормативно-правовой договор 13 4. Правовая доктрина 14 5. Священная книга 15 6. Принципы международного права 16 7. Нормативно-правовой акт 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
БИБЛИОГРАФИЯ 22
В настоящее время правовая доктрина имеет распространение в так называемых традиционалистских правовых системах (например, в мусульманском праве).
5. Священные книги
Священные книги - различные сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога (например, Библия, Коран) и признаваемые государством в качестве общеобязательных.
В настоящее время распространенным источником права в арабских и некоторых других странах остаются мусульманские религиозные воззрения. Мусульманское право значительно отличается от всех других правовых систем. Оно представляет одну из сторон религии ислама.
В основе мусульманского права лежат четыре источника: 1) священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету; 2) Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников; 3) Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов; 4) Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям предается законный, общеобязательный характер.
Несмотря на значительную роль мусульманского права в регулировании общественных отношений, в последнее время во многих мусульманских странах все шире используются такие классические источники права, как правовой обычай и нормативно-правовой акт (законодательство).
6. Принципы международного права
Принципы международного права – это наиболее значимые нормы международного права. Имеются в виду те принципы, которые не имеют непосредственно правового значения, поскольку отражены, например, в декларациях, имеющих рекомендательный характер, но получают таковое в случае признания их государством. Так, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».[1]
Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию,
Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению.
7. Нормативно- правовой акт
Нормативный правовой акт – это изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами права связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений.[4]
Широкому использованию нормативно-правовых актов способствуют такие их качества, как способность централизовано регулировать различные общественные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем испытаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.
Нормативно-правовой акт принимается специально уполномоченным на это органом государства. Однако, основным и принципиальным признаком нормативно-правового акта является то, что он устанавливает, изменяет или отменяет юридические нормы, т.е. издание нормативно-правового акта любого уровня всегда означает установление, изменение или отмену юридической нормы.
Нормативно-правовые акты принимаются в рамках специальной процедуры, для большинства из них в законодательном порядке установлено наименование.
Нормативно-правовой акт – это «кирпичик» действующей в стране системы законодательства. В Конституции Российской Федерации 1993 года установлены следующие виды правовых актов: «Конституция», «федеральный конституционный закон», «федеральный закон», «закон», «правовые акты», «нормативно-правовые акты», «указы», «постановления», «распоряжения», «решения», «акт», «международные договоры», «устав», «договор», «соглашение».[2] Фактически, здесь перечислены все виды нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности и составляют законодательство страны. Однако, это не механическая совокупность актов, а некоторая их система, поскольку массив нормативно-правовых актов время от времени специально упорядочивается.
Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия для конкретных субъектов (акт о регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа и т.д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.).[1]
Таким образом, можно выделить следующие признаки нормативно-правовых актов: 1) нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций; 2) они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы); 3) содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли; 4) принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке; 5) имеют строго определенную документальную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; 6) направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств; 7) рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты – на однократную реализацию; 8) нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата; 9) может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав все вышеизложенное можно сделать следующий вывод. Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.
Наиболее известные формы существования государственно-признанных норм следующие: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой договор, правовая доктрина, священные книги, принципы международного права, нормативный правовой акт.
Обычное право сложилось в древнем обществе. Сегодня же обычное право в одних странах может играть чисто символическую роль, а в других, например мусульманских, оно продолжает сохранять большое значение. Все еще существуют общества, где обычное право является едва ли не единственным инструментом регулирования жизнедеятельности людей.
Судебный прецедент – это правовой акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов при решении аналогичных дел. Судебные прецеденты устраняют пробелы действующего законодательства и определяют практику его применения. В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права, особенно в англосаксонской правовой семье (Великобритания, США).
Нормативный правовой акт – это изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами права связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений.
Нормативный правовой договор - это совместный юридический акт, выражающий взаимное изъявление воли правотворческих органов, которым образуется правовой акт. Это такой документ, в котором содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства.
Например, юридическими источниками рабовладельческого права были различные религиозные правила, обычаи, решение судебных органов, распоряжения должностных лиц, а также доктринальное толкование юридических предписаний выдающимися правоведами того времени.
Юридическими источниками феодального права были и возродившиеся нормы обычного права (Русская правда, Салическая правда), и, получившие особенно широкое распространение, религиозные правила (каноническое право, Коран), и судебная практика, и прецеденты, и труды крупных ученых-юристов.
Пришедшая к власти буржуазия сохраняет в отдельных странах юридическую значимость судебной практики, религиозных норм и обычаев. Но, постепенно, в связи с укреплением государственных начал в управлении обществом в качестве основной формы права становится нормативно-правовой акт, т.е. законодательство.
Разумеется, высказанные в данной работе суждения не претендуют на исключительность, а поднятые вопросы не являются исчерпывающими.
1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
2. Алексеев С.С. Общая теория права. – М., 1981 Т. II
3. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 1998.
4. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. – СПб.: Знание, 1996.
5. Коваленко А.И. Теория государства и права: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1997.
6. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – 2-е изд., - Юристъ, 1997.
7. Марченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций М., 1996.
8. Поляков А. В. Введение в общую теорию права и государства. Курс лекций. Лекция 15.
9. Разумович Н.Я. Источники и формы права //Сов.государство и право.1988. № 3.
10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995.
11. Стрекозова. М.:”Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995.
12. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. М., 1995.
ПРИЛОЖЕНИЕ
[1] Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – 2-е изд., - Юристъ, 1997. – С.110
[2] Разумович Н.Я. Источники и формы права // Сов. государство и право. 1988. № 3.
[1] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.; Юристъ, 1999. – С.329 – 330.
[2] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: «Проспект», 1997 – С.142.
[3] Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. – СПб.: Знание, 1996. – С.91.
[1] Поляков А. В. Введение в общую теорию права и государства. Курс лекций. Лекция 15 - С.359.
[2] См.:Там же.
[1] Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие/ Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М.:”Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995.- С.185-186.
[2] Поляков А. В. Введение в общую теорию права и государства. Курс лекций. Лекция15.- С.364.
[1] Коваленко А.И. Теория государства и права: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1997. – С.112.
[1] Поляков А.В. Введение в общую теорию права и государства. Курс лекций. Лекция 15 - С.365.
[1] Поляков А.В. Введение в общую теорию права и государства. Курс лекций. Лекция 15 - С.365-366.
[4] Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1999. – С.333.
[2] Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб.: Знание, 1996. – С.108.
[1] Поляков А.В. Введение в общую теорию права и государства. Курс лекций. Лекция 15 - С.368