Гражданство: понятие, принципы, основания и порядок приобретения гражданства и его прекращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 11:18, контрольная работа

Краткое описание

Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.

Оглавление

Введение 3
1. Общие положения по гражданству 5
1.2. Основные принципы гражданства 7
1.3. Особый институт двойного и почетного гражданства 11
2. Основания и порядок приобретения гражданства Российской
Федерации 17
3. Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей
и недееспособных лиц 23
4. Прекращение гражданства 25
5. Правовое регулирование решения вопросов о
гражданстве Российской Федерации 27
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

гот контр конституция.docx

— 42.40 Кб (Скачать)

Закон содержит перечень обстоятельств, которые облегчают  прием в гражданство, посредством  сокращения установленных для проживания сроков вплоть до полного снятия этих требований. Таковыми являются: состояние в гражданстве бывшего СССР - в прошлом; усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации; наличие достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; наличие заслуг перед народами, объединенными в Российскую Федерацию, в её возрождении, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; получение убежища на территории Российской Федерации; состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению.

Вместе  с тем, предусмотрены и основания, при наличии которых отклоняются  ходатайства о приеме в гражданство  Российской Федерации. Это относится  к тем лицам, которые выступают  за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; состоят  в партиях и организациях, деятельность которых не совместима с конституционными принципами Российской Федерации, осуждены и отбывают наказание в виде лишения  свободы на действия, преследуемые по законам Российской Федерации.

Основанием  приобретения гражданства является также "восстановление в гражданстве  Российской Федерации".

В первые послевоенные годы (1946-1947 годы) эта форма широко использовалась для восстановления в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории отдельных стран.

В гражданстве  Российской Федерации восстанавливаются  в порядке регистрации: лица, у  которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи  с усыновлением, установлением опеки  или попечительства; лица, у которых  гражданство Российской Федерации  прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста.

Бывшие  граждане Российской. Советской Федеративной Социалистической Республики, лишенные гражданства или утратившие его  без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве  Российской Федерации. Так по Указу  Президента Российской Федерации считают  восстановленными в гражданстве  Российской Федерации бывших граждан  Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, выехавших  за пределы России до 6 февраля 1992 года, утративших гражданство без их свободного волеизъявления и возвратившихся на постоянное место жительства в Россию поле 6 февраля 1992 года.

Гражданство Российской Федерации может приобретаться  в результате выбора гражданства (оптации).

При изменении  границы Российской Федерации в  порядке, определенном законодательством  Российской Федерации, лица, проживающие  на территории, изменившей государственную  принадлежность, имеют право на выбор  гражданства в порядке и в  сроки, определяемые международным  договором Российской Федерации.

Лицам предоставляется  право на выбор гражданства: либо оставление прежнего гражданства, либо приобретение гражданства того государства, к которому отходит данная территория.

К иным основаниям приобретения гражданства относятся  усыновление, опекунство, соглашение родителей  о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и другое.

 

 

 

4. Прекращение  гражданства.

 

Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным основаниям. Главными являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при  изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; и по иным основаниям.

Выход из гражданства Российской Федерации  является наиболее важным основанием его прекращения.

Закон предусматривает  две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина Российской Федерации и в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении  выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало  на постоянное место жительства в  другое государство в установленном  законом порядке и отсутствием  препятствий предусмотренных законом.

В прежнем  союзном законодательстве предусматривалось  только одно основание для выхода из гражданства - лишь по ходатайству  лица.

Ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации может быть отклонено, если гражданин проживает или  намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о  правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом. Существуют также такие обстоятельства, которые исключают возможность выхода из гражданства. Выход не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания; если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Отклоненные ходатайства о выходе из гражданства  Российской Федерации или отказ  в регистрации выхода из гражданства  Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.

Основанием  прекращения гражданства Российской Федерации является так же отмена решения о приеме в гражданство  Российской Федерации.

Решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении  лица, которое приобрело гражданство  Российской Федерации на основании  заведомо ложных сведения и фальшивых  документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает  данное лицо от установленной законом  ответственности. Но существует оговорка, что отмена решения о приеме в  гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Но существует оговорка, что отмена решения о приеме в гражданство  Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного выше, приобретавших гражданство  Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность  о том, сто гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем.

Кроме того, оговаривается, что отмена решения  о приеме возможна только в течение 5 лет после приема.

Заключение

 

Рассмотрев  вышеизложенные принципы гражданства  Российской Федерации, основания для  приобретения, изменения или прекращения  гражданства, органы, регулирующие решение  вопросов, связанных с гражданством, можно сделать вывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового  статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно гражданство.

Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в  обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим  гражданство как один из элементов  правового статуса личности.

В нашей  стране вопросы гражданства встают наиболее остро. В процессе движения за обретение суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой ценой, нарушаются, прежде всего, права и свободы некоренного  населения, проживающего на территории бывших союзных республик.

Все более  тревожной становится практика деления  граждан на своих и чужих. Выдвигая заслон подобной практике, Россия подписала двусторонние соглашения с Эстонией, Латвией, Украиной и другими суверенными государствами. В рамках соглашения о создании СНГ специально указывается, что Договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам независимо от национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Сторон гарантирует гражданам других сторон, а так же лицам без гражданства права и свободы в соответствии с общепринятыми международными нормами о правах человека.

Наиболее  важный принцип, который до этого  не утверждался ни в одном советском  законе - права двойного гражданства. Ранее это право отвергалось.

Но в то же время государства по возможности стремятся ограничить его представления, дабы избежать возникающих при наличии двойного гражданства правовых коллизий. Наличие двойного гражданства ведет за собой ряд трудностей, потому что один из острых вопросов, связанных с регулированием гражданства. В международной практике эти вопросы регулируются путем заключения международных и межгосударственных договоров и предоставления лицам с двойным гражданством режима наибольшего благоприятствования.

По-разному  этот вопрос решается в бывших союзных  республиках. В большинстве (Киргизия, Азербайджан, Молдова, Эстония, Литва) двойное гражданство не допускается. Украина и Беларусь, напротив, его признают, а Грузия оставляет вопрос открытым.

Занятая Российской Федерацией позиция, продиктованная особенностями её исторического, демографического и политического развития, а равно  и национально-психологическими факторами  представляется вполне взвешенной и  демократической. Тем самым юридически утверждается принцип непрерывности российского гражданства, его открытости для всех сограждан, разбросанных волею судеб по белу свету, и всех желающих приобщиться к её духовному, культурным и человеческим ценностям и пользоваться её юрисдикцией.

В этом отношении  подчеркнем и особо важное значение, которое имеет установленный законом судебный порядок обжалования всех решений, связанных с приобретением, прекращением, принадлежностью к гражданству Российской Федерации, а также процессуальные действия должностных лиц при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства. Таким образом, при малейших нарушениях данного закона заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в суд. Предусмотренный механизм обеспечивает эффективность закона и защиту прав человека.

Действующая Конституция Российской Федерации  и Закон о гражданстве Российской Федерации - являются основными демократическими источниками, в которых заключены  нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании  и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого  государство также защищает гражданские  права человека: личные, экономические, социальные и другие. Такие права  закреплены в Конституции Российской Федерации как основополагающие принципы правового демократического государства.

Развитие  института гражданства, норм, которые  регулируют вопросы, связанные с  этим, повлечет за собой немало проблем. Особенно остро это будет осуществляться в России, в связи с ее исторически - политическим прошлым и не менее  кризисным в политическом плане  настоящем.

Не на должном уровне развиты связи, регулирующие вопросы гражданства со странами ближнего и дальнего зарубежья, что  может повлечь за собой нарушение  статьи 61 части 2 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует  своим гражданам защиту и покровительство  за ее пределами.

Таким образом, государство не в праве допускать нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести политику, направленную на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно-правовых актов, федеральных законов и международных договоров.

Итак, гражданство  является одним из основных показателей  здоровья всего государства. Из этого  следует, что защита и развитие этого  института есть обязанность не только государства, но и человека.

 

 

 

 

                                                                                                                                              

Список  использованной литературы

 

1. Закон "О  гражданстве Российской Федерации"  от 28 ноября 1991 года, N 1948-1, с изменениями  от 17 июня 1993 года, N 5206-1. - М., Дом Советов, 1993.

2. Инструкция  Министерства внутренних дел  РФ от 30 июня 1994 года, N 330. - М., Дом  Советов, 1994.

3. Конституция  РФ от 12 декабря 1993 года. - М., Центральная  избирательная комиссия РФ. - 1993.

4. Ледых И. Комментарий закона 0 гражданстве РФ. //Советская юстиция. - 1992. -N 9.- с. 16-18.

5. Марышев Н.И. Комментарий к статье 62 Конституции РФ. //Право и экономика. - 1994. -N 23-24.  13-16:

6. Марышев Н.И. Комментарий к статье 61 Конституции РФ. //Право и экономика. - 1994. -N 23-24.  10-12;

7. Масевич М.Г Комментарий к статье 60 Конституции РФ. //Право и экономика. - 1994. - N 23-24. - c. 6-9.

8. Основы  Конституции РФ: практическое пособие  / под. ред. В.П. Тишина. Т.; Оригинал, - 1995.

9. Постановление  Государственной Думы Федерального  Собрания РФ от 12 февраля 1997 года О проверке наличия двойного гражданства у гражданства у граждан РФ, занимающих государственные должности" //Собрание законодательства РФ. - 1997.- N 1029. - N.181.

Информация о работе Гражданство: понятие, принципы, основания и порядок приобретения гражданства и его прекращения