План
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I. Понятие,
сущность, принципы гражданства…………………….…….5
1.1. Понятие гражданства………………………………………………………...5
1.2. Полномочия органов,
ведающих делами о гражданстве…………………13
Глава II. Гражданство
в Российской Федерации…………………….………..17
2.1. Приобретение
и прекращение гражданства……………………………….17
2.2. Особенности
гражданства в Российской Федерации……………………..27
Заключение……………………………………………………………………….37
Список
использованной литературы……………………………...……………38
Введение
Особенность
развития института гражданства
заключается в том, что первый
Закон о гражданстве Российской
Федерации был принят значительно
ранее Конституции. Этот закон был
одним из самых либеральных в
мире. Закон не предусматривал никаких
языковых или идеологических барьеров,
препятствующих принятию гражданства,
напротив, был установлен широкий
круг обстоятельств, облегчающих прием
в гражданство. Занятая Российской
Федерацией позиция по вопросу гражданства
была продиктована особенностями ее
исторического и политического
развития. Однако впоследствии законодательство
неоднократно менялось в сторону
ужесточения порядка оформления
гражданства. В настоящее время
принято считать, что все граждане
СССР, проживающие как в России,
так и в бывших республиках, уже
сделали свой выбор в пользу того
или иного гражданства1.
Вопросы
приобретения гражданства России регулируются
сейчас, прежде всего, Федеральным законом
«О гражданстве Российской Федерации»
от 31 мая 2002 года № 62 – ФЗ, а также
указом Президента Российской Федерации
«Об утверждении положения о
порядке рассмотрения вопросов гражданства
Российской Федерации2.
Актуально
будет выделить некоторые проблемы
приобретения и прекращения гражданства
РФ и обозначить органы, ведающие делами
гражданства. Целью работы является
исследование гражданства Российской
Федерации с позиций методологии
конституционного права.
Заявленная
цель обусловила необходимость выполнения
следующих задач:
1.
осветить понятие, сущность и принципы
гражданства РФ;
2.
подробно рассмотреть приобретение и
прекращение гражданства РФ. Гражданство
детей, опекунов, попечителей, недееспособных
лиц;
3.
дать характеристику органам ведающим
делами гражданства РФ.
Методологической
основой исследования является совокупность
методов, позволяющих осуществить
всесторонний анализ и сделать выводы
по предмету исследования. Были использованы
системный, статистический, исторический,
логический подходы. Структура работы
определена поставленными целью и задачами
и состоит из введения, двух глав, заключения
и списка источников и литературы. При
написании работы были изучены и использованы
в работе учебные пособия, статьи из периодической
печати по данной теме.
Глава I. Понятие, сущность,
принципы гражданства
1.1.
Понятие гражданства
Объем
прав и обязанностей, которые человек
может реализовывать, находится
в прямой зависимости от наличия
или отсутствия у него гражданства
государства, в котором он проживает.
Если бы мир был единым государством
и все люди имели одинаковые права
и обязанности в соответствии
с универсальными законами этого
государства, то не было бы необходимости
в гражданстве. Однако мир устроен
по-другому. Гражданство гарантирует
индивиду признание его правосубъектности
и подразумевает право на защиту
в соответствии с законами данного
государства, то есть гражданство необходимо
как для человека, так и для
государства. Российское гражданство
является одной из основных характеристик
Российской Федерации как суверенного
государства. Гражданство было известно
уже в рабовладельческую эпоху.
Гражданами в древних городах-государствах
призвались лишь свободные люди. Римское
право рассматривало рабов как
вещь. В период феодализма получил
распространение институт подданства,
ставивший индивида в зависимость
от феодала. Подданные практически
не имели прав, они несли многочисленные
повинности, обязанности перед своим
сувереном. Институт подданства фактически
являлся юридической формой выражения
подчиненности человека носителю верховной
власти.
В
Российской империи институт подданства
сохранялся до 1917 г. Советская власть Декретом
«Об уничтожении сословий и гражданских
чинов» от 23 ноября 1917 г. аннулировала
все правовые нормы, касающиеся правового
статуса сословий, их привилегий, преимуществ,
всех сословных организаций и учреждений3.
Декретом были уничтожены всякие звания
(дворянина, купца, мещанина, крестьянина),
княжеские, графские и прочие титулы, наименования
гражданских чинов и установлено общее
для всего населения страны наименование
– гражданин Российской Республики. До
образования СССР гражданство регулировалось
законодательством советских республик.
В конституционном государстве институт
гражданства стал проявлением принципа
равноправия всех членов общества.
Гражданство
– важнейший элемент конституционно-правового
института правового положения
человека и гражданина в РФ. Как
правовой институт гражданство включает
нормы, регулирующие общественные отношения
между Российским государством и
личностью (собственными гражданами, иностранцами,
лицами без гражданства). С моральной
точки зрения гражданство дает человеку
чувство сопричастности к стране
и ее народу, чувство собственной
значимости. Под гражданством в науке
конституционного права принято
понимать устойчивую политико-правовую
связь человека с государством, в
соответствии с которой на лицо распространяется
суверенная государственная власть
как в пределах государства, так
и вне его границ. Государство
может требовать от гражданина выполнения
обязанностей, даже если гражданин
находится за пределами государства.
В то же время государство должно
защищать своих граждан, где бы они
ни находились, оказывать им помощь
и покровительство. Среди норм, регулирующих
гражданство, ведущее место занимают
нормы Конституции РФ. Конституция
относит гражданство к числу
предметов ведения Федерации. Основные
вопросы гражданства в достаточно
полном объеме регулируются Федеральным
законом «О гражданстве Российской Федерации»
(далее – ФЗ «О гражданстве РФ»), принятым
Госдумой 19.04.2002 г. и вступившим в силу
с 01. 07. 2002 г. До этого времени в России действовал
Закон 1991 г., который не в полной мере соответствовал
Конституции РФ. Кроме того, в 1997 г. Россия
присоединилась к Европейской конвенции
о гражданстве, в результате чего возникла
необходимость приведения норм о гражданстве
в соответствие с международными стандартами.
Это и послужило основанием к разработке
нового закона. Однако некоторые положения
Закона о гражданстве 1991 г. продолжают
действовать и в настоящее время (п. «а»
- «в» ст. 18; ч. 3 ст. 19, ст. 20 и 41 ФЗ о гражданстве
1991 г). Эти нормы регулируют более льготный
порядок приобретения или прекращения
гражданства ФЗ по сравнению с нынешним
законом. ФЗ «О гражданстве РФ» 2001 г. регулирует
широкий комплекс вопросов, связанных
с гражданством, и прежде всего порядок
признания гражданства, основания и условия
его приобретения и прекращения, вопросы
гражданства детей и родителей, опекунов
и попечителей, недееспособных и ограниченно
дееспособных лиц. В нем закреплены полномочия
государственных органов, ведающих делами
о гражданстве, регламентируется производство
по делам о гражданстве. Закон устанавливает
также порядок исполнения и обжалования
решений по делам о гражданстве4.
Мировой опыт по вопросам гражданства
обобщен рядом международно-правовых
актов, в разное время признанных РФ и
обязательных для нее: Всеобщая декларация
прав человека 1948 г., в которой говорится,
что каждый человек имеет право на гражданство,
никто не может быть произвольно лишен
своего гражданства или права его изменить;
Международный пакт о гражданских и политических
правах 1966 г.; Европейская конвенция о
гражданстве 1997 г. и другие. Гражданство
как один из элементов основ правового
статуса человека и гражданина основано
на тех же принципах, что и другие институты:
- на равноправии,
означающем, во-первых, что российские
граждане, независимо от оснований приобретения
гражданства, обладают равными правами
и несут равные обязанности; во-вторых,
под гражданством понимается, что все
граждане равны перед законом независимо
от происхождения, расовой и национальной
принадлежности, вероисповедания, языка,
убеждений, места жительства и других
обстоятельств. Правила, регулирующие
вопросы гражданства, не могут содержать
положений, ограничивающих права граждан
по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной принадлежности;
- на неотъемлемости
права на гражданство и права на его изменение.
Гражданство не должно быть связано с
мерами наказания человека за его противоправные
деяния, хотя советское законодательство
активно использовало лишение гражданства
и высылку за пределы СССР в качестве меры
наказания. Оба названных принципа получают
конституционное закрепление в ст. 6 Конституции
РФ. Институту гражданства посвящены и
ст. 61 и 62 Конституции, в которых формулируются
основные принципы гражданства, получающие
дальнейшее развитие в Законе о гражданстве.
К таким специфическим принципам относятся
следующие.
1.
Единство российского гражданства.
Анализ конституционных норм
показывает, что ни в ст. 6 Конституции
РФ, ни в положениях о предметах
ведения РФ и субъектов Федерации
ничего не говорится о наделении
республик правом решать вопросы
гражданства. Наличие гражданства
является обязательным атрибутом
суверенного государства. Конституция
РФ не допускает государственного
суверенитета субъектов Федерации.
Кроме того, наличие гражданства
у одних субъектов РФ и отсутствие
этого института у других нарушал
бы принцип равноправия субъектов
РФ и в их взаимоотношениях
с федеральной властью. Это
означает, что регламентация института
гражданства относится только
к компетенции России и может
осуществляться лишь ФЗ «О гражданстве
РФ» 5.
Первые
шаги в приведении своих конституций
в соответствие с федеральным
законодательством о гражданстве
республики стали предпринимать
с 2000 г.: указание на то, что республиканское
гражданство приобретается и прекращается
в соответствии с законом республики,
исключено из ст. 5 Конституции Республики
Северная Осетия, из ст. 10 Конституции
Республики Коми, из Конституции Республики
Тува, Республики Карелия и некоторых
других. Вопросы республиканского гражданства
решены в соответствии с Конституцией
РФ в Республике Алтай – эта республика
не устанавливает своего гражданства,
а исходит из положений Конституции РФ
о единстве гражданства России и признает,
что каждый гражданин РФ на территории
Республики Алтай обладает всеми правами
и свободами и несет равные обязанности,
установленные федеральной Конституцией6.
ФЗ «О гражданстве РФ» 2002 г. не предусматривает
гражданства республик. Единое и равное
гражданство для всех граждан РФ, провозглашенные
Конституцией и ФЗ «О гражданстве РФ»,
не являются препятствием к тому, чтобы
в отдельных субъектах РФ устанавливались
«дополнительные льготы в осуществлении
каких-то прав и свобод местному населению.
Это делается сейчас и может иметь место
в будущем. Подобные меры не есть ущемление
единства и равенства граждан, поскольку
речь идет не об уменьшении, а о расширении
гарантий прав и свобод, установленных
в Конституции РФ»7.
2.
Проживание гражданина РФ за
пределами России не прекращает
его российского гражданства.
Конституция
РФ предоставляет российским гражданам
право свободно выезжать за пределы
страны. Гражданин, который постоянно
или временно остается проживать
за границей, не должен потерять своего
гражданства. Это позволит ему в
дальнейшем свободно вернуться в
Россию. Другими словами, проживание
за границей не влечет утраты гражданства
РФ.
С
этим принципом гражданства тесно
связан и другой, предусматривающий
сохранение российского гражданства
при заключении или расторжении
брака. Изменение гражданства одним
из супругов не влечет за собой изменения
гражданства другого супруга. Указанный
принцип также означает, что расторжение
такого брака не изменит гражданства
рожденных в этом браке или
усыновленных детей.
3.
Гражданин не может быть выслан
за пределы РФ или выдан
иностранному государству. Данный
принцип получает конституционное
закрепление в ст. 61, ФЗ «О гражданстве
РФ» также устанавливает это правило.
Запрет высылки не распространяется на
иностранных граждан, проживающих на территории
России.
Выдача
российских граждан – экстрадиция
– запрещается конституционно-правовым
законодательством на основе международных
норм. Под экстрадицией понимается
передача лица, совершившего преступление,
государством, на территории которого
он находится, другому государству
в целях привлечения его к
уголовной ответственности или
для исполнения вынесенного там,
в отношении этого лица приговора
суда. Согласно УК РФ российские граждане,
совершившие преступление за границей,
подлежат уголовной ответственности,
меры которой устанавливаются УК
РФ, если их деяние признано преступлением
в государстве, где оно совершено,
и если лицо не было осуждено в иностранном
государстве (ст. 12 УК РФ)8. Россия
заключила со многими государствами двусторонние
договоры о правовой помощи, в соответствии
с которыми обязуется по требованию другой
стороны осуществлять уголовное преследование
против своих граждан, подозреваемых в
совершении преступления на территории
иностранного государства.
4.
Защита и покровительство граждан
РФ за границей. Без такого
принципа институт гражданства
потерял бы смысл. Человек должен
иметь возможность ощущать себя
гражданином своего государства
не только находясь на его
территории, но и пребывая за
границей. При этом неважно, постоянно
или временно гражданин России
находится за ее пределами,
выехал ли он по служебным
или личным делам, возникли
ли у него в связи с пребыванием
в другой стране какие-либо
права, нуждающиеся в защите
со стороны государства или
нет, – в любом случае гражданин
должен иметь возможность обратиться
за содействием, помощью в дипломатические
или консульские учреждения Российской
Федерации.9 К основным направлениям
государственной политики ФЗ «О гражданстве
РФ» относит защиту основных прав и свобод
человека и гражданина, считая это неотъемлемой
частью внешнеполитической деятельности
России, разработку, принятие и реализацию
программ сотрудничества РФ с иностранными
государствами с учетом соблюдения государствами
общепризнанных принципов и норм международного
права в области прав и свобод личности,
принятие органами государственной власти
РФ предусмотренных нормами международного
права мер по защите интересов соотечественников
в случае несоблюдения иностранным государством
общепризнанных принципов и норм международного
прав (ст. 14)10.