Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:44, курсовая работа
Целью работы является исследование гражданства Российской Федерации с позиций методологии конституционного права.
Заявленная цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:
1. осветить понятие, сущность и принципы гражданства РФ;
2. подробно рассмотреть приобретение и прекращение гражданства РФ. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц;
3. дать характеристику органам ведающим делами гражданства РФ.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I. Понятие, сущность, принципы гражданства…………………….…….5
1.1. Понятие гражданства………………………………………………………...5
1.2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве…………………13
Глава II. Гражданство в Российской Федерации…………………….………..17
2.1. Приобретение и прекращение гражданства……………………………….17
2.2. Особенности гражданства в Российской Федерации……………………..27
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы……………………………...……………38
5.
Сокращение состояния
6.
Двойное гражданство означает
наличие у лица одновременно
гражданства двух (или более –
множественное гражданство)
Признание
на конституционном уровне двойного
гражданства является скорее необходимостью,
продиктованной внешнеполитическими
интересами Российского государства,
поскольку огромное количество русских
осталось за его пределами после распада
СССР: более 11 миллионов – на Украине,
более 6 миллионов – в Казахстане, около
полутора миллионов – в Балтийских республиках
и так далее. В то же время в России число
выходцев из зарубежных стран СНГ – около
10 миллионов человек12. Большинство
из них приобрели российское гражданство,
а если бы они были лицами с двойным гражданством,
то возникло бы множество новых проблем,
поскольку Российское государство должно
обеспечивать равные условия для своих
граждан с единственным гражданством
и для тех, кто наряду с российским имеет
гражданство иностранного государства13.
1.2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
Реализация норм ФЗ «О гражданстве РФ» о приобретении и прекращении гражданства РФ требует правового регулирования. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются: Президент РФ, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти; ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ. Основными полномочиями в области гражданства обладает Президент РФ, уполномоченный официально оформлять российское гражданство. Конституция РФ в ст. 89 устанавливает, что Президент РФ решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища14. В развитие этого положения ФЗ «О гражданстве РФ» закрепляет, что Президент решает вопросы приема в гражданство в общем порядке, восстановления в гражданстве РФ в общем порядке, выхода из гражданства РФ в общем порядке, отмены решений по вопросам гражданства, принятых на основании подложных документов или заведомо ложных сведений. По вопросам гражданства Президент РФ издает указы. Президент РФ может взять на себя решение о приеме в гражданство России при наличии обстоятельств, которые по общему правилу исключают принятие в гражданство. При Президенте функционирует Комиссия по вопросам гражданства РФ, членов которой назначает Президент. В состав Комиссии входят должностные лица федеральных органов исполнительной власти, имеющие отношение к вопросам гражданства.15 Среди полномочий Комиссии – внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по заявлениям по вопросам гражданства, оценка доводов заявителя, документов, представленных в обоснование заявлений. В Администрации Президента РФ, Указом главы государства создано специальное самостоятельное подразделение – Управление по вопросам гражданства. Основными функциями Управления являются:
- организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по вопросам гражданства и предоставления политического убежища;
- подготовка по поручению Президента РФ, руководителя Администрации Президента и председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ информационных материалов, касающиеся вопросов гражданства;
- координация деятельности государственных органов, ведающих вопросами гражданства;
- подготовка проектов указов и распоряжений Президента по этим вопросам;
- участие в подготовке проектов законов по вопросам гражданства, предложений по совершенствованию законодательства.
Федеральный
орган исполнительной власти, ведающий
вопросами иностранных дел, и
дипломатические
- принимают от таких лиц заявления;
- проверяют представительные документы и сведения;
- рассматривают заявления и принимают решения по вопросам приема в гражданство в упрощенном порядке;
- оформляют российское гражданство. 16
Указанные
органы полномочны защищать интересы
граждан РФ в пределах, допустимых
международным правом17. Производство
по делам о гражданстве РФ включает стадии
подачи заявлений по вопросам гражданства,
оформления этих заявлений, взимания государственной
пошлины или консульских сборов, принятия
решений по вопросам гражданства РФ и
исполнения принятых решений по вопросам
гражданства. Решение по вопросам гражданства
принимает в общем порядке Президент РФ,
в упрощенном – территориальный орган
МВД РФ либо дипломатическое представительство
или консульское учреждение МИД РФ. Рассмотрение
заявлений по вопросам гражданства и принятие
решений о приеме в гражданство в общем
порядке осуществляются в срок до одного
со дня подачи заявления и всех документов,
а решений о приеме в гражданство в упрощенном
порядке – в срок до 6 месяцев. Если заявление
по вопросам гражданства принято к рассмотрению
до 1 июля 2002 г., то сохраняется тот срок
рассмотрения заявлений, который установлен
Законом о гражданстве 1991 г., - соответственно
9 и 6 месяцев. При этом срок подачи заявления
может быть восстановлен по просьбе заявителя,
если он был пропущен по уважительной
причине. Датами приобретения или прекращения
российского гражданства являются: новорожденным
ребенком – со дня его рождения; усыновленным
ребенком – со дня усыновления; в остальных
случаях – со дня принятия соответствующего
решения. Прекращается гражданство РФ
со дня принятия полномочным государственным
органом решения о выходе из российского
гражданства. ФЗ «О гражданстве РФ» устанавливает
и порядок обжалования решений по вопросам
гражданства18. Если полномочный
орган отклонил заявление по вопросам
гражданства, такое решение может быть
обжаловано в суд в порядке, предусмотренном
законодательством РФ. В случае, если лицу
отказывают в принятии и рассмотрении
заявления по вопросам гражданства либо
должностные лица полномочных органов
нарушают установленную законодательством
процедуру или порядок исполнения установленную
законодательством процедуру или порядок
исполнения решений по вопросам гражданства,
такие действия могут быть обжалованы
во внесудебном порядке в вышестоящий
орган19. Если же решение, принятое
вышестоящим в порядке подчиненности
должностным лицом, не удовлетворит заявителя,
он может обжаловать решение в суде общей
юрисдикции. Споры между родителями, между
родителями и опекуном или попечителем
о гражданстве ребенка или недееспособного
лица разрешаются исключительно в судебном
порядке и только исходя из интересов
ребенка.
Глава II. Гражданство в Российской Федерации
2.1. Приобретение и прекращение гражданства
Вопросы приобретения и прекращения российского гражданства регулируются ФЗ «О гражданстве РФ». Особое внимание этот законодательный акт обращает на основания и порядок приобретения и прекращения гражданства, в нем предусмотрены всевозможные варианты приобретения гражданства России20.
Первоначально Закон определяет, кто является гражданином государства. Это:
1) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве;
2)
лица, которые приобрели гражданство
РФ в соответствии с
ФЗ «О гражданстве РФ» называет несколько оснований приобретения гражданства РФ. Ребенок приобретает гражданство России по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ;
б)
один из его родителей имеет
в)
один из его родителей имеет
г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются родители ребенка, не предоставляют ему своего гражданства.
Ребенка, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка21. Порядок оформления гражданства по рождению не изменился – регистрация ребенка в полномочных органах по месту жительства родителей и получение свидетельства о рождении ребенка. Такое свидетельство является доказательством принадлежности к российскому гражданству. Закон о гражданстве уделяет внимание и гражданству усыновленных детей. Семейный кодекс РФ 1996 г., опираясь на Конвенцию ООН о правах ребенка, при усыновлении российских детей отдает приоритет гражданам России, постоянно проживающим на ее территории. Лишь когда не представляется возможности передать детей на воспитание в российские семьи, разрешается их усыновление иностранными гражданами. Общее правило в этом случае состоит в том, что такие дети сохраняют гражданство РФ, а иностранные родители ходатайствуют об их выходе из гражданства РФ с одновременным приобретением гражданства другого государства. Вопрос об усыновлении (удочерении) решается в судебном порядке по месту жительства, подтверждающие, что ребенок находится на централизованном учете детей, оставшихся без попечителя родителей, а также об отсутствии возможности усыновления ребенка российскими гражданами. Суд, вынося решение, исходит из интересов ребенка и учитывает при этом законы иностранного государства, с тем чтобы у ребенка в будущем не было проблем22. При решении вопроса требуется заключение органа опеки и попечительства, согласие ребенка, достигшего 10-летенего возраста, а также представление документов, характеризующих усыновителей23. Прием в гражданство РФ в общем порядке означает приобретение гражданства путем подачи соответствующего заявителя на имя Президента РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке. Для осуществления названного права эти лица, во-первых, должны проживать на территории России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с указанным заявлением в течение 5 лет непрерывно, то есть если в течение этого срока, лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года. Следует отметить, что фактически лицо может ходатайствовать о приобретении российского гражданства лишь через 6 лет, поскольку для получения вида на жительство лицо должно не менее одного года постоянно прожить на территории страны. ФЗ «О гражданстве РФ» закрепляет соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство как необходимое условие приема в российское гражданство. В заявлении о принятии в гражданство РФ заявитель подписывает обязательство быть верным России и добросовестно выполнять гражданский долг в соответствии с Конституцией и законодательством РФ. Условием приема в российское гражданство является наличие у субъекта законного источника средств к существованию24. Такими источниками российское законодательство признает справку о доходах физических лиц, справку с места работы, трудовую книжку, пенсионное удостоверение, справку органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справку о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справку о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, или иные документы, подтверждающие получение доходов от не защищенной законом деятельности. Для приема в российское гражданство необходимым условием является отказ лица от имеющегося иного гражданства. Такой отказ осуществляется путем подачи в полномочный орган иностранного государства соответствующего заявления. Для приобретения российского гражданства необходимо владение русским языком. Такое правило предусматривается законодательством о гражданстве многих стран мира. Определение уровня знания русского языка не входит в компетенцию органа, в который подается заявление о приеме в гражданство, ни его должностных лиц25.
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства устанавливает, что заявитель представляет документы, подтверждающие его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Такими документами могут являться: документы государственного образца о получении образования, выданные образовательными учреждениями; сертификаты о прохождении тестирования по русскому языку, выданные образовательными учреждениями на территории РФ или за рубежом, которым разрешено проведение такого тестирования Министерством образования РФ; документы об образовании, выданные на территории иностранного государства и имеющие в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании26. В законодательстве о гражданстве называются лица, которых освобождают от представления документов, подтверждающих владение русским языком: женщины, достигшие возраста 60 лет, и мужчины, достигшие возраста 65 лет; недееспособные лица; инвалиды 1-й группы. Следующее основание, закрепляемое ФЗ «О гражданстве РФ», – прием в гражданство РФ в упрощенном порядке. Этот порядок распространяется, прежде всего, на иностранцев и апатридов, достигших совершеннолетия и обладающих дееспособностью, если они:
а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя – гражданина РФ;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах этих государств и ставшие лицами без гражданства.
К таким лицам не применяются требование о сроке постоянного проживания в России27.
Упрощенный
порядок приема в гражданство
РФ распространяется также на детей
и недееспособных лиц – иностранных
граждан и лиц без гражданства,
а именно на тех из них, у кого
один из родителей или единственный
родитель является гражданином РФ,
а также на тех, над которыми установлены
опека или попечительство. Прием
таких лиц в гражданство
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности РФ (являлся субъектом такого преступления, как шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя, диверсия, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды)29. Если компетентные органы государства располагают фактами об участии заявителя в активных публичных действиях, создающих угрозу безопасности России или направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, то в удовлетворении заявления о приеме в гражданство отказывается;
б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлением о приеме или восстановлении в гражданстве, выдворялись за пределы РФ в соответствии с Федеральным законом (например, «О правовом положении иностранных граждан», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»)30;
в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения. Факт недостоверности заявлений или сведений устанавливается компетентными органами РФ, непосредственно принимающими заявления о приеме в российское гражданство. Если такой недостоверности не было обнаружено при подаче заявления, но она проявилась позже, на определенном этапе решения вопроса, производство по делу о приеме в гражданство РФ приостанавливается. Вместе с принятым по существу решением документы возвращаются органу, принявшему заявление о приеме в гражданство. Заявитель при этом имеет право обжаловать отклонение заявления в вышестоящий орган либо в суд;
г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
д) имеют неснятую или непогашенную судимость;
е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральными законами (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
ж)
осуждены и отбывают наказание в
виде лишения свободы за действия,
преследуемые в соответствии с федеральным
законом (до истечения срока наказания).
Последние три основания для
отклонения заявлений о приеме в
гражданство вполне оправданы, и
государство осторожно