Понятие, сущность, принципы гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование гражданства Российской Федерации с позиций методологии конституционного права.
Заявленная цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:
1. осветить понятие, сущность и принципы гражданства РФ;
2. подробно рассмотреть приобретение и прекращение гражданства РФ. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц;
3. дать характеристику органам ведающим делами гражданства РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I. Понятие, сущность, принципы гражданства…………………….…….5
1.1. Понятие гражданства………………………………………………………...5
1.2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве…………………13
Глава II. Гражданство в Российской Федерации…………………….………..17
2.1. Приобретение и прекращение гражданства……………………………….17
2.2. Особенности гражданства в Российской Федерации……………………..27
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы……………………………...……………38

Файлы: 1 файл

курсак Конституция Надя.docx

— 79.61 Кб (Скачать)

     Федеральная миграционная служба принимает решение  о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании  которого лицо пользуется правами российского  гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства Российской Федерации или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть)44.

     ФМС оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев.

     Вынужденными  переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или  имеют намерение покинуть место  постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной для этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом о вынужденных переселенцах с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного, порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека45. При определенных условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

     Растущая  иммиграция по экономическим причинам, а также рост числа задерживающихся на территории России транзитных иностранцев обусловили ужесточение контроля за въездом на территорию России. В связи с этим 16 декабря 1993 г. был издан Указ Президента РФ о мерах по введению иммиграционного контроля, а 8 сентября 1994 г. приняты постановление Правительства РФ об утверждении Положения об иммиграционном контроле, постановление о мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции и Положение о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими и находящимися в России в поисках убежища, определения их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации46.

     Право на политическое убежище.

     В соответствии с данным правом каждый человек, преследуемый за убеждения, может  искать убежище в других странах  и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конституций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеждения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права47. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не могут претендовать на убежище также лица, совершившие уголовное преступление (убийство, террористические акты, выступления в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.)48.

     Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63)49, Предоставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

     С предоставлением политического убежища тесно связан вопрос о выдаче другим государствам лиц, преследуемых за такие убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в России преступлением. По общему правилу, установленному Конституцией РФ (ч. 2 ст. 63), выдача таких лиц не допускается. Другое дело — выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона (которого пока в России нет) или международного договора России. Российская Федераций имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болгарией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором Российской Федерации. При ратификации Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче Федеральный закон от 13 июня 1996 г. установил, что для целей данного договора компетентными органами со стороны Российской Федерации являются Генеральная прокуратура РФ и Министерство юстиции РФ. Можно предположить, что указанные в законе органы будут рассматриваться как компетентные при выдаче и в других случаях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Несовершенство  законодательства осложняет формирование институтов гражданства, урегулирование миграционных процессов, порождая множество  проблем. «В настоящее время более  одного миллиона человек, приехавших после  распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о  гражданстве, оказались в сложнейшей жизненной ситуации. Эти люди, которые  приехали к нам, жили и работали в  России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в  российской армии. А сейчас оказались  лицами без гражданства в своей  собственной стране. Принятые в прошлом  году законы были призваны навести  порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей»50. Нынешние реалии существования за пределами РФ миллионов русских и русскоязычных граждан препятствуют в общественно – политическую жизнь и адаптации к новым, весьма дискомфортным для представителей нетитульной нации условиям проживания. Повышение уровня жизни в России по сравнению с другими государствами СНГ, способствует увеличению притока в РФ «трудовых» мигрантов, проживающих в стране большей частью на незаконных основаниях. В этой связи встает проблема легализации их статуса и в дальнейшем приобретения гражданства РФ. Особый смысл эти вопросы приобретают в связи с остро стоящей перед Россией демографической проблемой. Можно с уверенностью сказать, что ни действующий закон, ни предыдущий не решили объективно стоящую проблему беженцев и лиц без гражданства51.

 

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации: Принята референдумом Российской Федерации 12 декабря 1993 года //Российская газета. – 1993, 25 декабря.
  2. Семейный кодекс РФ от 29. 12. 1995 № 223-ФЗ, в ред. от 28. 12. 2004 г. // Собрание законодательства РФ. 1996г. №25. Ст. 2954
  3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета в редакции от 30. 12. 2006.
  5. Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» / Под ред. Труевской И.Н. М., 2003. – 342 с.
  6. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. – 345 с.
  7. Восстановление в гражданство РФ // Журнал рос. права – 2001 – № 23. – 127 с.
  8. Головистикова А.Н. Гражданство: справочник по правовым вопросам. – М.: Эксмо, 2007. – 287с.
  9. Дорошенко Е.Н. Гражданство «по рождению» // Закон и право – 2006 - № 12. – 213 с.
  10. Конституционное право России: учебник. / Под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 324 с.
  11. Конституционное право Российской Федерации. М.В. Баглай. Учебник для вузов. 5-е изд., и доп. – М.: Норма, 2005. – 324 с.
  12. Певцова Е.А Порядок приобретения и прекращения РФ гражданства // Основы государства и права – 2005 – № 5.- 259 с.
  13. Политика России в области гражданства / Местюков И.В., Самон М.В // Б – чка «Рос. газ» - 2006 – Выпуск № 8. – 321 с.
  14. Страшун Б.А. Федеральное конституционное право России. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. – М.: Норма, 2001. – 377 с.
  15. Тягофеева К.В. Юридический справочник на все случаи жизни. – Спб.: Питер, 2006. – 244 с.
  16. Шестакова Е.В. Проблема «гражданства» не теряет актуальности // Основы государства и права – № 5 – 2005. – 177 с.

Информация о работе Понятие, сущность, принципы гражданства