Приобретение и прекращение гражданства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Гражданином государства лицо является не в силу проживания его на территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. В государственных законах устанавливаются основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок принятия этих вопросов.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3
Понятие гражданства…………………….……………………………....6
Приобретение гражданства………………..….………………..……….11
Гражданство по рождению………………..…………………………….12
Прием в гражданство в общем порядке……..…………………………13
Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке…………………………………………………...……………………..14
Восстановление в гражданстве Российской Федерации……..……….16
Прекращение гражданства…………………………………..………….18
Заключение...........................................................................................................22
Список использованных источников.................................................................25

Файлы: 1 файл

гражданство.docx

— 62.36 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

 

Введение.................................................................................................................3

  1. Понятие гражданства…………………….……………………………....6
  2. Приобретение гражданства………………..….………………..……….11
    1. Гражданство по рождению………………..…………………………….12
    2. Прием в гражданство в общем порядке……..…………………………13
    3. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке…………………………………………………...……………………..14
    4. Восстановление в гражданстве Российской Федерации……..……….16
  3. Прекращение гражданства…………………………………..………….18

Заключение...........................................................................................................22

Список использованных источников.................................................................25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О Гражданстве  Российской Федерации»1 – сформулировано понятие гражданства: «гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Закон «О гражданстве Российской Федерации»2 имеет огромное значение, так как этот документ, являясь основным регулятором норм гражданства, внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах. Иными словами гражданство становится тем необходимым условием, которое является обязательным для того, что бы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности признаваемые за гражданином. Кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.

Таким образом, гражданство  – это устойчивая правовая связь  человека с государством выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Отношения гражданства не зависят  напрямую от факта проживания человека в стране. Гражданином государства  лицо является не в силу проживания его на территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. В государственных  законах устанавливаются основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок  принятия этих вопросов.

Устойчивость отношений  гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для  них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их государством в одностороннем порядке. Прекращение  отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее  время они вообще не могут быть расторгнуты.

В течение 2002-2003 года в России было сформировано новое законодательство, регулирующее основные положения института  гражданства. Принятие нового закона о  гражданстве, вступившего в силу с 01 июля 2002 года продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с  Конституцией Российской Федерации3.  Такие социально-политические изменения способствовали возникновению серьёзных проблем и острых противоречий в системе российского гражданства, что ставит актуальной проблему конституционно-правового анализа этого института в связи с отмеченными изменениями законодательства.

Цели данной работы заключаются  в проведении комплексного анализа  юридической природы и содержания приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации.

  Указанными целями  обусловлена постановка и решение  следующих задач:

- исследовать понятие  гражданства, его основные особенности  и значение;

- рассмотреть основания приобретения гражданства (по рождению, в общем порядке, в упрощенном и т.д.);

- исследовать основания и порядок утраты российского гражданства.

  Раскрытие темы производится  с позиций общенаучных методов  (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического  анализа, частнонаучных методов  (сравнительного правоведения, технико-юридического  анализа, конкретизации, толкования).

Однако предназначение института  гражданства, юридическое содержание которого определяет характер отношений  между государством и индивидом, а также порядок взаимодействия этих категорий субъектов, с течением времени остается неизменным. В силу этого совершенствование юридических  основ института гражданства  и механизмов правового регулирования  отношений определяемых его содержанием, в настоящих условиях имеет для  Российской Федерации особую значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие гражданства

Важнейшей предпосылкой обязанности  государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В монархических государствах употребляется термин «подданство», который формально устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен гражданству. Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государства, всех обязанностей, установленных конституцией и закона ми. В то же время граждане обладают в отношении государства определенными правами и могут требовать от него защиту своих прав.

Для подавляющего большинства  людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, распространенные и в Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Законодательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по этим вопросам весьма развиты. Значительная часть практических вопросов, связанных  с определением гражданства, разрешается  с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами)4.

В государствах с унитарной  формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, а кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия налогового, уголовного, семейного законодательства). Такое положение характерно и для Российской Федерации.

В любом государстве проживают  люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство — такие лица называются бипатридами5.

Различия в правовом положении  не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.

Мировое сообщество единодушно в своем негативном отношении  к безгражданству, т. е. такому состоянию  человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое гражданство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

Это предписано международной  Конвенцией о сокращении без- гражданства 1961 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г.), принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН6.

В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений. Одновременно (1963 г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, устанавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. Правовой статус апатридов регулируется международной Конвенцией о статусе апатридов 1951 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г.). Следуя этим международно-правовым актам, Российская Федерация способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

Весьма частым случаем  возникновения безгражданства служит заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, и рождение у них детей. Немалые трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества.

Во многих странах, в том  числе в Российской Федерации, правовое положение лиц без гражданства  приравнивается к статусу иностранцев. В соответствии с законом Россия поощряет приобретение своего гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими гражданства другого государства.

В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся  к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции)7. Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В главе «Права и свободы человека и гражданина» содержатся еще две важные гарантии гражданства (ст. 61)8. Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Следовательно, теперь не может  быть речи о высылке нежелательного для властей гражданина, как это  не раз бывало в прошлом. Более  того, никакие органы не вправе не принять  в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.

Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. Российская Федерация, как это предусматривается в международных договорах о правовой помощи, обязана судить такое лицо по своим законам и информировать об этом заинтересованную сторону. Что же касается выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его государству, то это возможно также при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.

Гражданам РФ, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. Органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать свои права и охраняемые законом интересы9.

Вопросы гражданства в  Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции от 18 июля 2006 г.)10. Гражданство Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, является единым. Об этом снова напоминает п. «в»  ст. 71 Конституции, который относит гражданство в Российской Федерации к ведению Российской Федерации11.

Информация о работе Приобретение и прекращение гражданства РФ