Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:21, курсовая работа
Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………......... 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………………………………………. 5
1.1 Общие положения по гражданству ………………………………………….. 5
1.2 Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации ………. 6
1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет ……………. 10
1.4 Основные принципы гражданства …………………………………………. 11
1.5 Особый институт двойного и почетного гражданства …………………… 17
1.6 Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов …….... 23
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И
ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……........ 32
2.1 Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных
Лиц ………………………………………………………………………………… 39
2.2 Прекращение гражданства ………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ О ГРАЖДАНСТВЕ РФ .…...………………. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….. 53
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….....
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………………………………………. 5
1.1 Общие положения по гражданству ………………………………………….. 5
1.2 Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации ………. 6
1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет ……………. 10
1.4 Основные принципы гражданства …………………………………………. 11
1.5 Особый институт двойного и почетного гражданства …………………… 17
1.6 Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов …….... 23
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И
ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……........ 32
2.1 Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных
Лиц ………………………………………………………………………………
2.2 Прекращение гражданства ………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ О ГРАЖДАНСТВЕ РФ .…...………………. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….. 53
ВВЕДЕНИЕ
Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема
Гражданства, как никогда, актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии). В данной работе я преследовал цель раскрыть сущность института гражданства, его актуальность, рассмотреть все вопросы по созданию и развитию гражданства института.
Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон "О Гражданстве Российской Федерации имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства.
Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился [15, c. 5].
Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека.
Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.
Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституции и соответствующих законодательных актах. Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства.
Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.
Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах.
Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.
Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной
ответственностью.
В ходе работы я в большей степени опирался на Конституцию Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Постановления Государственной Думы, Распоряжения Правительства и комментарии к ним, а также газетные и журнальные публикации. Несмотря на практическое отсутствие специализированной литературы об институте гражданства, в подготовке данной работы мне большую помощь оказала работа Авакьяна С.А. «Гражданство в Российской Федерации».
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Общие положения по гражданству
В Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институтов - Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы государственной власти и системы местного самоуправления, немаловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. По Конституции Российской Федерации: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" [1, c. 4]. Основы правового статуса человека и. гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него.
Гражданство является тем
Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет
порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее время является Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, вступивший в силу с 6 февраля 1992 года и дополненный затем рядом нормативных актов.
1.2 Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.
В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных.
В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:
1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись:
а) дворяне; б) духовные лица; в) городские обыватели г) сельские обыватели;
2) инородцы;
3) финляндские обыватели.
Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.
Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.
В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование — граждан Российской Республики.
1 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.
С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7, Конституции СССР 1924 года закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик.
К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев».
29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР 1924 года; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей
Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 года.
Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство, этой республики.
В соответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы.
Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик.
Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане — рабочие и
крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.
Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев — рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.
Информация о работе Понятие и принципы гражданства Российской Федерации