Понятие и принципы гражданства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………......... 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………………………………………. 5
1.1 Общие положения по гражданству ………………………………………….. 5
1.2 Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации ………. 6
1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет ……………. 10
1.4 Основные принципы гражданства …………………………………………. 11
1.5 Особый институт двойного и почетного гражданства …………………… 17
1.6 Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов …….... 23
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И
ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……........ 32
2.1 Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных
Лиц ………………………………………………………………………………… 39
2.2 Прекращение гражданства ………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ О ГРАЖДАНСТВЕ РФ .…...………………. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….. 53

Файлы: 1 файл

курсовая Гражданство.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

судах и других  учреждениях  страны  пребывания.  Консул  выдает  российским гражданам заграничные паспорта, а также выдает, продлевает и  погашает  визы на выезд в Россию.

          Если   меры,   принятые   дипломатическими   представительствами   или

консульскими учреждениями, не  приводят  к  положительным  результатам,  для защиты интересов своих граждан Российской Федерации могут  быть  предприняты и иные вытекающие из международного права шаги.

         Кроме этого в международном праве  существуют  тенденции,  призывающие государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства.  В  Законе  о гражданстве Российской Федерации поощряется принятие гражданства  Российской Федерации лицами без гражданства, и не препятствует приобретению  ими  иного гражданства, кроме  того,  существует  положение  о  сохранении  гражданства Российской Федерации  лицами,  проживающими  за  её  пределами,  по  которым гражданин Российской Федерации, проживающий за её пределами,  не  прекращает российского  гражданства.  Кроме  того,  заключение  или  расторжение  брака гражданином Российской Федерации с лицом,  не  принадлежащим  к гражданству Российской Федерации, не влечет за  собой  изменения  гражданства,  но  если

один из  супругов  изменяет  его,  то  это  не  влечет  за  собой  изменение гражданства другого супруга.

 

            1.5 Особый институт двойного и  почетного гражданства

 

          Кроме  этих  принципов  в  институте  гражданства  существует  принцип

Двойного гражданства.

         Случаи двойного гражданства возникают из-за применения  государствами разных принципов при  решении  вопросов  приобретения  гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве  родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина -  при  выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна  "следовать гражданству своего мужа"

         До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к   гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве от 28 ноября 1991 года.

         Российский  гражданин   может   одновременно   иметь   и   гражданство

иностранного государства, но допускается это только  в  одном  из  следующих

случаев:

         - если такую возможность предусматривает федеральный закон

         - если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

          Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо.

          Российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству  иметь одновременно гражданство, другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному  условию  -  наличие международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не  допускает.

          Международный договор, о котором упоминается в части первой статьи 62, должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся  государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств.

         Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве, не признается принадлежность  к  гражданству  другого государства, продолжает действовать.

          Отсюда практически вытекает, что гражданин  иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве,  при приеме  в российское гражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством он будет рассматриваться только как российский  гражданин.

         Двойное гражданство будет за ним признано в России лишь, если с  иностранным государством,  гражданином  которого  он  является,  имеется  на  этот  счет международный договор.

         Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель  двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен  подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы.

         Факт двойного гражданства "не  умаляет  прав и  свобод  российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих  из  российского законодательства". Однако допускается, что федеральным законом   или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от  обязанностей,  вытекающих из факта двойного гражданства.

          Всё это соответствует международной практике, и согласно  Конвенции  о

некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930  года, лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым  из государств, гражданином которого он является, как его гражданин.

          Двойное гражданство проверяется компетентными  органами.  В связи со скандалом вокруг назначения заместителем Секретаря Совета Безопасность

Российской Федерации  Березовского и его двойного гражданства Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации  постановила поручить Министерству внутренних дел Российской Федерации проверить наличие двойного гражданства у  граждан Российской Федерации, занимающих государственные должности; дать  согласие на проверку наличия двойного гражданства у депутатов Государственной Думы, предложить Министерству внутренних дел Российской Федерации сообщить о результатах проверки  в Государственную Думу до 1 апреля 1997 года [10, c. 38].

          Распоряжения о двойном  гражданстве принимает Президент Российской

Федерации, и если разрешение получено, то гражданин Российской  Федерации, имеющий так же иное гражданство,  не  может  быть  на  этом  основании  быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

          Кроме того, в Конституции определено  правовое  положение в России

иностранных граждан  и лиц без гражданства.  Иностранными  гражданами  должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к

гражданству иностранного государства. Определение иностранных граждан как лиц, не являющихся российскими гражданами и имеющие доказательства

принадлежности к гражданству иностранного государства, которое дано в статье 1 действующего в России Закона "О правовом положении иностранных

граждан в СССР" от 24 июня 1981 года, не может действовать в полной  мере  в

связи с допущением Конституцией двойного гражданства. К таким доказательствам  относятся   национальные   паспорта   или   заменяющие   их

документы.

          Под  категорию  иностранных  граждан  подпадают  и  лица,   обладающие подданством иностранного государства.

          Лица без гражданства - это такие лица, которые, не являясь российскими

гражданами, не имеют  доказательства своей принадлежности и  к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15 Всеобщей декларации прав  человека, провозгласившей права каждого на гражданство. Российское государство стремится к устранению и предотвращению, без гражданства проживающих  на  её территории лиц.

         В полном соответствии с общепризнанными нормами  международного  права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц   без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам,  т.е. устанавливает для этих лиц "национальный режим". Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Принцип   приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное.   Отклонение от национального режима, в сторону ограничения прав или,  наоборот, расширения по сравнению с правами российских граждан, могут быть, согласно Конституции, установлены только федеральным законом или международным договором. Введение особых правил для иностранных  граждан в каких-либо других актах неправомерно.

         Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской  Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь  и  с  собственным государством, имеет определенные права  и  обязанности  как  его  гражданин.

         Поэтому на него возлагаются некоторые обязанности российских   граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности - судьи, прокурора, нотариуса и так  далее, право участвовать в референдумах и т.п.)

         Ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в упомянутом Законе о правовом положении иностранных граждан от  24 июня  1981  года,  в частности, в отношении их трудовой  деятельности, социального обеспечения, пребывания  на  территории  нашей  страны,  административной   и   уголовной ответственности.

         Специальные правила  российского законодательства  установлены для

отдельных  групп находящихся  в России  иностранных граждан:  дипломатов, пользующихся  дипломатическим  иммунитетом, консулов,  членов экипажей иностранных кораблей и самолетов и т.п.

         Конституция  не   связывает   применение   к   иностранным  гражданам

национального режима с  принципом взаимности,  он  предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в   соответствующем иностранном государстве иностранцы, а значит и российские граждане. В то  же время, если ограничения прав и свобод  в  иностранном  государстве  касаются только российских граждан, в отличие от других иностранцев,  то  есть  носит дискриминационный характер, правительством России могут быть установлены, в соответствии со ст.3 Закона о правовом положении иностранных  граждан, реторсии.

         Принцип почетного гражданства закреплен в статье  8:  "лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации,  имеющему  выдающиеся  заслуги перед Российской Федерацией  или  мировым  сообществом,  может  быть с его согласия предоставлено почетное гражданство Российской  Федерации"  [5,  c. 39]. За заслуги в области науки и техники,  охране  здоровья  населения, в области экономики, финансовой деятельности, искусства, в области культуры и других, почетное гражданство   Российской Федерации    предоставляется Президентом и, кроме того, по Положению о почетном  гражданстве Российской Федерации, почетные граждане пользуются   правами   граждан Российской Федерации.

          Таким образом, рассмотрев общие положения  Закона  о  гражданстве,  мы рассмотрели основные и наиболее важные принципы, связанные с гражданством. Они исходят из  признания  общечеловеческих ценностей,  означают признание человека и государства равноправными,   равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью

 

 

 

1.6 Гражданство Российской  Федерации и гражданство ее субъектов

 

          В рамках  правовой  государственности  и  государственной  целостности

Российской Федерации институт единого гражданства имеет важное теоретическое  и  практическое  значение.  Эта  значимость усиливается тем обстоятельством, что между федеральным и республиканским  законодательствами по  вопросам  гражданства имеются противоречия,  несогласованность. Такое положение  вещей,  в  частности, можно показать  на примере Республики Башкортостан,  проследив  общую  тенденцию  развития  гражданства  РФ и ее субъектов.

         Прежде  всего,  следует  отметить,  что  на   правовую   регламентацию гражданства РФ  и ее субъектов непосредственно повлияли Декларация   о государственном суверенитете Российской Федерации и Декларации о государственном суверенитете республик (бывших   автономий),   а   также денонсация  Договора  об  образовании  СССР   и   подписание   Федеративного

договора,  образование   Содружества   независимых   Государств,   изменение правового статуса национально-государственных образований,  административно - территориальных единиц и национально-территориальных   объединений в Российской Федерации.

         К числу обстоятельств, обусловивших  новые взаимоотношения РФ и ее субъектов, следует отнести и определение гражданства РФ на основе международных стандартов, в  частности  в  свете  Всеобщей  декларации  прав человека и  Декларации  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  Российской Федерации, принятой 22 ноября 1991  г.  Положения  последней  стали  основой

Информация о работе Понятие и принципы гражданства Российской Федерации