Понятие и принципы гражданства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………......... 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………………………………………. 5
1.1 Общие положения по гражданству ………………………………………….. 5
1.2 Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации ………. 6
1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет ……………. 10
1.4 Основные принципы гражданства …………………………………………. 11
1.5 Особый институт двойного и почетного гражданства …………………… 17
1.6 Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов …….... 23
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И
ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……........ 32
2.1 Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных
Лиц ………………………………………………………………………………… 39
2.2 Прекращение гражданства ………………………………………………….. 41
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ О ГРАЖДАНСТВЕ РФ .…...………………. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….. 53

Файлы: 1 файл

курсовая Гражданство.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

         В  их  функции  входят:  прием  заявлений  и  ходатайств  по  вопросам

гражданства;  проверка  фактов  и  представленных  документов;   направление

ходатайства вместе с  документами в  Комиссию  по  вопросам  гражданства  при Президенте  Российской   Федерации;   определение   принадлежности   лиц   к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации  приобретения  и прекращения  гражданства  Российской  Федерации в предусмотренных Законом случаях.

         Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации внутри системы органов внутренних дел Российской  Федерации  устанавливается постановлением  Президента  Российской  Федерации.  Полномочия  Министерства иностранных Дел Российской Федерации,  дипломатические  представительства  и консульские учреждения Российской Федерации имеют  компетенцию,  аналогичную Министерству внутренних дел. Но к их  функциям  прибавляется  ведение  учета граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами  Российской Федерации.

          Производство по делам о гражданстве также освещено в  Законе.  В  этой

части Закона определяются порядок, подача, форма, порядок оформления,  сроки подачи и оформления, сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств  по вопросам гражданства Российской Федерации.

          Заявления  о  регистрации  изменения  гражданства  подаются  в  органы внутренних  дел  Российской  Федерации  по  месту  жительства  заявителя, а

лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, в  соответствующие консульские учреждения, или дипломатические представительства.

          Ходатайства подаются на  имя  Президента  Российской  Федерации  через органы внутренних дел. Заявления и ходатайства подаются в письменном  виде.

         Согласие заинтересованных лиц на приобретение: прекращение,  сохранение  или изменение  гражданства  должно   иметь   письменную   форму.   Подпись   под документами удостоверяется нотариально. Если заявитель  не  может  подписать заявление или ходатайство по  неграмотности  или  в  силу  своих  физических недостатков, оно по его просьбе подписывается другим лицом, о  чем  делается соответствующая нотариальная запись.

          Оформление заявления ли ходатайства производится органом внутренних дел  по  месту  жительства  при  личном  обращении  заявителя,   или   через дипломатические представительства  и  консульские  учреждения.  При наличии надлежащим образом оформленных документов,  удостоверяющих  невозможность личного  обращения  заявителя,   орган   внутренних   дел,   дипломатические представительства,  консульское  учреждение  Российской  Федерации   обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлению  их  ходатайству,  переданному через другое лицо либо направленному по почте. В  этом  случае  подпись  под заявлением или ходатайством должна быть удовлетворена нотариально.

         При  подаче  заявления  или  ходатайства   по   вопросам   гражданства

Российской Федерации  уплачивается государственная  пошлина,  размер  которой устанавливается  законом   Российской   Федерации.   Малообеспеченные   лица освобождаются  от  уплаты  госпошлины  полностью  или  частично  в  порядке,  установленном законом Российской Федерации.

         Органы внутренних дел, либо дипломатические представительства  выносят свое   мотивированное   заключение,   а   при    необходимости    составляют представления, которые  направляются  в  Комиссию  по  вопросам  гражданства Российской Федерации.

         Срок  рассмотрения  заявлений  по  вопросам  гражданства   не   должен

превышать 6 месяцев, а  ходатайств - 9.

          Срок подачи заявления,  пропущенный  по  уважительной  причине,  может быть, по просьбе заявителя, восстановлен в Комиссии по вопросам  гражданства Российской Федерации.

          Гражданство   Российской   Федерации   считается   приобретенным   или

прекращенным со дня  принятия  решения  полномочными  органами  или  издания указа Президента Российской Федерации.

         Исполнение решений по делам о гражданстве в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, возлагается на  Министерство  внутренних дел и  его  соответствующие  органы,  а  в  отношении  лиц,  проживающих  за пределами   Российской   Федерации,   на   Министерство   иностранных   дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

         Лицам, которые приобрели гражданство, выдается удостоверение  личности гражданина Российской Федерации, а  в  консульствах  -  паспорта  гражданина Российской Федерации с соответствующей  отметкой.  В  документах  детей,  не достигших 16 лет, делается запись о принадлежности к гражданству  Российской Федерации.

         Контроль за исполнением решения  по  вопросам  гражданства  Российской Федерации осуществляется комиссией при  Президенте  и  другими  полномочными органами в соответствии с их компетенцией.  Решение  полномочного  органа  в отказе от регистрации приобретения или  прекращения  гражданства  Российской Федерации либо о принадлежности к  гражданству  Российской  Федерации  могут быть обжалованы в месячный срок в суде.

         Отказ  в  приеме  заявлений  и  ходатайств  по  вопросам   гражданства нарушение  сроков  рассмотрения  заявлений  и  ходатайств,  а  также  другие действия   должностных   лиц   полномочных   органов,   нарушающие   порядок рассмотрения дел о гражданстве и  порядок  исполнения  решений  по  вопросам гражданства Российской Федерации,  могут  быть  обжалованы  в  установленном порядке в порядке  подчиненности  должностному  лицу,  либо  в  суде.  Лица, постоянно проживающие за пределами  Российской   Федерации, обжалуют неправомерные действия должностных лиц в дипломатических  представительствах или консульствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Рассмотрев вышеизложенные принципы гражданства Российской  Федерации, основания для приобретения, изменения или прекращения  гражданства,  органы, регулирующие решение  вопросов,  связанных  с  гражданством,  можно  сделать вывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего  основы правового статуса личности, которые  утверждены  в  действующей  Конституции Российской  Федерации,  является  совокупность  норм,  регулирующих   именно гражданство.

          Конституционно-правовой  институт  основ  статуса  личности   отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов правового статуса личности.

          В нашей стране вопросы гражданства встают наиболее остро. В процессе движения за обретение суверенитета,  в  ходе  которого  достичь  его  иногда пытаются любой ценой, нарушаются, прежде всего, права и свободы  некоренного населения, проживающего на территории бывших союзных республик.

          Все более тревожной становится практика деления  граждан  на  своих  и

чужих. Выдвигая заслон  подобной  практике, Россия  подписала двусторонние соглашения с Эстонией, Латвией, Украиной и другими суверенными государствами. В рамках соглашения о создании СНГ специально указывается, что Договаривающиеся  стороны  гарантируют своим гражданам независимо  от национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая  из  Сторон гарантирует гражданам других сторон, а так же лицам без гражданства права  и свободы в соответствии с общепринятыми международными  нормами о правах человека.

          Наиболее важный принцип, который до этого не утверждался  ни  в  одном советском законе - права двойного гражданства. Ранее это право  отвергалось.

         Но в то же время государства по возможности стремятся  ограничить  его представления, дабы избежать возникающих при наличии двойного  гражданства правовых  коллизий.  Наличие  двойного  гражданства  ведет  за   собой ряд трудностей, потому что один из острых вопросов, связанных с регулированием гражданства. В международной практике эти вопросы  регулируются путем заключения международных и  межгосударственных  договоров  и  предоставления лицам с двойным гражданством режима наибольшего благоприятствования.

          По-разному этот  вопрос  решается  в  бывших  союзных  республиках.  В

большинстве  (Киргизия,  Азербайджан,  Молдова,  Эстония,   Литва)  двойное

гражданство не допускается. Украина и Беларусь, напротив,  его  признают,  а

Грузия оставляет вопрос открытым.

          Занятая Российской Федерацией позиция, продиктованная особенностями её исторического,  демографического  и  политического  развития,  а   равно   и

национально-психологическими факторами представляется вполне  взвешенной  и демократической. Тем самым юридически утверждается принцип непрерывности российского гражданства, его открытости  для  всех  сограждан,  разбросанных волею судеб по белу свету, и  всех  желающих  приобщиться  к  её  духовному, культурным и человеческим ценностям и пользоваться её юрисдикцией.

          В этом отношении подчеркнем и особо  важное  значение,  которое  имеет

установленный законом  судебный порядок обжалования всех решений,  связанных с приобретением,  прекращением,  принадлежностью  к  гражданству  Российской Федерации, а также процессуальные действия должностных лиц при  рассмотрении заявлений по вопросам гражданства. Таким образом,  при  малейших нарушениях данного закона заинтересованное лицо вправе  обратиться  с  жалобой  в  суд. Предусмотренный механизм обеспечивает эффективность  закона  и  защиту  прав человека.

         Действующая Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации - являются основными демократическими  источниками, в которых заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь  человека  с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав,  обязанностей  и ответственности, основанная на признании и  уважении  достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого государство также защищает гражданские права человека: личные, экономические,  социальные и  другие. Такие права закреплены в Конституции РФ как основополагающие принципы правового демократического государства.

          Развитие института  гражданства,  норм,  которые  регулируют  вопросы,

связанные с этим, повлечет за  собой  немало  проблем.  Особенно  остро это будет осуществляться в России, в  связи  с  ее  исторически -  политическим прошлым и не менее кризисным в политическом плане настоящем.

         Не на должном уровне развиты связи, регулирующие  вопросы  гражданства со странами ближнего и  дальнего  зарубежья,  что  может  повлечь  за  собой нарушение статьи  61 части 2 Конституции  РФ,  которая гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

         Таким образом, государство не в праве допускать нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации демократических   принципов, а   в частности, связанных с гражданством, так как нарушают  свою  демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести политику,  направленную на поддержание не  только  общедемократических  принципов,  но  и  вопросов, касающихся гражданства, путем создания   нормативно-правовых актов, федеральных законов и международных договоров.

           Итак, гражданство является  одним  из  основных  показателей  здоровья всего государства. Из этого следует, что защита и развитие  этого  института есть обязанность не только государства, но и человека.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

         1.  Конституция Российской  Федерации от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) –  М.:      Центральная избирательная комиссия РФ, 2009.

          2. Конституция РФ: Комментарий. – М.: Юридическая литература, 2008.

         3. Комментарий к Конституции РФ. – м.: БЕК, 2008.

          4. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г., № 1948-1, с изменениями от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ – М.: Дом Советов, 2002.

          5. Закон «О гражданстве Российской  Федерации»  от 31 мая 2002г.  //  Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. - №  6. – с.37-44.

         6. Федеральный закон «О  внесении  изменений в закон РФ  «О  гражданстве Российской Федерации» №72-ФЗ от 20 июля 2004 г. // Российская газета. – 2004г.

         7. Положение о порядке рассмотрения вопроса о гражданстве РФ  //  Собрание актов Президента и Правительства РФ, 2004, № 4, ст. 302.

          8. Положение о паспорте  гражданина  РФ  //  Собрание  законодательства  РФ. 1997, № 28. Ст. 3444.

          9. Положение о комиссии по вопросам гражданства при Президенте  РФ  от  13 августа 1998 г. // Российская газета. 1998, 17 августа.

          10. Постановление Государственной Думы  Федерального  Собрания  РФ  от  12 февраля 1997 г. «О проверке наличия двойного гражданства  у  граждан  РФ, занимающих государственные должности» //  Собрание  законодательства  РФ. 1997, № 181. Ст. 1029.

          11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14  марта 1997 г. «Об утверждении образцов и описании бланков основных  документов, удостоверяющих  личность  гражданина  РФ  за  пределами РФ  /   Собрание законодательства РФ, 1997, № 298. Ст. 53.

         12.  Постановление   Конституционного   Суда   РФ   по   делу   о   проверке конституционности пункта «2» ст. 18 Закона РФ «О гражданстве РФ» в  связи с жалобой А.Б. Смирнова от 16.05.1996 г. // Вестник Конституционного Суда РФ, 1996. № 3, с. 32-34.

Информация о работе Понятие и принципы гражданства Российской Федерации