Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:05, контрольная работа
Цель данной работы: определить, что такое гражданство по российскому конституционному праву, охарактеризовать основные признаки гражданства, а также выделить основания приобретения и прекращения гражданства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Дать определение понятию «гражданство»
Охарактеризовать признаки гражданства
Изучить основания приобретения и прекращения гражданства
Введение 3
1. Понятие гражданства 5
2. Признаки гражданства 7
3. Основания и порядок приобретения гражданства РФ 9
4. Основания прекращения гражданства РФ 15
Заключение 17
Список литературы 19
Содержание
Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающего приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие Конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому[1].
Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.
Конституция как Основной закон
государства учреждает
На основе конституционно-правовых источников, а также юридической литературы раскрывается содержание оснований приобретения и прекращения гражданства РФ, сформированные после принятия Конституции 1993 г.
В РФ вопросы гражданства в
Цель данной работы: определить, что такое гражданство по российскому конституционному праву, охарактеризовать основные признаки гражданства, а также выделить основания приобретения и прекращения гражданства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Таким образом, есть немало поводов интересоваться тем, что представляет собой российское гражданство, как его приобрести и прекратить.
Важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.
Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 04.12.2007 г.), международными договорами РФ и другими нормативно-правовыми актами РФ.
Понятие гражданства сформулировано в ст. 3 ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей1. В этой дефиниции выделены главные сущностные черты, характеризующие гражданство.
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство – правовое, а не фактическое состояние.
Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность, проживающих на его территории, ибо по этому признаку наследие образуют население страны – категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства, иностранные граждане.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.
Последнее основано на юридическом оформлении отношений гражданства. Оно выражается, во-первых, в их общем правовом нормировании, и, во-вторых, в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица.
Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
В отношении каждого человека гражданство
юридически оформляется документами,
подтверждающими его
Конституция Российской Федерации
и закон о гражданстве
1. Гражданство Российской
2. Проживание гражданина РФ за
пределами РФ не прекращает
его гражданства РФ. Российское
законодательство исходит из
принципа сохранения
3. Конституция Российской
Лишение – это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласия гражданства.
Гражданину Российской Федерации
предоставляется возможность
4. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.
5. Российская Федерация поощряет
приобретение гражданства
6. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Ст.11 Закона о гражданстве Российской Федерации устанавливает, что гражданство приобретается:
1. По рождению
2. В результате приема в
3. В результате восстановления в гражданстве, путем выбора (оптации)
4. По иным основаниям, предусмотренным законом.
Признание гражданства как основание его приобретения не предусматривалось в предшествующем законодательстве. Во всех прежних законах содержалась общая норма, определяющая принадлежность к гражданству, т.е. дающая ответ на вопрос о том, кто является гражданином государства. Обретение такого статуса связывалось с двумя основаниями: признанием гражданства и приобретением гражданства в соответствии с данным законом. Последнее основание начинало действовать с момента вступления в силу нового закона, т.е. нацелено на будущие отношения гражданства. Но закон должен решить вопрос о тех, кто уже имел гражданство данного государства до принятия нового закона. Введение какого-либо основания для нового оформления приобретения гражданства миллионами людей нереально и нецелесообразно. Поэтому применяется форма признания гражданства, назначающая законодательное решение вопроса о гражданстве лиц, состоявших в гражданстве данного государства на момент вступления в силу нового закона, сохраняется этот статус.
Закон обычно применяет "нулевой вариант". Он заключается в том, что по новому закону гражданами признаются все лица, которые состояли в его гражданстве на момент вступления нового закона.
По закону[2]гражданами Российской Федерации признаются все граждане постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу закона «О гражданстве». Следовательно, основаниями признания являлись такие признаки, как постоянное проживание на территории Российской Федерации. По сути дела это нулевой вариант, так как фактически всем лицам, проживающим на территории РФ, не пришлось принимать какие-либо меры ля подтверждения гражданства.
Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 ФЗ «О гражданстве РФ», если они до 1 января 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Признание гражданства как форма его приобретения – процесс, завершающийся в основном в день вступления в силу закона, реализующийся одноактно. В соответствии с указом Президента «О некоторых вопросах реализации закона Российской Федерации» «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ установлена возможность считать гражданами России бывших граждан, возвратившихся на жительство в Россию до вступления в силу закона, не имеющих подтверждения приобретения гражданства в порядке признания и продолжающих проживать в России на данных основаниях. Для этого требовалось волеизъявление лица.
Главным, постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является приобретение гражданства по рождению. Это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства по рождению. Это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: "право крови", т.е. с учетом гражданства родителей, и "права почвы" – т.е. в зависимости от места рождения.
Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо места рождения.
В случаях разного гражданства родителей или отсутствия гражданства у одного их них, закон исходит из права родителей на выбор гражданства ребенка, но исключает возможность оставления ребенка лицом без гражданства.
При различном гражданстве
Принцип "право почвы" применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Федерации.
Этот же принцип действует и в отношении родившихся на территории Российской Федерации детей от лиц без гражданства, а также детей, родившихся на территории Российской Федерации от родителей, состоявших в гражданстве других государств, если последующие не предоставляют ему своего гражданства.
Закон Российской Федерации о гражданстве
установил и такое новое
Введение такой формы было обусловлено рядом обстоятельств, связанных с предшествующей историей России. Во-первых, многие лица – граждане СССР, считавшие себя гражданами России, но в результате распада СССР проживали на территории других союзных республик, превратившихся в независимые государства. Вопрос об их гражданстве должен был быть решен, исходя из их безусловного права на гражданство Российской Федерации. Поэтому закон определил, что такие лица, проживающие в бывших союзных республиках, а также прибывшие для проживания на территории Российской Федерации могут приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, если они в течение трех лет со дня вступления в силу закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Такое же право, но в течение одного года, закреплялось за лицами без гражданства, постоянно проживавшими на территории Российской Федерации или других республик, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства независимо от места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению, и если они в течение одного года после вступления в силу закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.