Гражданство: понятие, принципы, основания и порядок приобретения гражданства и его прекращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 11:18, контрольная работа

Краткое описание

Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.

Оглавление

Введение 3
1. Общие положения по гражданству 5
1.2. Основные принципы гражданства 7
1.3. Особый институт двойного и почетного гражданства 11
2. Основания и порядок приобретения гражданства Российской
Федерации 17
3. Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей
и недееспособных лиц 23
4. Прекращение гражданства 25
5. Правовое регулирование решения вопросов о
гражданстве Российской Федерации 27
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

гот контр конституция.docx

— 42.40 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине « Конституционное право РФ»

 

Тема: «Гражданство: понятие, принципы, основания и порядок приобретения гражданства и его прекращения.»

 

 

 

 

                                             

Содержание

Введение           3

1. Общие положения по гражданству        5 

1.2. Основные принципы гражданства        7

1.3. Особый институт двойного  и почетного гражданства    11

2. Основания и порядок приобретения  гражданства Российской

    Федерации           17

3. Гражданство детей, родителей,  опекунов, попечителей

    и недееспособных лиц          23

4. Прекращение гражданства         25

5. Правовое регулирование решения  вопросов о 

    гражданстве Российской Федерации       27

Заключение           31

Список использованной литературы       34  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Без лишнего  преувеличения можно сказать, что  для жителей России, а равно  и для миллионов людей, проживающих  в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза  Советских Социалистических Республик, принятый закон "О Гражданстве  Российской Федерации имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства.

Гражданство - один из основных элементов правового  статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства  и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения  на него всего объема прав, свобод и  обязанностей, признаваемых за гражданином, а также зашита его государством, где бы он ни находился.

Такое понимание  гражданства получает все большее  распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство  все более утверждается как одно из основных прав человека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных авторитетов в области прав человека, член Европейской Комиссии по правам человека в Совете Европы австрийский юрист - профессор Феликс Эрмакора. Он считает, что, хотя в современном международном праве и нет специальной нормы, которая признавала бы гражданство в качестве одного из прав человека, тем не менее, гражданство вынуждено выступать как непременное условие (conditio sine qua non) признания целого ряда прав и свобод и в их числе - принцип равенства.

Обладание гражданством является всеобщим универсальным  условием полной правосубъектности  лица.

Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации  и Законом "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, с  изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.

До этого  Закона на территории Российской Федерации  действовали Законы СССР "О гражданстве  СССР" и постановление Верховного Суда СССР от 23 мая 1990 года "О порядке  введения в действие Закона СССР" "О гражданстве СССР" и другие нормативные акты.

Сейчас  на основе Закона "О гражданстве  Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года, в редакции Указа от 27 декабря 1993 года утверждено Положение о порядке  рассмотрения вопросов гражданства  Российской Федерации. Действует Положение  об Управлении по вопросам гражданства  Администрации Президента Российской Федерации.

Отношения, связанные с гражданством республик  Российской Федерации, регламентируются в их Конституции и соответствующих  законодательных актах. Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства.

Действующая Конституция Российской Федерации  расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы  в этой области отнесены к основам  конституционного строя.

Закон о  гражданстве внес определенный вклад  в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах.

Сущность  связей по гражданству сводилась  к таким его признакам, как  распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению  его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано  с развитием идей этатизма в нашем  государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение  новой Конституции взаимоотношений  личности и государства.

Этот  новый подход означает признание  человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными  взаимной ответственностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения по гражданству

 

В Конституции  Российской Федерации кроме заключенных  в ней институтов - Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы государственной власти и системы местного самоуправления, не маловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового  статуса личности. По Конституции  Российской Федерации: "Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  зашита прав и свобод человека и  гражданина - обязанность государства". Основы правового статуса человека и. гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и  личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и  регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым  условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил  те или иные права, свободы и мог  исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства  гражданин так же имеет право  требовать создания благоприятных  условий для жизни, защиту и покровительство  гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами. То есть гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.

Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации  приобретается и прекращается в  соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее  время является Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, вступивший в силу с 6 февраля 1992 года и дополненный  затем рядом нормативных актов.

До 1917 года в России понятия гражданства  не существовало. Все жители Российской империи считались "подданными". Декрет ВЦИК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 23(10) ноября 1917 года отменил подданство и установил  общее для всего населения  России наименование - "гражданин  Российской Федерации"

 

 

    1. Основные принципы гражданства

 

Каждый человек по праву  носит название "гражданин", т.к. имеет право на гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие, различные права и обязанности. Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет выдачи собственных граждан, запрет привилегий и соответственно равенство всех, граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделение носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане Российской Федерации могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести некоторые другие обязанности. 80-е годы во многих европейских странах (Франция, ФРГ, Бельгия, Швейцария и т.д.) по мере усиления процессов интеграции все более четко обозначается либерализация оснований приема в гражданство, нарду с этим снимаются ограничения, и расширяется объем прав иностранцев.

В скандинавских  странах (за исключением Финляндии) по законам о гражданстве конца 70-х начала 80-х годов иностранцам  предоставляются некоторые политические права. В Дании, например, иностранец, проживший здесь 3 года, пользуется активным и пассивным избирательным  правом при выборе коммунальных органов; пользуются иностранцы и свободой выражения  мнений. Однако свободы собраний и  объединений предоставляются только гражданам.

Демократический принцип провозглашения в действующей  Конституции является своеобразной гарантией свободного использования  российским гражданином его прав и свобод - "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или  выдан другому государству".

Хотя  высылка российских граждан за пределы  России как мера уголовного наказания  не предусмотрена действующим Уголовным  кодексом, в практике даже в 70-е годы были случаи принудительной высылки  российских граждан за пределы России. Так был выслан, например, писатель Александр Исаевич Солженицын. Отсутствие в ранее действовавшей Конституции  прямого запрета высылки давало властям возможность действовать  произвольно.

Правило, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы России, полностью  соответствует статье 13 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право  каждого человека покидать любую  страну и возвращаться в свою страну (ч. 2 ст.27).

Запрещение  высылки российского гражданина другому государству, под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника  государством, на территории которого он находится, другому государству  в целях привлечения его там  к уголовной ответственности  или для приведения в исполнение вынесенного там приговора, вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случаях, когда  такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину.

Ранее действовавшая  Конституция тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала  исключение, если они установлены  законом или международным договором, но в настоящей нынешней Конституции  никаких исключений не предусматривается: российские граждане никогда не должны выдаваться другому государству.

Закона, допускающего выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее  действовавшая конституция, не было принято, и международные договоры, заключенные Россией выдачу другому  государству российских граждан  не предусматривают. Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи содержат правило о том, что выдача не имеет места, если человек, которого просто выдать, является гражданином  запрашиваемого государства. Аналогичную  норму содержит Конвенция стран СНГ от 22 января 1993 года о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (пока не вступила в силу).

Правило Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту прав, что, однако, не означает освобождение от уголовной ответственности. За совершенные  за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в  России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации  о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством  уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в  том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны  возбуждать уголовное преследование  против российских граждан, подозреваемых  в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны  возбуждать уголовное преследование  против российских граждан, подозреваемых  в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии.

Кроме того, в Законе о Гражданстве говорится о том, что "никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство". Эта норма имеет для нашего общества и его граждан принципиальное значение, ибо исключает из будущего возможность использования этой меры для борьбы с инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения страха в обществе, что было характерно для нашего государства на протяжении всей его 70-летней истории. Антидемократическая практика лишения гражданства сопровождалась к тому же применением и такой репрессивной меры, как высылка собственных граждан. Между тем подобная практика несовместима со многими международными нормами о правах человека. Так уже выше упомянутая Всеобща декларация прав человека в статье 15 устанавливает, что никто не может быть произвольно лишен гражданства; в Международной Конвенции о сокращении безгражданства говорится о том, что нельзя лишать лицо гражданства, если такое лишение делает его апатридом (ст.8 п.1); в ст. 3 Дополнительного протокола N 4 к Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод содержится специальная норма о запрете высылки с территории государства, гражданином которого он является. Аналогичные запреты можно найти помимо упомянутых источников в конституциях многих государств (ФРГ, ст.16, Испания, ст.II п.2) и законах о гражданстве (Англия, закон о гражданстве 1985 года).

Отказавшись от этого антидемократичного института, российский законодатель тем самым  привел наше законодательство в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Попутно заметим, что следовало  бы сделать и следующий шаг  в этом направлении: определении  на уровне закона запретить всякую возможность высылки своих граждан.

Информация о работе Гражданство: понятие, принципы, основания и порядок приобретения гражданства и его прекращения