Федеральный бюджет РФ на текущий год, особенности его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:10, реферат

Краткое описание

Целью исследования является изучение процесса составления, рас-смотрения (принятия) и исполнения федерального бюджета. Бюджет яв¬ляется общегосударственным фондом денежных средств – ведущем зве¬ном финансовой системы страны и мы должны иметь представление о том как составляется и реализуется проект бюджета, куда и на какие цели уходят средства государственного бюджета. Мы должны понимать: Что такое бюджет?

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Порядок планирования и исполнения федерального бюджета.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

      Принцип единства кассы.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Бюджетный процесс в Российской Федерация строится в соответствии с законодательством Российской Федерации - БК РФ, а также законами республик в составе России. Этот процесс состоит из следующих стадий бюджетной деятель­ности: составление проекта бюджета; рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета; исполнение бюджета; со­ставление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ составление проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов со­циально-экономического развития России, субъектов Феде­рации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка перспективного финансового плана, ба­ланса ресурсов, на основании которых органы исполнитель­ной власти и участники бюджетного процесса осуществляют разработку проектов бюджетов.

 

 

1.2. Полномочия участников бюджетного процесса

федерального уровня

В систему органов, обладающих бюджетными полномочия­ми, входят финансовые органы, органы финансово-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет определенные за­дачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

В соответствии со ст. 164 БК РФ участниками бюджет­ного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

•     Президент РФ;

•     Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

•     Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

•     Правительство РФ;

•     орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета, - Министерство финансов РФ;

•     орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета, - Федеральное казначейство;

•     органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

•     Центральный банк РФ;

•     Счетная палата РФ;

•     государственные внебюджетные фонды;

•     главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

•     иные органы, на которые законодательством РФ воз­ложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

•     органы денежно-кредитного регулирования;

•     органы государственного и муниципального финансо­вого контроля.

Участниками бюджетного процесса также являются бюд­жетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия - получатели бюджетных средств.

Законодательные (представительные) федеральные орга­ны РФ и представительные органы местного самоуправле­ния рассматривают и утверждают законы о бюджетах и от­четы об их исполнении, осуществляют последующий конт­роль за исполнением бюджетов.

Органы исполнительной власти РФ и органы местного самоуправления составляют проекты бюджета и вносят их на утверждение законодательных органов.

Бюджетные полномочия Банка России состоят в том, что он совместно с Правительством РФ разрабатывает и пред­ставляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Банк России об­служивает счета бюджетов, осуществляет функции генераль­ного агента по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации выполняют функции Банка Рос­сии по обслуживанию счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Органы государственного и муниципального финансового контроля проводят экспертизы проектов бюджетов, целевых программ, осуществляют контроль за исполнением бюджетов.

Законодательные (представительные) органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключе­нием органов местного самоуправления, совмещающих фун­кции законодательных и исполнительных органов).

Министерство финансов РФ обладает следующими бюд­жетными полномочиями (в соответствии со ст. 165 БК РФ):

•     составляет проект федерального бюджета и представ­ляет его в Правительство РФ, принимает участие в разра­ботке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

•     по поручению Правительства РФ представляет сторо­ну государства в договорах о предоставлении средств феде­рального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

•     осуществляет методическое руководство в области со­ставления проекта федерального бюджета и исполнения феде­рального бюджета;

•     устанавливает порядок ведения свободной бюджетной росписи федерального бюджета;

•     составляет и ведет сводную бюджетную роспись феде­рального бюджета и представляет ее в Федеральное казна­чейство;

•     представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

•     разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

•     разрабатывает по поручению Правительства РФ Про­грамму государственных внутренних заимствований Россий­ской Федерации, условия выпуска и размещения государ­ственных займов, выступает в качестве эмитента государ­ственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии го­сударственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципаль­ных ценных бумаг;

•     осуществляет по поручению Правительства РФ сотруд­ничество с международными финансовыми организациями;

•     разрабатывает по поручению Правительства РФ Про­грамму государственных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иност­ранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;

•     осуществляет методическое руководство по бухгалтер­скому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмот­рено законодательством Российской Федерации;

•     устанавливает Единый план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;

•     устанавливает единую методологию отчетности об ис­полнении бюджетов бюджетной системы РФ;

•     получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Феде­рации;

•     обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным за­коном о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством РФ;

•     предоставляет по поручению Правительства  РФ от имени Российской Федерации государственные гарантии субъектам Российской Федерации, муниципальным образо­ваниям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюд­жете на очередной финансовый год;

•     регистрирует эмиссии займов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

•     ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;

учитывает представляемую органами, ведущими го­сударственные долговые книги субъектов РФ, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соответ­ствующих государственных долговых книгах субъектов РФ и муниципальных долговых книгах муниципальных обра­зований;

•     осуществляет в порядке, установленном Правитель­ством РФ, управление государственным долгом Российской Федерации;

•     устанавливает порядок ведения сводного реестра глав­ных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

•     организует исполнение федерального бюджета;

•     исполняет судебные акты по искам к РФ в порядке, установленном БК РФ;

•     представляет отчет об исполнении федерального бюд­жета и отчет об исполнении консолидированного бюджета Рос­сийской Федерации в Правительство РФ;

•     на основании и во исполнение Бюджетного кодекса, иных законодательных актов бюджетного законодательства РФ, актов Президента РФ и Правительства РФ принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности.

•     осуществляет иные полномочия в соответствии с БК РФ и другими актами бюджетного законодательства Россий­ской Федерации либо полномочия, возложенные Президен­том РФ и Правительством РФ.

Руководитель Министерства финансов РФ (министр фи­нансов) имеет исключительное право давать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следующих дей­ствий:

•     утверждение сводной бюджетной росписи федераль­ного бюджета;

•     утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета;

•     предоставление бюджетных кредитов из средств фе­дерального бюджета;

•     введение режима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостатка поступлений не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет;

•     перемещение ассигнований между главными распоря­дителями средств федерального бюджета, разделами, под­ разделами функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах 10% утвержденных расходов.

 

 

 

 

 

Глава II Составление, рассмотрение и утверждение бюджета

2.1. Порядок составления проекта федерального бюджета

В соответствии с БК РФ проект федерального бюджета составляется Правительством РФ за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Составлению проекта бюджета предшествует разработка прогнозов социально-экономичес­кого развития России, субъектов Федерации, муниципаль­ных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов.

Составление проекта федерального бюджета на очеред­ной финансовый год осуществляется в соответствии с бюд­жетной политикой Российской Федерации, излагаемой в Бюд­жетном послании Президента РФ.

Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Министерство финансов РФ как уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза со­циально-экономичес кого развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточнение параметров сред­несрочного прогноза социально-экономичес- кого развития России, положенного в основу перспективного финансово­го плана.

Министерство финансов РФ организует также разра­ботку:

•     проектировок основных показателей федерального бюд­жета на среднесрочную перспективу;

•     проекта федерального закона о федеральном бюдже­те на очередной финансовый год (поскольку федеральный бюд­жет принимается в форме закона РФ, то Минфин России готовит проект закона с приложением таблиц бюджета).

Проектировки основных показателей федерального бюд­жета на среднесрочную перспективу разрабатываются одно­временно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Прави­тельства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономи­ческого развития России и прогноза сводного финансового баланса по территории РФ.

Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза развития эко­номики России на очередной финансовый год, в котором дол­жны содержаться макроэкономические показатели состояния экономики.

На основании выбранного плана-прогноза состояния и развития экономики России на очередной финансовый год Министерство финансов РФ разрабатывает основные харак­теристики федерального бюджета и распределение его рас­ходов на очередной финансовый год с учетом функциональ­ной классификации расходов бюджета и проектировок основ­ных доходов и расходов федерального бюджета на средне­срочную перспективу.

Информация о работе Федеральный бюджет РФ на текущий год, особенности его формирования