Авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:41, дипломная работа

Краткое описание

Одним из ключевых показателей создания гражданского общества на всех этапах развития является степень развития и использования в хозяйственной деятельности достижений науки, культуры и техники. Решение экономических проблем общества в целом и отдельной страны в частности зависит от уровня их интеллектуального потенциала. Для наращивания умственного потенциала нужны не только соответствующий человеческий фактор, наличие технических и технологических условий развития интеллектуальных возможностей, но и формирование необходимых правовых предпосылок.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика системы гражданского законодательства РФ о защите
авторских и смежных прав…………………………………………………………...7
Эволюция развития отечественного законодательства о защите
авторских и смежных прав…………… ……………….……………………7
Характеристика норм действующего законодательства о защите
авторских и смежных прав………………………………………………….20
Глава 2. Характеристика способов защиты авторских и смежных прав……….. 29
2.1 Формы защиты авторских и смежных прав……………………………29
2.2 Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав...36
Заключение………………………………………………………..………………….65
Список использованных источников литературы………..……………………....69
Приложение 1 ………………………………………………………………………..73
Приложение 2 ……………………………………………………………………….74
Приложение 3 ………………………………………………………………………...75

Файлы: 1 файл

Диплом защита авторских и смежных прав.doc

— 431.00 Кб (Скачать)

 Суд признал авторские права Руслана Давыдова и Руслана Боднарука и взыскал с Александра Вертячих компенсацию в размере 25 минимальных размеров оплаты труда в пользу каждого из истцов.52

В спорах об авторстве особую роль играют доказательства, подтверждающие, что в определенный момент времени конкретным автором уже создано произведение. При рассмотрении спора в суде "доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов" в силу ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ. При этом доказательство считается достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Корчагина Н.П. считает, что самым распространенным доказательством, которое спорящие стороны представляют  суду, является выданное свидетельство о регистрации. На сегодняшний день, существует достаточное количество организаций, оказывающих услуги по регистрации результатов творческой деятельности.53 Однако  сам факт регистрации не носит абсолютного характера.

В соответствии со ст. 1300 ГК РФ информацией  об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

Таким образом, информация, содержащая в себе идентификационные признаки произведения и его автора, может быть так же, как и свидетельство о регистрации, рассмотрена в качестве доказательства прав автора или иного правообладателя.

 Данная информация может  иметь любую форму выражения:  может быть размещена на сайтах  различных организаций в сети Интернет или опубликована в средствах массовой информации.

В каждом конкретном случае суд, вынося решение, будет исходить из имеющихся в материалах дела документах. Достоверным доказательством по делу о защите нарушенных прав для суда будет то доказательство, которое содержит в себе всю необходимую информацию, позволяющую однозначно сказать: спорный объект является произведением, а данное произведение обладает необходимыми признаками, которые гарантируют охрану произведения авторским правом.

 Восстановление положения, существовавшего до нарушения права 

Восстановление положения, существовавшего  до нарушения права, как самостоятельный  способ защиты применяется в тех  случаях, когда нарушенное авторское  или смежное право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения.

Данный способ защиты охватывает собой  широкий круг конкретных действий. Так, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде.

В своей монографии профессор Сергеев  А.П. приводит следующие примеры, иллюстрирующие применение такого способа защиты нарушенного права как восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Так, при показе по телевидению кинофильма "А зори здесь тихие" из него без согласования с создателями фильма была вырезана одна из сцен. Авторы фильма заявили по этому поводу свое несогласие. По их требованию целостность произведения была восстановлена, и фильм был показан по телевидению в своем первоначальном виде. В другом деле, возникшем в связи с искажением сценария фильма "Незнакомка", по требованию автора сценария его право на неприкосновенность произведения было восстановлено путем пересъемки ряда сцен фильма.54

В тех случаях, когда произведение уже обнародовано и стало известно неопределенному кругу лиц, восстановить нарушенные авторские права в полном объеме не представляется невозможным. Для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления прав автор может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.

 

Пресечение действий, нарушающих право  или создающих угрозу его нарушения

Данный способ защиты может применяться  в сочетании с другими способами  защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение. Так, в случае бездоговорного использования  произведения его автор может  потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые он понес в связи с таким использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения. Примерами реализации данного способа защиты в рассматриваемой сфере являются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или переработки и др.

Так, например, автор произведения, которое незаконно используется (готовится к изданию без его ведома, искажается, подвергается переделке и т.п.) третьими лицами, может потребовать прекратить эти действия, не выдвигая никаких иных, например, имущественных претензий.

 Компенсация морального вреда

В том случае если нарушением авторских  и смежных прав их обладателю причинен моральный вред, он вправе потребовать  его денежной компенсации. Основанием для взыскания компенсации морального вреда являются нормы, закрепленные в  ст. 151, 1099-1101 ГК РФ, раскрывающие признаки данного правонарушения. Кроме того, вопросам компенсации морального вреда посвящено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".55

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные  действиями или бездействием, посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.56

 Моральный вред выражается в нравственных страданиях, которые испытал потерпевший в результате нарушения принадлежащих ему авторских  и смежных прав.

 Сам факт нарушения авторских прав еще не свидетельствует о том, что потерпевшему непременно причинен моральный вред. Моральный вред должен быть доказан потерпевшим как по факту, так и по объему. Однако специфика данного вреда состоит в том, что чаще всего он "неосязаем" и выражается во внутренних переживаниях и страданиях потерпевшего, зачастую скрытых от окружающих, но от того еще более глубоких и болезненных. По мнению Сергеева А.П. суд не в состоянии адекватно оценить меру человеческих эмоций и тем более учесть индивидуальные особенности психической сферы каждого потерпевшего. Ставить перед ним такую задачу не только бессмысленно, но и даже вредно, так как это открывает путь для субъективизма, а самих потерпевших подталкивает к демонстрации перед судом внешних эмоций. Поэтому хотя моральный вред и не презюмируется, факт его наличия в достаточной мере подтверждается самим заявлением потерпевшего, который дает ему и соответствующую денежную оценку.57

Конечно, могут быть и такие случаи, когда нравственные страдания потерпевшего приобрели относительно определенные внешние очертания, например, проявились в обострение хронического заболевания или привели к попытке суицида. В подобных ситуациях суд не только может, но и должен учесть обстоятельства конкретного дела.

 Противоправность поведения причинителя морального вреда состоит в нарушении авторских и смежных прав потерпевшего. При этом должны быть нарушены личные неимущественные права автора, такие, как право авторства, право на авторское имя, право на обнародование произведения и т.д. Это следует из ст. 151 ГК РФ, которая связывает возможность компенсации морального вреда с нарушением, по общему правилу, личных неимущественных прав потерпевших. При нарушении имущественных прав право на возмещение морального вреда возникает лишь в прямо предусмотренных законом случаях. Применительно к нарушению имущественных прав авторов такой возможности законом не установлено. При одновременном нарушении личных и имущественных прав авторов, что чаще всего и происходит на практике, требование о компенсации морального вреда может быть заявлено.

Между противоправным поведением нарушителя и наступившими последствиями в  виде нравственных страданий потерпевшего должна быть непосредственная причинная связь. Поэтому если нравственные страдания вызваны не самим фактом нарушения личных неимущественных авторских прав, а какими-либо сопутствующими обстоятельствами, в частности поведением нарушителя в процессе судебного разбирательства, например, его попытками затянуть процесс, право на компенсацию морального вреда не возникает.

В соответствии с действующим законодательством  одним из обязательных условий наступления  ответственности за причинение морального вреда является вина нарушителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные  законодательством.

В соответствии со ст. 151, 1099 ГК РФ компенсация  взыскивается лишь с виновного нарушителя за исключением случаев, перечисленных  в ст. 1100 ГК РФ или прямо указанных  в иных законодательных актах. Нарушения  авторских прав в число таких  исключений не входят. Однако если наряду с нарушением личных неимущественных прав автора оказались ущемленными его честь и достоинство (например, в предисловии, комментариях, пояснениях и т.п., включенных в произведение без согласия автора, содержатся не соответствующие действительности сведения, умаляющие честь и достоинство автора), причиненный автору моральный вред компенсируется независимо от вины правонарушителя.

Согласно общему гражданско-правовому  правилу вина нарушителя презюмируется. Поэтому если сам факт нарушения личных неимущественных прав автора налицо, предполагается, что это произошло по вине нарушителя, которому предоставлена возможность доказать свою невиновность.

Причинителем морального вреда может выступать любое физическое или юридическое лицо, способное нести ответственность за свои действия. Как представляется, им может быть и пользователь произведения по авторскому договору. Поскольку личные неимущественные права по авторскому договору не передаются, наличие договорных отношений между сторонами по поводу имущественных прав не должно служить препятствием для наступления ответственности в случае нарушения неимущественных прав автора.

Размер денежной компенсации за причиненный моральный вред определяется судом с учетом нескольких факторов. Основным выступает самый трудно определимый из них, а именно объем нравственных страданий потерпевшего. При его установлении во внимание принимаются оценка причиненного вреда самим потерпевшим, требования разумности и достаточности, а при некоторых обстоятельствах — и индивидуальные особенности потерпевшего.

Согласно ст. 151 ГК РФ моральный  вред компенсируется в денежной форме. Реализация данного способа защиты авторских  и смежных прав происходит, как правило, в судебном порядке. Не исключается, однако, и добровольная выплата компенсации, если, например, нарушитель авторских прав согласиться урегулировать конфликт до обращения в суд.

Связывая размер компенсации с  глубиной нравственных страданий потерпевшего, закон исходит из общего гражданско-правового  принципа полного возмещения вреда с учетом общей условности того, что моральный вред может быть компенсирован в денежной форме.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом  с учетом фактических обстоятельств  причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.58 Помимо объема морального вреда размер компенсации увязан законом со степенью вины нарушителя авторских прав. Данный фактор выступает в качестве специального, так как, по общему правилу, степень вины причинителя вреда в гражданском праве во внимание не принимается. Иными словами, в тех случаях, когда вина является необходимым условием гражданско-правовой ответственности, важно, чтобы она присутствовала, но не имеет никакого значения, умышленно или по неосторожности причинен вред. Применительно же к моральному вреду размер компенсации зависит от степени вины нарушителя.

В соответствии со ст. 1083 ГК РФ, имеющую  общее значение, при определении размера компенсации суд должен учесть имущественное положение причинителя вреда. Однако это обстоятельство может приниматься в расчет лишь тогда, когда нарушителем авторских прав выступает физическое лицо, а само нарушение авторских прав произошло по неосторожности. Если же моральный вред потерпевшему причинен юридическим лицом либо правонарушение было умышленным, имущественное положение причинителя вреда значения не имеет.

Размер компенсации за причиненный  моральный вред не зависит также  от того, в каком объеме судом удовлетворены требования потерпевшего о возмещении понесенного им имущественного вреда, т. к. основаниями для компенсации морального вреда, с одной стороны, и взыскания имущественного вреда, с другой, выступают разные обстоятельства: нарушение личных неимущественных прав автора в первом случае и нарушение имущественных прав во втором.

Информация о работе Авторское право