Авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:41, дипломная работа

Краткое описание

Одним из ключевых показателей создания гражданского общества на всех этапах развития является степень развития и использования в хозяйственной деятельности достижений науки, культуры и техники. Решение экономических проблем общества в целом и отдельной страны в частности зависит от уровня их интеллектуального потенциала. Для наращивания умственного потенциала нужны не только соответствующий человеческий фактор, наличие технических и технологических условий развития интеллектуальных возможностей, но и формирование необходимых правовых предпосылок.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика системы гражданского законодательства РФ о защите
авторских и смежных прав…………………………………………………………...7
Эволюция развития отечественного законодательства о защите
авторских и смежных прав…………… ……………….……………………7
Характеристика норм действующего законодательства о защите
авторских и смежных прав………………………………………………….20
Глава 2. Характеристика способов защиты авторских и смежных прав……….. 29
2.1 Формы защиты авторских и смежных прав……………………………29
2.2 Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав...36
Заключение………………………………………………………..………………….65
Список использованных источников литературы………..……………………....69
Приложение 1 ………………………………………………………………………..73
Приложение 2 ……………………………………………………………………….74
Приложение 3 ………………………………………………………………………...75

Файлы: 1 файл

Диплом защита авторских и смежных прав.doc

— 431.00 Кб (Скачать)

Для отдельных  видов результатов интеллектуальной деятельности при нарушении исключительного  права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.

Так, например, согласно ст.1311 ГК РФ в  случаях нарушения исключительного  права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с  использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных  ГК РФ, вправе  требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

    • в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
    • в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

В случае, когда  изготовление, распространение или  иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без компенсации.

Нормы, закрепленные в гражданском законодательстве и регулирующие защиту нарушенных авторских прав, учитывают две возможные группы нарушений: нарушение авторских личных неимущественных прав и нарушение исключительных правомочий на использование произведений, охраняемых авторским правом.

Так, например, такой способ, как признание прав применительно к авторским правоотношениям, предполагает, прежде всего, признание права авторства на произведение. Однако, как известно, для возникновения авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей или регистрация произведения. Вместе с тем на практике, иногда авторы сами регистрируют свое авторство в нотариальном порядке.

Нарушение личных неимущественных  прав авторов не всегда затрагивает  их имущественные права, и, наоборот, соблюдение личных неимущественных  прав может повлечь нарушение  имущественных прав (например, автор  не получает вознаграждения за использование своего произведения).

Необходимо проанализировать наиболее часто применяемые гражданско-правовые способы защиты авторских прав.

Признание авторских и смежных  прав

В ряде случаев  для того, чтобы защитить нарушенное право, необходимо его признать. Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Необходимо заметить, что дела о признании прав авторов рассматриваются в порядке особого производства, т.к. они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов.

Право авторства определено законодателем как право признаваться автором произведения. По мнению Э.П. Гаврилова, право авторства является закреплением и правовым отражением фактической работы автора по созданию произведения. Опираясь на свое право авторства, автор требует защиты своих интересов в случаях присвоения авторства другим лицом (это правонарушение в уголовном праве именуется "плагиат" - статья 146 УК РФ), неуказания авторства, искажения имени автора.48

Пункт 1 статьи 55 Гражданского процессуального  кодекса РФ считает доказательствами полученные в предусмотренном законом  порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Автор, в целях доказывания авторства на созданное им произведение, может прибегнуть к использованию нескольких видов доказательств. Прежде всего, речь идет о письменные доказательствах, среди которых следует выделить договор об отчуждении исключительного права на произведение, договор авторского заказа, деловую корреспонденцию автора, содержащую сведения о созданном им произведении, черновики, копии произведения, образцы почерка автора (при оспаривании авторства на произведение, написанное от руки), документы, подтверждающие выставление произведения автора на конкурсе.

 Авторские права на произведения литературы, науки или искусства, созданные в рамках установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение) могут подтверждаться трудовым договором с зафиксированными в нем обязанностями по созданию результатов интеллектуальной деятельности, внутриведомственные локальные нормативные акты (например приказы, распоряжения работодателя об обязательном участии работника в создании конкретного произведения).

 В качестве  письменного доказательства необходимо  рассматривать также непосредственно  произведение литературы или  науки, выраженное в письменной форме (оригинал или копия). Согласно п. 2 статьи 71 ГПК РФ подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию. Рукописи литературных и научных произведений надлежит считать "самостоятельной категорией письменных доказательств, непосредственно воплощающих в себе юридические поступки.

Нередко неопределенность авторского или смежного права приводит к невозможности их использования  или  затрудняет такое использование. Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под вымышленным  именем, может возникнуть необходимость подтверждения в судебном порядке авторства на это произведение, без чего невозможно ни передать права на использование произведения по договору, ни защитить нарушенные права на произведение. Признание права авторства  является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.

Возможные нарушения права авторства  могут состоять как в присвоении чужого авторства, иными словами плагиате, так и в отрицании авторства того лица, которым создано произведение.

Наиболее грубым нарушением является полное или частичное присвоение чужого авторства. Чаще всего это  является результатом умышленных действий нарушителя. Однако и тогда, когда право авторства нарушено по неосторожности либо вовсе без вины, оно подлежит восстановлению. Так, если издательство, опубликовавшее произведение, ошибочно приписало авторство на него другому лицу, оно должно исправить свою ошибку адекватным способом.

В качестве примера можно привести следующее судебное разбирательство:

К. обратился в Пресненский районный суд г. Москвы с иском к ЗАО "Редакция газеты "Московский комсомолец" о выплате компенсации за нарушение исключительного права на фотографии, а также о выплате компенсации морального вреда за нарушение личных неимущественных прав. Истец основывал свои требования на том, что ответчик, который является издателем журнала "Магнум", опубликовал в номере 11 (35) за ноябрь 2001 г. на страницах 47, 49 фотографии схематического изображения клейм на ружьях в качестве иллюстраций к статье. Источником фотографий в тексте статьи указан архив редакции журнала. Истец утверждал, что он является автором помещенных в журнал фотографий, которые ответчик опубликовал без его согласия. Публикация фотографий не сопровождалась указанием на имя истца как их автора. При публикации была изменена цветовая гамма, нанесены пояснительные тексты. Ответчик не отрицал в судебном заседании авторство истца в отношении опубликованных им фотографий.

Решением Пресненского районного  суда г. Москвы от 24 декабря 2002 г. иск был удовлетворен только в части компенсации морального вреда. В остальной части было отказано. Суд счел авторство истца установленным и признал, что ответчик нарушил право истца на имя, так как при публикации фотографий не было указано имени последнего. Мотивируя отказ в удовлетворении требования о взыскании компенсации за нарушение исключительного права, суд указал, что фотографии были использованы в качестве иллюстративного ряда, и такое использование должно быть признано цитированием, в связи с чем фотографии могли быть опубликованы без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Истец обратился с жалобой в  Московский городской суд. Определением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 24 июня 2003 г. решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения. По жалобе истца Президиум Мосгорсуда Постановлением от 25 ноября 2004 г. отменил все вынесенные по делу судебные акты и направил дело на новое рассмотрение. Суд надзорной инстанции признал правильным удовлетворение иска в части компенсации морального вреда, однако счел незаконным отказ в удовлетворении требования о выплате компенсации за нарушение авторского права истца. Президиум Мосгорсуда отметил, что вывод суда первой инстанции о правомерности публикации ответчиком фотографий без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения сделан без достаточных к тому оснований. По мнению Президиума Мосгорсуда, суд первой инстанции неправильно применил положения ст. 19 Закона об авторском праве и смежных правах, так как в статье О.Л. Малого, где были размещены фотографии, не содержится ссылок на то, что имеет место цитирование, автор фотографий не указан, а в качестве источника их опубликования указан архив.49

Позиция судов обеих инстанций  относительно того, что в данном деле ответчик нарушил право истца  на имя, не вызывает сомнения, поэтому  суд первой инстанции совершенно справедливо присудил истцу компенсацию морального вреда.

Такое средство защиты как признание права может быть реализовано лишь в юрисдикционном порядке, а не путем совершения истцом каких-либо самостоятельных односторонних действий. Требование истца о признании права будет обращено к суду, который должен официально подтвердить наличие или отсутствие у истца данного права.

    В большинстве случаев требование о признании авторского права является необходимой предпосылкой применения иных предусмотренных законом способов защиты. Так, чтобы взыскать убытки, связанные с незаконным использованием произведения, истец должен доказать, что он обладает авторским правом на это произведение. Однако иногда требования о признании права имеют самостоятельное значение и не поглощаются другими способами защиты прав.50

На практике доказывание нарушения  права авторства на художественное произведение может представлять определенные сложности, поскольку истец должен доказывать факт копирования его  произведения. Простого факта, свидетельствующего о том, что два произведения одинаковы, недостаточно, поскольку, во-первых, произведения могли быть созданы независимо друг от друга, а во-вторых, оба произведения могли иметь своим источником работу, которая входит в область общего достояния. Весьма вероятно, что два писателя независимо друг от друга напишут очень похожие книги.

 Поскольку сутью нарушения  авторского права является его  копирование, то в данном случае  нарушения не происходит. Истец  может столкнуться с трудностями при доказывании факта копирования его произведения, хотя в некоторых случаях это не представляет особого труда. Если речь идет о тысячестраничных романах и полном совпадении их текстов, то такое совпадение доказывает копирование. Однако в двух мелодиях последовательность расположения нот может быть чистым совпадением. В таком случае важным элементом доказывания станет установление того, слышал или нет второй композитор мелодию первого.51

В судебной практике существует масса  примеров присвоения авторства на чужое произведение. Так, в ноябре 1995 года преподаватель Архангельского технического университета Александр Вертячих опубликовал за своей подписью в областной газете "Правда Севера" заметку "Ком, милек, дринком?" о борделях XIX - начала XX веков.

 Историки, Руслан Давыдов из Института экологии Севера и Руслан Боднарук из Музея медицинской академии, узнали в опубликованной в газете заметке свою статью "Путаны старого Архангельска". Статья была плодом кропотливой трехмесячной работы соавторов с архивными документами, более того - результаты этой работы уже были доложены ими на Соловецком научном семинаре. Боднарук и Давыдов опубликовали свою статью в "Газете АТК", выразив в предисловии к публикации свое возмущение фактом плагиата.

 В марте 1998 года Вертячих вновь опубликовал статью о жизни путан города Архангельска в газете "Негоциант Архангельска", в которой, судя по выходным данным, он является и главным редактором, и автором текстов. В данной публикации содержался результат самостоятельных творческих действий автора в виде дополнений к основному тексту. К тому же был изменен заголовок статьи.

 Давыдов и Боднарук обратились  в Октябрьский суд с иском  о защите своих авторских прав.

 В судебном заседании ответчик  пытался доказать отсутствие  плагиата, ссылаясь на факт личной обработке архивных материалов для статьи. Однако согласно показаниям свидетелей, выпискам из журнала регистрации посещений архива и другим документам никто, кроме истцов, положенных в основу статьи материалов в архиве не запрашивал.

Информация о работе Авторское право