Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 06:40, курсовая работа
Цель данной работы - изучение концепции законодательного процесса в Российской Федерации, его структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, установление субъектов законодательного процесса, изучение процедур взаимодействия палат Российского Парламента, выделение основных проблем механизма такого взаимодействия, изучение процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, выделение проблем разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам, установление путей решения проблем механизма принятия законов, предлагаемых современными учеными и практиками.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации................................5
1.1. Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение...................5
1.2. Стадии законодательного процесса..........................................................11
1.3. Отлагательное вето..................................................................................24
Глава 2. Особенности рассмотрения и принятия отдельных видов
федеральных законов.........................................................................................27
2.1. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Российской Федерации...................................................................................27
2.2. Принятие отдельных видов федеральных законов.....................................30
2.3.Принятие федеральных законов в области совместного ведения
Российской Федерации и субъектов РФ...........................................................34
Заключение.........................................................................................................39
Библиографический список.................................................................................42
Поэтому
даже при благоприятном
Часть 2 ст.
108 Конституции устанавливает,
2.3 Принятие федеральных законов в области совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ
По предметам
ведения Российской Федерации
принимаются федеральные
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
34
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ федеральные законы имеют прямое действие на территории Российской Федерации и, следовательно, не нуждаются в дополнительном "подкреплении" законами субъектов Российской Федерации. Однако федеральные законы не могут заменить правовые акты субъектов Российской Федерации в силу необходимости детализации норм федерального законодательства применительно к условиям соответствующего субъекта Федерации.
Вот почему
в условиях федеративного
Отрасли
права, отнесенные ст. 72 Конституции
к предметам совместного
Нормы права субъектов Федерации имеют общие черты с федеральными нормами, проявляющиеся в схожести структуры, внешней формы выражения, единстве принципов, предмете и методе правового регулирования. Вместе с тем нормы субъектов Федерации имеют и ряд особенностей. Они действуют только на территории субъекта Федерации, в их содержании отражается
35
специфика соответствующего субъекта, они определяются предметом ведения (совместным или субъекта Федерации), а также особенностями предмета и метода правового регулирования.7
Анализ законодательных инициатив, представленных в Государственную Думу субъектами Российской Федерации, показывает, что эти проекты имеют юридические недостатки, препятствующие в последующем принятию Государственной Думой соответствующего федерального закона Ильина Н. В. Оценка законопроектов и эффективности их принятия в ходе федерального законодательного процесса в части законодательных инициатив, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. .
Сахалинская
Областная Дума внесла в
По мнению
Правового управления, это положение
противоречит статьям 71 и 76 Конституции
Российской Федерации:
Законодательное
Собрание Нижегородской
Таким образом,
следует отметить, что законы
субъектов РФ по предметам
совместного ведения являются
не столько дополнительным
В этой
связи основной задачей
Гармонизация
законодательства Российской
37
системы законодательного
регулирования в сфере
Применительно к оптимизации системы законодательного регулирования в сфере совместного ведения следует опираться на такое интегративное качество системы, как "встроенность" в нее элементов, в данном случае "встроенность" законодательства субъектов Федерации в систему законодательного регулирования в сфере совместного ведения.
38
Заключение
Исследовав такой правовой институт как законотворчество, хотелось бы подвести итоги.
Законотворчество в разных странах имеет ряд особенностей. Однако, несмотря на существующие отличия, можно выделить следующие общие признаки законодательного процесса: состоит из нескольких этапов (стадий), последовательность и обязательность которых установлены, как правило, законами и иными принятыми в соответствии с ними нормативными актами; осуществляется специальными субъектами; результатом является создание акта высшей юридической силы — закона.
К субъектам
законодательного процесса
Учитывая
различия в содержании
Участие
в законодательном процессе
Соответствующим правом, закрепленным в законодательных актах,
39
например, руководствуются все субъекты права законодательной инициативы, т.е. участники законодательного процесса, обладающие правом возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового закона. Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться предоставленным ему правом, но может и воздержаться от этого. Только наличие объективного интереса в решении какой-либо социальной задачи юридическими средствами, в сочетании с субъективным интересом инициатора к этому предмету, формирует решение субъекта права законодательной инициативы использовать это право.
Так, граждане, принимая решение участвовать или не участвовать в референдуме — всенародном голосовании, основываются на праве, закрепленном в конституциях и других законах. Как правило, на референдумах имеют право участвовать все лица, обладающие активным избирательным правом.
Таким образом, природа законотворчества заключается в выявлении, освоении существующих интересов личности, общества, государства и влиянии на них через закрепление в юридической форме норм поведения. Законодательный процесс является формально-юридическим выражением законотворческой функции государства. Он отвечает за технологию создания закона. В результате последовательной реализации составляющих его процедур в правовой среде начинает официально действовать новый закон. Анализируя значение законодательного процесса, нельзя не учитывать того факта, что он составляет содержание деятельности парламентов. Стабильная нормативная регламентация процесса создания закона обеспечивает:
-качественный уровень подготовки формы и содержания нормативного акта;
40
привлечение широкого спектра мнений различного рода политических сил с целью максимального обеспечения интересов различных социальных групп;
-эффективные
механизмы контроля
Таким образом, законодательный процесс, на наш взгляд, является процессом, отражающим работу законодательного органа по своевременному появлению необходимого для регулирования общественных отношений закона, в то время как законотворческий процесс является процессом, отражающим работу более широкого круга субъектов над содержанием закона.
Гармонизация
двух взаимодополняющих, но
41
Библиографический список:
I. Нормативно- правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. 1993
2. Федеральный закон. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат федерального собрания» от 14 июня 1994г., № 5-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №8 Ст. 801.
3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат федерального собрания» от 22 октября 1999г., №185-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 199. №43. Ст5124.
4. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995г., №2-ФКЗ Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №43. Ст.745.
5. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №16. Ст. 1174.
6.Регламент
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации.
7.Постановление
Государственной Думы
8.Постановление
Государственной Думы
42
Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №16. Ст. 1828.
9. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №26. Ст.3048.
10.Постановление
Государственной Думы