Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 06:40, курсовая работа
Цель данной работы - изучение концепции законодательного процесса в Российской Федерации, его структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, установление субъектов законодательного процесса, изучение процедур взаимодействия палат Российского Парламента, выделение основных проблем механизма такого взаимодействия, изучение процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, выделение проблем разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам, установление путей решения проблем механизма принятия законов, предлагаемых современными учеными и практиками.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации................................5
1.1. Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение...................5
1.2. Стадии законодательного процесса..........................................................11
1.3. Отлагательное вето..................................................................................24
Глава 2. Особенности рассмотрения и принятия отдельных видов
федеральных законов.........................................................................................27
2.1. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Российской Федерации...................................................................................27
2.2. Принятие отдельных видов федеральных законов.....................................30
2.3.Принятие федеральных законов в области совместного ведения
Российской Федерации и субъектов РФ...........................................................34
Заключение.........................................................................................................39
Библиографический список.................................................................................42
Вторую группу составляют те субъекты, чье участие в создании закона связано со спецификой конкретного законодательного процесса.
Последняя
может быть вызвана видом
1) участвуют в этом процессе в силу своих полномочий, установленных, как правило, конституцией и принятыми в соответствии с ней иными законами;
2) совершают
в рамках законодательного
3) действуют
в рамках нормативно
9
юридически значимые последствия;
4) действуют с целью создания закона.
Основными логико-хронологическими структурными компонентами организационно-процессуальной деятельности в ходе разработки законопроекта и продвижения его от замысла до того качественного состояния, которое позволяет считать проект закона собственно законом, вступившим в силу, являются этапы, стадии и процедуры.
Этап - совокупность
логически связанных
Стадия - составная часть этапа; образующие ее содержание мероприятия имеют характер тактических действий и решений, формирующих качества будущего закона.
Процедура- процессуальное действие, представляющее собой конкретные оперативные приемы и средства, которые обеспечивают выполнение тех задач, которые необходимо решать для достижения целей на соответствующих стадиях и этапах.
Таким образом,
можно выделить следующие
10
1.2. Стадии законодательного процесса
Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.
Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:
1) законодательная инициатива;
2) предварительное рассмотрение законопроекта;
3) рассмотрение
законопроекта и принятие
4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;
5) подписание
и обнародование закона Президе
Наряду с
основными стадиями в
1) преодоление
разногласий, возникших между
Советом Федерации и
2) повторное
рассмотрение Государственной
Законодательный процесс регулируется Конституцией РФ (ст. 104-108), Регламентами палат Федерального Собрания.
Первая стадия законодательного процесса – законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право.
Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают:
1) Президент РФ;
11
2) Совет Федерации;
3) члены Совета Федерации;
4) депутаты Государственной Думы;
5) Правительство РФ;
6) законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
7) Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения;
8) Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения;
9) Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения.
Субъекты, не
наделенные Конституцией РФ
Право законодательной
инициативы осуществляется в
форме внесения в
1) проектов законов
Российской Федерации о
2) законопроектов
о внесении изменений и
3) поправок к законопроектам.
Необходимым условием
внесения законопроекта в
12
1) пояснительной
записки к законопроекту,
2) текста законопроекта,
с указанием на титульном
3) перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, принятию в связи с принятием данного закона;
4) финансово-экономического
обоснования (в случае
5) заключения Правительства РФ в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ.
Законопроект считается
внесенным в Государственную
Думу со дня его регистрации
в Управлении
Вторая стадия –
предварительное рассмотрение
законопроекта. Законопроект, подлежащий
рассмотрению Государственной
Законопроект по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов направляется Советом Государственной Думы в законодательные органы субъектов Федерации для подготовки предложений и замечаний.
Для работы над
13
рабочую группу,
в состав которой включаются депутаты,
представители соответствующего субъекта
права законодательной
Обсуждение
законопроекта в комитетах
По поручению
Совета Государственной Думы
или ответственного комитета
Правовое управление Аппарата
Государственной Думы
Подготовленный к рассмотрению законопроект направляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.
До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право: по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта; отозвать внесенный им законопроект на основании письменного заявления.
Третья стадия
- рассмотрение законопроекта и
принятие закона
При рассмотрении
Государственной Думой
Обсуждение законопроекта начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и содоклада представителя ответственного комитета. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания депутатских объединений, полномочных представителей Президента РФ, Правительства РФ в Государственной Думе, представителей законодательных органов субъектов
14
Федерации, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.
По результатам
обсуждения законопроекта в
1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
2) отклонить законопроект;
3) принять закон.
В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума устанавливает срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.
Поправки
к законопроекту, принятому в
первом чтении, вносятся субъектами
права законодательной
Текст законопроекта
с учетом поправок, рекомендуемых
к принятию, таблицы поправок
направляются ответственным
Законопроект вместе с поправками к нему рассылается Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Государственной Думы не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения во втором чтении.
В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета. Докладчик
15
сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.
Затем председательствующий выясняет, имеются ли возражения против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта. Если возражения имеются, то сначала на голосование ставятся поправки, против которых не имеется возражений, а затем проводится голосование отдельно по каждой поправке, в отношении которой имеются возражения.
После этого Государственная
Дума переходит к рассмотрению
поправок, рекомендуемых ответственным
комитетом к отклонению. Принятие
решения по отклоненным
Далее председательствующий
ставит на голосование
По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. По предложению депутатов Государственной Думы в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено голосование о принятии закона в целом.
Принятый во втором
чтении законопроект
16
правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.