Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 22:42, реферат
Правовыми формами реализации законодательных полномочий Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального Собрания — это законы Российской Федерации.
Введение.
Правовыми формами реализации законодательных полномочий Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального Собрания — это законы Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся:
§1.
Стадии законодательного
процесса
Законы РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. В РФ законодательный процесс состоит из нескольких стадий.
Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.
Согласно ст. 114 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы является представление текста законопроекта; обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза последствий его принятия; справки о состоянии законодательства в данной сфере; перечня законов и нормативных актов, изменения которых потребует принятия данного законопроекта, финансово-экономического обоснования в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных затрат.
Законопроекты,
внесение которых в соответствии
с Конституцией РФ (ст. 104) требует обязательного
заключения Правительства РФ, направляются
Советом Государственной Думы на заключение
Правительства, которое в течение 14 дней
с момента получения законопроекта подготавливает
письменное заключение и направляет его
в Совет Государственной Думы.
Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов.
Законопроект,
подлежащий рассмотрению Государственной
Думой, направляется Советом Государственной
Думы в соответствующий комитет
палаты, который назначается
Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.
Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по предоставлению ответственного комитета Государственной Думы направляются депутатам Государственной Думы не позднее чем за три до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.
При рассмотрении
Государственной Думой
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять закон.
Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, в течение пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
В начале
второго чтения законопроекта в
Государственной Думе с докладом
выступает представитель
Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона.
Совет
Государственной Думы назначает
в специально отведенный день недели
третье чтение законопроекта для
голосования с целью его
При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.
Федеральный
закон принимается
Принятый
Государственной Думой
Пятая стадия — рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопровождающими его документами всем депутатам Совета Федерации.
По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.
Постановление
Совета Федерации об отклонении или
одобрении принятого Государственной
Думой закона по результатам его рассмотрения
в срок не более пяти дней направляется
в Государственную Думу. В случае принятия
Советом Федерации решения об одобрении
принятого Государственной Думой закона
его текст вместе с постановлением Совета
Федерации направляется Президенту РФ
для подписания и обнародования.
Особую
стадию законодательного процесса представляет
преодоление разногласий,
возникших между Советом
Федерации и Государственной
Думой в связи с отклонением Советом
Федерации принятых Государственной Думой
законов.
Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.