Стадии законодательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 22:42, реферат

Краткое описание

Правовыми формами реализации законодательных полномочий Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального Собрания — это законы Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Законодательный процесс в РФ.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

   Введение. 

   Правовыми формами реализации  законодательных  полномочий Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые  им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального Собрания — это  законы Российской Федерации.

   В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

   Федеральные конституционные  законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся:

  • чрезвычайное положение (ст. 56)
  • принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65)
  • изменение статуса субъекта РФ (ст. 66)
  • описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна РФ (ст. 70)
  • референдум (ст. 84)
  • режим военного положения (ст. 87)
  • введение на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88)
  • порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114)
  • установление судебной системы РФ (ст. 118)
  • установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128)
 

   §1. Стадии законодательного процесса 

   Законы  РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. В РФ законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

   Первая  стадия законодательного процесса — законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

   Согласно  ст. 114 Конституции РФ право законодательной  инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

   Необходимым условием внесения законопроекта в  Государственную Думу в порядке  законодательной инициативы является представление текста законопроекта; обоснование необходимости его  принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза последствий его принятия; справки о состоянии законодательства в данной сфере; перечня законов и нормативных актов, изменения которых потребует принятия данного законопроекта, финансово-экономического обоснования в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных затрат.

   Законопроекты, внесение которых в соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) требует обязательного заключения Правительства РФ, направляются Советом Государственной Думы на заключение Правительства, которое в течение 14 дней с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы. 

   Вторая  стадия — предварительное рассмотрение законопроектов.

   Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной  Думой, направляется Советом Государственной  Думы в соответствующий комитет  палаты, который назначается ответственным по законопроекту. 

   Третья  стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.

   Законопроект, подготовленный к рассмотрению в  первом чтении, и соответствующие  материалы к нему по предоставлению ответственного комитета Государственной  Думы направляются депутатам Государственной Думы не позднее чем за три до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.

   При рассмотрении Государственной Думой законопроекта  в первом чтении обсуждаются его  основные положения, вопрос о необходимости  его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.

   По  результатам обсуждения законопроекта  в первом чтении Государственная  Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных  предложений и замечаний; отклонить  законопроект; принять закон.

   Законопроект, принятый Государственной Думой  в первом чтении, в течение пяти дней направляется для сведения в  Совет Федерации. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

   В начале второго чтения законопроекта в  Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета Государственной Думы. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении. 

   Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона.

   Совет Государственной Думы назначает  в специально отведенный день недели третье чтение законопроекта для  голосования с целью его принятия в качестве закона.

   При третьем  чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

   Федеральный закон принимается Государственной  Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный  конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

   Принятый  Государственной Думой Федеральный  закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В  случаях если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией РФ (ст.ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования. 

   Пятая стадия — рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопровождающими его документами всем депутатам Совета Федерации.

   По  результатам обсуждения Совет Федерации  принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.

   Постановление Совета Федерации об отклонении или одобрении принятого Государственной Думой закона по результатам его рассмотрения в срок не более пяти дней направляется в Государственную Думу. В случае принятия Советом Федерации решения об одобрении принятого Государственной Думой закона его текст вместе с постановлением Совета Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. 

   Особую  стадию законодательного процесса представляет преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов. 

   Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.

Информация о работе Стадии законодательного процесса