Законодательный процесс в российском парламенте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы процедур законодательного процесса в Российской Федерации на сегодняшний день являются одними из самых дискуссионных в конституционном праве.
В Российской Федерации в настоящее время происходят процессы демократизации всего общества, что неразрывно связано с признанием такого основополагающего принципа правового государства, как принцип верховенства закона.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества ………5
Глава 2. Стадии и конституционно-правовые основы законодательного процесса в российской парламенте...................................................................11
2.1 Порядок рассмотрения законопроектов в Государственной Думе РФ…11
2.2 Порядок рассмотрения законопроектов в Совете Федерации………… ..17
2.3 Порядок принятия решений палатами Федерального Собрания.........23
2.4 Роль Президента РФ в законодательном процессе……………………..26
Заключение……………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

курсовая работа по КП.docx

— 56.96 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

 

 

 

 

ТЕМА №4: Законодательный процесс в российском парламенте

 

 

 

 

Выполнил: 

 студент 

2 курса, специальность «Юриспруденция»

Костяков А.А.

 

 

Научный руководитель:

доцент, к.ю.н. Федощева Наталья Николаевна

 

 

 

 

Дата защиты: _______________________

 

Оценка: ____________________________

 

___________________________________

(подпись научного руководителя)

                                                              

 

 

                                                             

 

 

 

Тула, 2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………………………………… 3

 

Глава 1. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества ………5

 

Глава 2.  Стадии и конституционно-правовые основы законодательного процесса в российской парламенте...................................................................11

2.1 Порядок рассмотрения законопроектов в Государственной Думе РФ…11

2.2 Порядок рассмотрения законопроектов  в Совете Федерации………… ..17

2.3 Порядок принятия решений палатами Федерального Собрания.........23

2.4 Роль Президента РФ в законодательном процессе……………………..26

Заключение……………………………………………………………………..29

 

Библиография…………………………………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопросы процедур законодательного процесса в Российской Федерации на сегодняшний день являются одними из самых дискуссионных в конституционном праве.

В Российской Федерации в настоящее время происходят процессы демократизации всего общества, что неразрывно связано с признанием такого основополагающего принципа правового государства, как принцип верховенства закона.

Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону.

В своей многогранной деятельности государство должно действовать не по собственному усмотрению или по произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и иными основополагающими нормативно – правовыми актами. Сказанное в полной мере относится и к законотворчеству.

Законодательный процесс, как и любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.

Актуальность данной работы определяется ролью и значением законодательства и законодательного процесса в современной государственной и общественной жизни России, имеющимися потенциальными возможностями законотворчества, как формы потенциальной государственности. В России идет поиск путей совершенствования законодательной деятельности и выработки мер, направленных на повышение качества принимаемых законов, в рамках основ законодательного процесса, очерченных в Конституции РФ.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в связи с процедурой разработки, принятия и вступления в силу федеральных законов.

Объектом исследования выступает законотворческая деятельность высших органов государственной власти Российской Федерации.

Цель работы состоит в том, чтобы наиболее полным образом проанализировать специфические особенности законодательного процесса, как одной из функций государства.

Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:

    • раскрыть понятие законодательного процесса;
    • раскрыть понятие стадий законодательного процесса;
    • детально рассмотреть стадии законотворческого процесса;

               В настоящей работе были использованы нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия по конституционному и государственному  праву , исследования, раскрывающие сущность законодательного процесса в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества


В демократическом правовом государстве каждая из ветвей власти выполняет свои функции, обладая в очерченном для нее конституционно-правовом пространстве собственными предметами ведения и конкретным объемом полномочий. Это, однако, не исключает существования пересекающихся сфер общественных отношений, где все три ветви власти, действуя на основе универсального, по своему значению, конституционного принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), в то же время тесно взаимодействуют в рамках строго отведенных им полномочий для достижения единых конституционно значимых целей. Одной из таких сфер является законотворчество.

    Законотворчество - юридическая форма государственно-властной деятельности посредством выявления, формирования и утверждения воли народа в виде общеобязательных (законодательных) правил. Необходимость адекватного и полного выражения воли народа в законе, обеспечение в нем должного баланса интересов различных социальных групп, публично-территориальных образований, учет всех возможных положительных и отрицательных последствий введения законодательного регулирования, формирование уже на стадии принятия законодательного решения условий для как можно более полного достижения его целей в последующей правоприменительной практике, защита от принятия произвольных (несправедливых, несоразмерных, непропорциональных) законов настоятельно требуют сотрудничества всех органов государственной власти в законодательном процессе при их подчиненности общим конституционным целям.1

Но кроме данного определения, в современной российской юридической литературе сложилась устойчивая формулировка законодательного процесса. «Законодательный процесс - порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер».2

В мировой практике известны два способа принятия законов: законодательным органом или путем референдума. Наибольшую научную разработку получило понятие законодательного процесса, в котором в роли законодателя выступает законодательный орган.

Конституция РФ характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган (ст. 94), в соответствии с чем законотворчество является основной функцией российского парламента.

Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.

В юридической литературе можно встретить понятие «процесс законотворчества», которое не тождественно понятию «законодательный процесс», поскольку не сводится к регламентам и процедурным правилам, а представляет собой познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования. Законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления.

С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона.

Совокупность процедур составляют стадии законодательного процесса, т.е. относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу.

Учитывая различия в содержании терминов «законотворческий» и «законодательный» процесс, необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребности в принятии закона (одной из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс.

Участие в законодательном процессе его субъектов основано на их правах и обязанностях.

Соответствующим правом, закрепленным в законодательных актах, например, руководствуются все субъекты права законодательной инициативы, т.е. участники законодательного процесса, обладающие правом возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового закона. Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться предоставленным ему правом, но может и воздержаться от этого.

Только наличие объективного интереса в решении какой-либо социальной задачи юридическими средствами, в сочетании с субъективным интересом инициатора к этому предмету, формирует решение субъекта права законодательной инициативы использовать это право3.

Кроме того, есть иные субъекты законодательного процесса, участие которых в законодательной деятельности напрямую зависит от их свободного выбора собственного поведения (его вида и меры)4.

Все субъекты законодательного процесса можно разделить на следующие группы:

  • в обязательном порядке участвующие в законодательном процессе;
  • участвующие в законодательном процессе в силу специфики конкретного законодательного акта.

К первой группе относятся те, чье участие в законодательном процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни государства, - это депутаты парламента, палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования. Данные органы и лица всегда участвуют в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовывать предоставленные им права.

Вторую группу составляют те, чье участие в создании закона связано со спецификой конкретного законодательного процесса. Последняя может быть вызвана видом нормативного акта (Конституция, поправка к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию, процедурой принятия закона, особенностями сферы деятельности государства и общества.

При этом все субъекты законодательной инициативы:

  • участвуют в этом процессе в силу своих полномочий, установленных, как правило, конституцией и принятыми в соответствии с ней иными законами;
  • совершают в рамках законодательного процесса действия, всегда взаимосвязанные, взаимообусловленные выполнением другими субъектами процесса возложенных на них полномочий, т.е. действия, предпринимаемые субъектами, в полной мере приобретают логическую оправданность, значимость и целесообразность только при завершении всего процесса в целом;
  • действуют в рамках нормативно определенных процедур, вызывают юридически значимые последствия;
  • действуют с целью создания закона.

Создание нормативного акта напрямую связано с выявлением потребностей общества, закономерностей его развития, поскольку в философско-правовом смысле целью законотворчества является согласование интересов различных социальных групп общества путем их перевода на язык норм права.

Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права принимать федеральные и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституционное положение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, обусловливает активную роль парламента в политическом и законодательном процессе.

Конституцией РФ предусмотрено три вида законов Российской Федерации:

      • федеральные законы;
      • федеральные конституционные законы;
      • законы РФ о поправках к Конституции РФ.

Федеральные законы составляют основной законодательный массив, над которым работают парламентарии. Они принимаются простым большинством голосов.

Федеральные конституционные законы впервые были закреплены в конституционном законодательстве Конституцией РФ 1993 года. Их исчерпывающее число и предмет регулирования прямо установлены Конституцией РФ. К ним относятся законы: об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на территории РФ или в ее отдельных местностях (ст. 56 и 88); о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменениях в составе РФ (ст. 65, 66, 137) и т.д. Для того чтобы принять ФКЗ требуется квалифицированное большинство голосов парламентариев — не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и ⅔ от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом РФ.

Информация о работе Законодательный процесс в российском парламенте