Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:40, курсовая работа
Вопросы процедур законодательного процесса в Российской Федерации на сегодняшний день являются одними из самых дискуссионных в конституционном праве.
В Российской Федерации в настоящее время происходят процессы демократизации всего общества, что неразрывно связано с признанием такого основополагающего принципа правового государства, как принцип верховенства закона.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества ………5
Глава 2. Стадии и конституционно-правовые основы законодательного процесса в российской парламенте...................................................................11
2.1 Порядок рассмотрения законопроектов в Государственной Думе РФ…11
2.2 Порядок рассмотрения законопроектов в Совете Федерации………… ..17
2.3 Порядок принятия решений палатами Федерального Собрания.........23
2.4 Роль Президента РФ в законодательном процессе……………………..26
Заключение……………………………………………………………………..29
Отклоняя федеральный закон, Президент Российской Федерации предлагает свою редакцию закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей и их частей и пунктов либо сообщает в своем послании о нецелесообразности принятия данного закона.
Повторное обсуждение закона начинается с выступления представителя Президента Российской Федерации, затем заслушивается заключение комитета или комиссии. По окончании обсуждения на голосование первым ставится предложение принять закон в редакции Президента. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Если такое предложение не прошло, на голосование ставится вопрос о повторном принятии закона в редакции, ранее принятой Государственной Думой. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 от общего числа депутатов. В случае, если первые два решения не приняты, проводится голосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом. Решение по отдельному предложению считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 от общего числа депутатов.
Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Президентом, он принят в новой редакции, порядок его рассмотрения в Совете Федерации такой же, как при первоначальном его рассмотрении этой палатой. Если при повторном рассмотрении федеральный закон, отклоненный Президентом, одобрен Государственной Думой в ранее принятой редакции, то комитет Совета Федерации, который давал заключение по закону, рассматривает послание Президента и высказанные им замечания, а также текст федерального закона, одобренного Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и принимает по нему заключение. Вопрос о повторном рассмотрении федерального закона незамедлительно вносится в повестку дня Совета Федерации. О дате рассмотрения данного закона сообщается Президенту Российской Федерации.
При повторном рассмотрении федерального закона Совет Федерации вправе не обсуждать его, а поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, отклоненного Президентом и одобренного Государственной Думой, либо открыть обсуждение по заключению комитета по этому закону.
Заключение
Значение законодательного процесса в первую очередь связано с его ролью в механизме законотворчества, поскольку он является формально-юридическим выражением законотворческой функции государства. В результате последовательной реализации составляющих его процедур в правовой среде начинает официально действовать новый закон - нормативный акт, создающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
Законодательный процесс, иными словами, является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления.
Законотворчество - юридическая форма государственно-властной деятельности посредством выявления, формирования и утверждения воли народа в виде общеобязательных (законодательных) правил.
Выделяются четыре основные стадии законодательного процесса:
1) внесение законопроекта
или законодательного
2) рассмотрение законопроекта в палатах, комитетах (комиссиях) парламента (обсуждение законопроекта);
3) принятие закона;
4) опубликование закона.
Российская модель разделения государственной власти подразумевает множественность субъектов законотворческих правоотношений. Поэтому федеральный законодательный процесс не сводится к исключительной деятельности палат Федерального Собрания. В нём участвуют также глава государства, правительство, высшие суды Российской Федерации, субъекты РФ в том или ином специфическом качестве (субъект законодательной инициативы, участник согласительных процедур, подписание и опубликование закона и др.).
Таким образом, законодательный процесс является процессом, отражающим работу законодательного органа по своевременному появлению необходимого для регулирования общественных отношений закона, в то время как законотворческий процесс является процессом, отражающим работу более широкого круга субъектов над содержанием закона.
Гармонизация двух взаимодополняющих, но разных по предназначению процессов, в конечном счете, определяет качество принимаемых законов, а также роль и значение подзаконных актов в современном российском правотворчестве.
Библиография
Нормативные правовые акты:
Литература:
1 Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17. с.45
2 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М.: Городец, 2006. С. 205
3 Бошно С.В. Законодательная инициатива в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Автореф. дис. на соискан. уч. степени канд. юр. наук. М., 1997. С. 17.
4 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 131.
5 Соловьев А.Ю. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. М.:ИЗУ ВПА, 2013. С. 71
6 Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. С. 213
7 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) ч. 3 ст. 105
8 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) Ст. 106 // «Собрание законодательства РФ». 2009 г. № 4, ст. 445.
9 Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ (принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ) с изменениями и дополнениями от 10 июля 2013г.
10 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ (принят постановлением Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД) с изменениями и дополнениями от 13 сентября 2013г. П. 4 ст. 83.
11 Александрова А.С. Конституционное право России: учебно-методический комплекс. Изд.: ЮУрГУ, 2005. - 51 С.
12 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ (принят постановлением Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД) с изменениями и дополнениями от 13 сентября 2013г. П. 6 ст. 83.
13 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ (принят постановлением Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД) с изменениями и дополнениями от 13 сентября 2013г. П. 4 ст. 88.
14 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ (принят постановлением Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД) с изменениями и дополнениями от 13 сентября 2013г. П. 5 ст. 88.
15 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ (принят постановлением Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД) с изменениями и дополнениями от 13 сентября 2013г. П. 2 ст. 84.
16 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) Ст. 107
Информация о работе Законодательный процесс в российском парламенте