Законодательный процесс в российском парламенте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы процедур законодательного процесса в Российской Федерации на сегодняшний день являются одними из самых дискуссионных в конституционном праве.
В Российской Федерации в настоящее время происходят процессы демократизации всего общества, что неразрывно связано с признанием такого основополагающего принципа правового государства, как принцип верховенства закона.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества ………5
Глава 2. Стадии и конституционно-правовые основы законодательного процесса в российской парламенте...................................................................11
2.1 Порядок рассмотрения законопроектов в Государственной Думе РФ…11
2.2 Порядок рассмотрения законопроектов в Совете Федерации………… ..17
2.3 Порядок принятия решений палатами Федерального Собрания.........23
2.4 Роль Президента РФ в законодательном процессе……………………..26
Заключение……………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

курсовая работа по КП.docx

— 56.96 Кб (Скачать)

По федеральным законам, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации, комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, вправе принять одно из следующих решений:

а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;

б) рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить.9

В отношении принятых Государственной Думой федеральных законов, не подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации, которые комитет предлагает одобрить и не вносить на рассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации принимает одно из следующих решений:

а) согласиться с решением комитета и не вносить федеральный закон на рассмотрение Совета Федерации;

б) отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой.

Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения докладчиком заключения ответственного комитета, результатов юридической экспертизы Правового управления Аппарата Совета Федерации и проекта постановления Совета Федерации. Затем слово предоставляется представителю Правительства РФ, после чего принимается решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

Началом рассмотрения в Совете Федерации федерального закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включена в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации (либо по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации) соответствующего распоряжения.

По результатам обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;

б) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

Решение об одобрении или отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и в подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока, исчисляемого со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации.

Если федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцатидневного срока, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации об отклонении федерального закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного федерального закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии.

Голосование по проектам федеральных конституционных законов, а также по федеральным законам, одобренным Государственной Думой в ранее принятой редакции, может проводиться путем опроса членов Совета Федерации; закреплением их мнения в подписном листе.

Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона вместе с федеральным законом, а также постановление Совета Федерации об одобрении принятого Государственной Думой федерального закона в пятидневный срок направляются в Государственную Думу.

Процедура рассмотрения Государственной Думой законов отклоненных Советом Федерации, имеет устоявшуюся практику.

Федеральный закон в этом случае передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. После рассмотрения отклоненного закона ответственным комитетом, последний предлагает Государственной Думе один из трех вариантов решения:

1) создать согласительную  комиссию для преодоления возникших  разногласий;

2) принять федеральный  закон в ранее принятой Государственной  Думой редакции;

3) снять закон с повторного  рассмотрения.

Принципиальным для снятия противоречий между Государственной Думой и Совета Федерации является то, что Государственная Дума во главу угла ставит возможность нахождения компромисса.

Компромиссное решение спора лежит в процедурах согласования позиций Государственной Думы и Совета Федерации во время работы согласительной комиссии по отклоненному закону, которая создается по инициативе Совета Федерации либо Государственной Думы. В ее состав входят депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации на паритетных началах. Решение о создании согласительной комиссии и об избрании в ее состав депутатов Государственной Думы, а также об избрании сопредседателя согласительной комиссии от Государственной Думы принимается на заседании палаты.

Сопредседатель и члены комиссии образуют депутацию Государственной Думы в согласительной комиссии. Такую же депутацию образуют члены комиссии и сопредседатель от Совета Федерации.

Избранными членами согласительной комиссии от Совета Федерации считаются те кандидаты, которые из всех предложенных на заседании палаты кандидатур получили наибольшее число голосов, но не менее половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации, избранные в состав согласительной комиссии, обязаны присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании согласительной комиссии по уважительной причине члены согласительной комиссии заблаговременно информируют своего сопредседателя согласительной комиссии.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, не входящие в состав согласительной комиссии, вправе присутствовать на ее заседаниях и участвовать в обсуждении федерального закона с правом совещательного голоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Порядок принятия решений палатами Федерального Собрания

Существуют различные способы голосования, применяемые в обеих палатах Федерального Собрания: количественное, рейтинговое и альтернативное.

Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и объявление результатов голосования производятся в абсолютном и процентном выражениях. 10

Рейтинговое голосование — это ряд последовательных количественных голосований, в которых может принять участие каждый парламентарии но каждому из вопросов. Объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только после проведения голосования по всем вопросам.11

Альтернативное голосование относится к голосованию только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.12

Наиболее существенные моменты порядка принятия решения в палатах Федерального Собрания состоят в следующем:

—решения принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. В режиме поименного голосования с использованием электронной системы обеспечиваются результаты поименного голосования, формируются и распечатываются по установленной форме списки с результатами поименного голосования, которые доводятся до сведения парламентариев. При проведении открытого голосования без использования электронной системы подсчет голосов поручается Счетной комиссии, которая избирается палатой;

— голосование осуществляется с использованием и без использования электронной системы подсчета голосов, бюллетенями и путем опроса (только при голосовании в Совете).

Перед началом открытого голосования председательствующий: сообщает количество предложений, которые ставятся на голосование; уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование; поминает, каким большинством голосов должно быть принято решение.

Тайное голосование осуществляется с использованием электронной системы или бюллетеней. Бюллетени для такого голосования изготавливаются под контролем Счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением палаты форме в количестве, соответствующем числу членов соответствующей палаты, содержат необходимую информацию. Оставшиеся у Счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем Счетной комиссии присутствии ее членов. Время и место тайного голосования, порядок его проведения устанавливаются Счетной комиссией и объявляются ее председателем.13

«Выдача бюллетеней для тайного голосования начинается не позднее чем час до начала голосования; тайное голосование производится в течение 30 минут с момента начала голосования, если иное не установлено Государственной Думой.»14 Бюллетень для тайного голосования выдается каждому парламентарию по предъявлении удостоверения в соответствии со списком членов палаты. При получении бюллетеня парламентарий расписывается в указанном списке против своей фамилии.

«О результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Счетной комиссии. В работе парламента по ряду вопросов, называемых процедурными, решения принимается большинством голосов членов соответствующей палаты, присутствующих на ее заседании. К процедурным относятся следующие вопросы:

а) о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания;

б) о предоставлении дополнительного времени для выступления;

в) о предоставлении слова приглашенным на заседание;

г) о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу;

д) о передаче вопроса на рассмотрение соответствующих комитета, комиссии палаты;

е) о голосовании без обсуждения;

ж) о проведении закрытого заседания палаты;

з) об изменении способа проведения голосования;

и) об изменении очередности выступлений;

к) о проведении дополнительной регистрации;

л) о приглашении на заседание представителей государственных органов общественных объединений, научных учреждений, независимых эксперт ученых и других специалистов для предоставления необходимых сведений заключений.15

Помимо этого, в Регламенте Совета Федерации к процедурным отнесены вопросы:

а) об общем времени обсуждения вопроса о повестке дня;

б) о переходе к вопросам повестки дня;

в) о проведении тайного голосования;

г) о переносе рассмотрения закона на следующее заседание;

д) об оформлении выписки из протокола заседания палаты

2.4 Роль  Президента РФ в законодательном  процессе

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Принятый Государственной Думой федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете и не рассмотренный палатой в установленный срок, на пятнадцатый день со дня поступления федерального закона из Государственной Думы направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования, о чем уведомляется Государственная Дума.

В практике законодательной деятельности многих зарубежных государств активно применяется промульгация закона, т.е. официальное провозглашение, объявление в установленные Конституцией сроки принятого парламентом закона, его опубликование в официальных источниках, после чего закон приобретает обязательную силу. Обычно промульгация осуществляется главой государства.

Правило подписания и обнародования принятого федерального закона Президентом Российской Федерации, основанное на мировом опыте взаимоотношений парламента и главы государства в процессе создания законов, является одной из форм участия Президента в законодательной деятельности и завершающей стадией законодательного процесса.16

В случае одобрения Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, он в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования. Если же принятый Думой федеральный закон не был рассмотрен Советом Федерации, то по истечении 14 дней с момента его направления в Совет Федерации Государственная Дума направляет закон Президенту для подписания и обнародования.

Четырнадцатидневный срок подписания принятого федерального закона необходим для того, чтобы Президент мог внимательно ознакомиться с его содержанием, привлекая при необходимости ученых и специалистов, проанализировать необходимость и своевременность его издания и принять решение о подписании, придав закону тем самым обязательную силу, либо отклонить, с тем, чтобы Государственная Дума и Совет Федерации еще раз внимательно рассмотрели принятый закон и учли замечания и предложения Президента.

После подписания Президентом Российской Федерации закон должен быть в течение семи дней опубликован в установленном порядке. Официальным считается опубликование закона в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете". При публикации закона в этих изданиях указываются его полное наименование, дата подписания, дается полный текст закона, являющийся точной копией оригинала и подписанный Президентом. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях, обнародованы по телевидению, радио, переданы по каналам связи, разосланы государственным органам и общественным объединениям .

Информация о работе Законодательный процесс в российском парламенте