Законодательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:47, контрольная работа

Краткое описание

Законодательный процесс (законотворчество) — одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы, законам и иным нормативным актам, судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

Оглавление

Законодательный процесс: понятие и стадии. Понятие законодательной компетенции Федерального Собрания Российской Федерации.
В Совет Федерации РФ 1 марта 2005 г. поступил принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ проект Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации». До 15 марта 2005 г. он готовил проект закона к пленарному рассмотрению. 25 марта после неоднократных обсуждений проекта закона было принято решение об отложении его на одну неделю для проведения согласительных консультаций по тексту с профильным комитетом Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 4 апреля 2005 г. Совет Федерации Федерального Собрания РФ одобрил проект закона в целом, внеся в него редакционную поправку. Оцените ситуацию.
Приведите способы толкования нормативных правовых актов с примерами по каждому из них. Результаты ответа оформите в виде сравнительной таблицы.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по конституционному праву.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 Контрольная  работа № 1

 

 

По дисциплине «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Законодательный процесс: понятие и стадии. Понятие законодательной компетенции Федерального Собрания Российской Федерации.
  2. В Совет Федерации РФ 1 марта 2005 г. поступил принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ проект Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации». До 15 марта 2005 г. он готовил проект закона к пленарному рассмотрению. 25 марта после неоднократных обсуждений проекта закона было принято решение об отложении его на одну неделю для проведения согласительных консультаций по тексту с профильным комитетом Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 4 апреля 2005 г. Совет Федерации Федерального Собрания РФ одобрил проект закона в целом, внеся в него редакционную поправку. Оцените ситуацию.
  3. Приведите способы толкования нормативных правовых актов с примерами по каждому из них. Результаты ответа оформите в виде сравнительной таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Законодательный процесс (законотворчество) — одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы, законам и иным нормативным актам, судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

     Закономерно было бы рассматривать законодательный процесс как часть процесса правообразования. Законотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного руководства обществом. Как любой социальный процесс - это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы. Говоря о законотворчестве как о явлении социальном и юридическом, нельзя его ограничить лишь изданием нормативных актов. Оно охватывает более широкий круг процессов: подготовка нормативного акта, выявление потребностей в правовом регулировании тех или иных право образующих общественных отношений, направление и характер регулирования.

     Говоря о законотворческой деятельности государства, следует обратить внимание на то, что она является частью процесса правообразования. Характеризуя этот процесс, следует отметить, что есть, прежде всего, перевод объективных законов общественного развития на язык решений, облеченный в соответствующую юридическую форму. «Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, - пишет В.Н.Кудрявцев, - что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения»1. Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов), их систематизации.

     Итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым наступает действие самого закона, заключающееся в практическом регулировании соответствующих общественных отношений2.

     Изучение действия закона позволяет определить его эффективность, целесообразность, научную обоснованность и т.д., что в свою очередь, воздействует в порядке обратной связи на законотворческий процесс, позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом.

     Действующая российская Конституция определила трех участников законодательного процесса: это Президент, Совет Федерации, Государственная Дума.

     Законодательный процесс – регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.

     Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса:

     1.  Внесение законопроекта – законодательная инициатива

Законодательная инициатива – это конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, конституционных и просто законов, а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу.

2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе

     Оно проходит, как правило, в трех чтениях. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях.

3. Принятие закона

     Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа Депутатов Государственной Думы.

4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона

     Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и зашиты государственной границы РФ, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Однако если в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государственной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты.

5. Преодоление разногласий, возникших при отклонении федеральных законов Советом Федерации

     При отклонении федерального закона Советом Федерации, Государственная Дума может: «1) принять вторично закон в прежней редакции (для этого требуется 2/3 голосов ее членов); 2) принять закон со всеми изменениями, предложенными Советом Федерации (затем закон снова должен быть принят Советом Федерации); 3) принять закон при частичном учете замечаний Совета Федерации простым большинством голосов и вновь направить в Совет Федерации; 4) создать согласительную комиссию на паритетных началах из равного числа представителей Государственной Думы и Совета Федерации (в ее состав могут входить также работники аппаратов Совета Федерации и Государственной Думы) для преодоления разногласий по спорным положениям закона (Регламент Совета Федерации представителей этой палаты в согласительной комиссии называет «депутацией Совета Федерации»)».3 Решение согласительной комиссии принимается при согласии той и другой стороны, происходит раздельное открытое голосование представителей Государственной Думы и Совета Федерации. В протоколе фиксируются: достигнутые соглашения; имеющиеся разногласия; предложения по их преодолению; невозможность преодоления разногласий данным составом комиссии.

6. Подписание и обнародование (промульгации) федерального закона Президентом РФ

     Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент РФ должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении. Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент РФ в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его.

     Все законы должны быть подписаны Президентом РФ. Неподписанные законы не публикуются.

     Содержание компетенции Федерального Собрания обусловлено его положением в системе органов государства, его статусом как представительного и законодательного органа Российской Федерации. Палаты обладают важными правами. К числу характерных черт компетенции российского парламента относится четкое разграничение прав его палат, различный объем их полномочий, неодинаковый круг подведомственных им вопросов. Компетенция Федерального Собрания охватывает законодательные полномочия, парламентский контроль. Палаты наделены также полномочиями, касающимися формирования федеральных государственных органов, определения их персонального состава, назначения должностных лиц, и некоторыми другими правами.

     Законодательные полномочия занимают особое место в компетенции Федерального Собрания. Они прямо обусловлены его конституционным статусом как законодательного органа – парламента РФ. Законодательная деятельность по своему значению и объему – приоритетная. Законодательная компетенция Федерального Собрания широка и многопланова, охватывает важные вопросы в различных сферах государственной и общественной жизни, предполагает принятие многих федеральных законов. Она характеризует роль Федерации в законодательстве, значение представительной, законодательной власти РФ в системе государственной власти, демократизм государства. Конституция РФ определяет в общей форме пределы законодательной деятельности российского парламента и в этих рамках не стесняет и не ограничивает ее.

 

2. Решение задачи:

  1)   Проект Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации», не является обязательным для рассмотрения в Совете Федерации (ст. 106 Конституции РФ). Если в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государственной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он считается одобренным этой палатой (ч.4 ст.105 Конституции РФ , Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания") и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, т.е. после 21 марта в пятидневный срок федеральный закон должен поступить к президенту РФ.(ч.1 ст.107 Конституции РФ).

2)   Совет Федерации обязан путем голосования принять решение об одобрении либо отклонении закона, а не об откладывании его рассмотрения на одну неделю.

3)    Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, создается согласительная комиссия. Совет Федерации Федерального Собрания РФ одобрить проект закона может лишь после повторного рассмотрения Государственной Думой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Способы толкования

Примеры

Примеры

1.Грамматический.

Главное - понять тот смысл  слова, какой вкладывал в него законодатель.

Казнить, нельзя помиловать.

Казнить нельзя, помиловать.

2.Логический.

 Исследуется логическая  связь отдельных положений закона с правилами логики.

ст. 102 УК РФ «Умышленное  убийство... наказывается...»

«Лицо, совершившее умышленное убийство... наказывается...».

3.Систематический.

Позволяет выявить факты  противоречий между правовыми нормами.

Если в противоречие вступают нормы права, изданные разными органами, то руководствуются нормой права, установленной вышестоящим органом.

 Если возникает  противоречие между нормами, изданными  одним органом, то руководствуются  нормой , установленной позже повремени издания.

4. Специально-юридический.

Предусматривает исследование технико-юридических средств и  приемов выражения воли законодателя.

Для правильного понимания  специальных терминов (траст, аренда, комитент).

 Для определения  оценочных понятий, например, тяжкие  последствия, особо крупный размер.

5. Историко-политический.

Учитываются исторические условия издания нормативного акта и социально-политические цели, которые  преследовал законодатель.

 Глава 34 УК РФ "Преступления  против мира и безопасности  человечества".

Содержание данной главы УК РФ из прошлой истории России (участие во многих войнах, борьба за мирное существование).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) // Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 года.

2. Федеральный закон  от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке  опубликования и вступления в  силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов,  актов палат Федерального Собрания" // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июня 1994 г., N 8, ст. 801

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.;

4. Лившиц. Р.З Теория права: учебник // М. 2001 г.

5. Лазарев В.В. Общая теория права и государства М., 1998 г с 336 - 337

6. Л. Н. Спиридонов Теория государства и права: учебник // М. 2001 г.

7. Теория государства и права: учебник // Ответственный редактор Г. Н. Манов. М 1996 г.

8. Спасов Б. Закон и его толкование. М., 1986. и некоторые другие.

1 Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 2006. – С. 128.

2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2006. – С. 291.

3 В.Е. Чиркин, Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004, стр. 379




Информация о работе Законодательный процесс