Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 06:40, курсовая работа
Цель данной работы - изучение концепции законодательного процесса в Российской Федерации, его структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, установление субъектов законодательного процесса, изучение процедур взаимодействия палат Российского Парламента, выделение основных проблем механизма такого взаимодействия, изучение процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, выделение проблем разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам, установление путей решения проблем механизма принятия законов, предлагаемых современными учеными и практиками.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации................................5
1.1. Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение...................5
1.2. Стадии законодательного процесса..........................................................11
1.3. Отлагательное вето..................................................................................24
Глава 2. Особенности рассмотрения и принятия отдельных видов
федеральных законов.........................................................................................27
2.1. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Российской Федерации...................................................................................27
2.2. Принятие отдельных видов федеральных законов.....................................30
2.3.Принятие федеральных законов в области совместного ведения
Российской Федерации и субъектов РФ...........................................................34
Заключение.........................................................................................................39
Библиографический список.................................................................................42
3) принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ;
4) создать специальную
комиссию для преодоления
5) одобрить федеральный
закон в ранее принятой
Повторное
рассмотрение федерального
Первыми на голосование выносятся вопросы одобрить федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ, либо согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ, не набрал необходимого для принятия числа голосов, то палата по предложению полномочного представителя Президента РФ может принять решение о продолжении работы над указанным федеральным законом, начиная с процедуры первого чтения законопроекта. Государственная Дума может принять решение о создании специальной комиссии для выработки согласованной редакции. По окончании работы специальной комиссии федеральный закон в согласованной редакции представляется на рассмотрение Государственной Думе. Федеральный закон считается принятым, если за него 25
проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Государственная Дума может принять решение об одобрении закона в ранее принятой Государственной Думой редакции, то есть о преодолении президентского «вето». Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Если Государственная Дума принимает решение принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ, то на голосование ставится каждое предложение Президента РФ. Решение в каждом конкретном случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. После одобрения Государственной Думой отдельных предложений Президента РФ текст федерального закона с учетом предложений Президента РФ представляется Государственной Думе для одобрения в целом. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый или одобренный в ранее принятой редакции федеральный закон в течение 5 дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации. Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, то федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.
При повторном
рассмотрении федерального
26
ранее принятой редакции ставится на голосование. Закон считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется председателем Совета Федерации Президенту РФ. Если за одобрение федерального закона проголосовало менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, закон считается отклоненным палатой.
Глава 2. Особенности рассмотрения и принятия отдельных видов
2.1 Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.
Анализируя порядок изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования".1
Процедура
изменения действующей
Вторая
часть - это поправки к главам
3-8 Конституции (т.е. к ее
В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации.2 В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".3
Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г.4 определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке. В спорных случаях, говорится в постановлении, Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение Конституционного Суда.
2.2. Принятие отдельных видов федеральных законов
К федеральным
конституционным законам относя
Конституционные
законы отличаются от текущих
законов и всех других
Конституцией
РФ предусмотрены следующие
1) о порядке разрешения вопросов, связанных с принятием в РФ нового субъекта РФ, образованием в ее составе нового субъекта, изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137 Конституции РФ);
2) о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65 КРФ; ч. 1 ст. 137 КРФ);
3) об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65 КРФ; ч. 1 ст. 137 КРФ);
4) об изменении
конституционно-правового
5) о государственных
флаге, гербе и гимне РФ, их
описании и порядке официальног
6) о референдуме Российской Федерации (п. "в" ст. 84 КРФ);
7) о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87 КРФ);
8) о чрезвычайном положении (ст. 88 КРФ; ч. 2 ст. 56 КРФ).
В ч. 1 ст. 56 Конституции говорится о том, что в условиях чрезвычайного
30
положения для
обеспечения безопасности граждан
и защиты конституционного строя
в соответствии с федеральным
конституционным законом могут
устанавливаться отдельные
9) об Уполномоченном по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103 КРФ);
10) о порядке
деятельности Правительства
11) о судебной системе Российской Федерации (ч. 3 ст. 118 КРФ);
12) о Конституционном Суде Российской Федерации (ч. 3 ст. 128 КРФ);
13) о Верховном Суде Российской Федерации (ч. 3 ст. 128 КРФ);
14) о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ч. 3 ст. 128 КРФ);
15) об отдельных
частях судебной системы - об
общих судах, арбитражных
16) о Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135 КРФ).
Однако вряд
ли можно сказать о том, что
федеральные конституционные
Принятие
федеральных конституционных
Внесенный проект федерального конституционного закона должен быть одобрен Государственной Думой, после чего он рассматривается Советом Федерации и, в случае одобрения, считается принятым федеральным конституционным законом и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Проект федерального
конституционного закона
Для того, чтобы Государственная Дума одобрила проект федерального конституционного закона, необходимо, чтобы за него проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Одобренный Государственной Думой проект федерального конституционного закона рассматривается Советом Федерации, который вправе либо одобрить его не менее чем тремя четвертями голосов, что составляет 134 голоса членов Совета Федерации, либо отклонить его. В случае отклонения, как правило, создается согласительная комиссия палат
32
Федерального Собрания, в заседаниях которой участвуют представители Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В результате работы согласительной комиссии в большинстве случаев появляется по существу новый проект федерального конституционного закона, который должен пройти все определенные Конституцией стадии одобрения.
При этом не исключено, что проект не будет одобрен Государственной Думой либо Советом Федерации.
Принятый
федеральный конституционный
Данное обстоятельство нашло подтверждение в абз.1 п.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. №12-П и в абз.2 п.5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. №15-П.6
В этой связи закономерен вопрос о том, что произойдет, если Президент не подписывает принятый Федеральным Собранием федеральный конституционный закон. Единственным выходом из этой ситуации будет обращение палаты (палат) Федерального Собрания в Конституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции, что предусмотрено в ч.З ст. 125 Конституции и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Следует
отметить, что процедура обращения
в Конституционный Суд с