Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии, общая характеристика стадий, особенности принятия отдельных видов феде

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение концепции законодательного процесса в Российской Федерации, его структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, установление субъектов законодательного процесса, изучение процедур взаимодействия палат Российского Парламента, выделение основных проблем механизма такого взаимодействия, изучение процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, выделение проблем разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам, установление путей решения проблем механизма принятия законов, предлагаемых современными учеными и практиками.

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации................................5
1.1. Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение...................5
1.2. Стадии законодательного процесса..........................................................11
1.3. Отлагательное вето..................................................................................24
Глава 2. Особенности рассмотрения и принятия отдельных видов
федеральных законов.........................................................................................27
2.1. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Российской Федерации...................................................................................27
2.2. Принятие отдельных видов федеральных законов.....................................30
2.3.Принятие федеральных законов в области совместного ведения
Российской Федерации и субъектов РФ...........................................................34
Заключение.........................................................................................................39
Библиографический список.................................................................................42

Файлы: 1 файл

амплеева.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

3) принять федеральный  закон с учетом предложений  Президента РФ;

4) создать специальную  комиссию для преодоления возникших  разногласий;

5) одобрить федеральный  закон в ранее принятой редакции.

  Повторное  рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом РФ, начинается с выступления полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе. Затем излагается заключение ответственного комитета.

Первыми на голосование  выносятся вопросы одобрить федеральный  закон в редакции, предложенной Президентом РФ, либо согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ, не набрал необходимого для принятия числа голосов, то палата по предложению полномочного представителя Президента РФ может принять решение о продолжении работы над указанным федеральным законом, начиная с процедуры первого чтения законопроекта.   Государственная Дума может принять решение о создании специальной комиссии для выработки согласованной редакции. По окончании работы специальной комиссии федеральный закон в согласованной редакции представляется на рассмотрение Государственной Думе. Федеральный закон считается принятым, если за него                   25

проголосовало большинство от общего числа депутатов  Государственной Думы.

  Государственная  Дума может принять решение  об одобрении закона в ранее принятой Государственной Думой редакции, то есть о преодолении президентского «вето». Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

 Если Государственная  Дума принимает решение принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ, то на голосование ставится каждое предложение Президента РФ. Решение в каждом конкретном случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. После одобрения Государственной Думой отдельных предложений Президента РФ текст федерального закона с учетом предложений Президента РФ представляется Государственной Думе для одобрения в целом. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый или одобренный в ранее принятой редакции федеральный закон в течение 5 дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации. Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, то федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

 При повторном  рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, Совет Федерации вправе не открывать обсуждения и поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции или открыть обсуждение. По окончании обсуждения вопрос об одобрении закона в

26

ранее принятой редакции ставится на голосование. Закон  считается одобренным, если решение  об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный  закон в течение пяти дней направляется председателем Совета Федерации Президенту РФ. Если за одобрение федерального закона проголосовало менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, закон считается отклоненным палатой.

     Глава  2. Особенности рассмотрения и принятия отдельных видов

                                        федеральных законов

            2.1 Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.

 Анализируя  порядок изменения Конституции  Российской Федерации, следует  подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования".1

 Процедура  изменения действующей Конституции  РФ 1993 г. предусмотрена в главе  9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". В главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части. Первая часть - это положения глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием - парламентом РФ. Необходимость их изменения влечет за собой принятие новой Конституции. Федеральное Собрание вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений.

   Вторая  часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному  тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке,  предусмотренном для принятия  федерального конституционного  закона (ст. 108). В данной статье  речь идет не о федеральных конституционных законах, исчерпывающий перечень которых содержится в самом тексте Конституции, а о федеральных законах, которые принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов.

    В  постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации.2 В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".3

  Третья часть  - это изменения ст. 65 Конституции  РФ, касающиеся состава субъектов  РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся  на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

   Четвертая  часть - изменения, касающиеся  наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г.4 определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке. В спорных случаях, говорится в постановлении, Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение Конституционного Суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2.2. Принятие  отдельных видов федеральных  законов

 

 К федеральным  конституционным законам относятся те законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это закреплено в cт. 108 Koнcтитyции PФ.

 Конституционные  законы отличаются от текущих  законов и всех других нормативно-правовых  актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения в них изменений и дополнений.

Конституцией  РФ предусмотрены следующие федеральные  конституционные законы:

1) о порядке  разрешения вопросов, связанных  с принятием в РФ нового  субъекта РФ, образованием в ее  составе нового субъекта, изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137 Конституции РФ);

2) о принятии  в состав Российской Федерации  нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65 КРФ;  ч. 1 ст. 137 КРФ);

3) об образовании  в составе Российской Федерации нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65 КРФ; ч. 1 ст. 137 КРФ);

4) об изменении  конституционно-правового статуса  субъекта РФ (ч. 5 ст. 66 КРФ; ч. 1 ст. 137 КРФ);

5) о государственных  флаге, гербе и гимне РФ, их  описании и порядке официального использования (ч. 1 ст. 70КРФ);

6) о референдуме  Российской Федерации (п. "в"  ст. 84 КРФ);

7) о режиме  военного положения (ч. 3 ст. 87 КРФ);

8) о чрезвычайном  положении (ст. 88 КРФ; ч. 2 ст. 56 КРФ).

В ч. 1 ст. 56 Конституции  говорится о том, что в условиях чрезвычайного

30

положения для  обеспечения безопасности граждан  и защиты конституционного строя  в соответствии с федеральным  конституционным законом могут  устанавливаться отдельные ограничения  прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нет прямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано как специальным федеральным конституционным законам, так и федеральным конституционным законам о чрезвычайном положении;

9) об Уполномоченном  по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103 КРФ);

10) о порядке  деятельности Правительства Российской  Федерации (ч. 2 ст. 114 КРФ);

11) о судебной  системе Российской Федерации  (ч. 3 ст. 118 КРФ);

12) о Конституционном  Суде Российской Федерации (ч. 3 ст. 128 КРФ);

13) о Верховном  Суде Российской Федерации (ч. 3 ст. 128 КРФ);

14) о Высшем  Арбитражном Суде Российской  Федерации (ч. 3 ст. 128 КРФ);

15) об отдельных  частях судебной системы - об  общих судах, арбитражных судах,  о военных судах и др. (ч. 3 ст. 128 КРФ);

16) о Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135 КРФ).

  Однако вряд  ли можно сказать о том, что  федеральные конституционные законы  задуманы для того, чтобы образовать  вместе с Основным Законом  так называемую "большую Конституцию". Текст самой Конституции в  качестве высшей ценности возвышается над всей системой писаного права, включая и федеральные конституционные законы.5

 Принятие  федеральных конституционных законов  происходит в соответствии с  ч. 2 ст. 108 Конституции и положениями  регламентов палат Федерального  Собрания. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

  Внесенный  проект федерального конституционного закона должен быть одобрен Государственной Думой, после чего он рассматривается Советом Федерации и, в случае одобрения, считается принятым федеральным конституционным законом и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

  Проект федерального  конституционного закона проходит  три чтения в Государственной  Думе, если Государственной Думой  применительно к конкретному  проекту не будет принято иное  решение. Процедура прохождения  проектов федеральных конституционных  законов через чтения в Государственной Думе идентична процедуре прохождения проектов федеральных законов, за исключением того, что все решения принимаются установленным Конституцией квалифицированным большинством голосов.

Для того, чтобы  Государственная Дума одобрила проект федерального конституционного закона, необходимо, чтобы за него проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

 Одобренный  Государственной Думой проект  федерального конституционного  закона рассматривается Советом Федерации, который вправе либо одобрить его не менее чем тремя четвертями голосов, что составляет 134 голоса членов Совета Федерации, либо отклонить его. В случае отклонения, как правило, создается согласительная комиссия палат

32

Федерального  Собрания, в заседаниях которой участвуют представители Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.    В результате работы согласительной комиссии в большинстве случаев появляется по существу новый проект федерального конституционного закона, который должен пройти все определенные Конституцией стадии одобрения.

  При этом  не исключено, что проект не  будет одобрен Государственной  Думой либо Советом Федерации.

  Принятый  федеральный конституционный закон  в течение четырнадцати дней  подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Конституция не содержит в себе положений, предоставляющих Президенту право отклонять принятые Федеральным Собранием федеральные конституционные законы.

  Данное обстоятельство  нашло подтверждение в абз.1 п.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. №12-П и в абз.2 п.5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. №15-П.6

  В этой  связи закономерен вопрос о том, что произойдет, если Президент не подписывает принятый Федеральным Собранием федеральный конституционный закон. Единственным выходом из этой ситуации будет обращение палаты (палат) Федерального Собрания в Конституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции, что предусмотрено в ч.З ст. 125 Конституции и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

  Следует  отметить, что процедура обращения  в Конституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции довольно сложна, поскольку предполагает, в том числе предварительное обращение заявителя к органу государственной власти, уклоняющемуся от выполнения входящих в его компетенцию обязанностей, и истечение месячного срока, отводимого для устранения нарушения, после подачи обращения заявителя (п.п."5" и "б" ч.1 ст.93 Закона о Конституционном Суде).

Информация о работе Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии, общая характеристика стадий, особенности принятия отдельных видов феде