Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 06:40, курсовая работа
Цель данной работы - изучение концепции законодательного процесса в Российской Федерации, его структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, установление субъектов законодательного процесса, изучение процедур взаимодействия палат Российского Парламента, выделение основных проблем механизма такого взаимодействия, изучение процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, выделение проблем разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам, установление путей решения проблем механизма принятия законов, предлагаемых современными учеными и практиками.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации................................5
1.1. Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение...................5
1.2. Стадии законодательного процесса..........................................................11
1.3. Отлагательное вето..................................................................................24
Глава 2. Особенности рассмотрения и принятия отдельных видов
федеральных законов.........................................................................................27
2.1. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Российской Федерации...................................................................................27
2.2. Принятие отдельных видов федеральных законов.....................................30
2.3.Принятие федеральных законов в области совместного ведения
Российской Федерации и субъектов РФ...........................................................34
Заключение.........................................................................................................39
Библиографический список.................................................................................42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Юридический факультет
Курсовая работа
По дисциплине: Конституционное право России
На тему: «Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии, общая характеристика стадий, особенности принятия отдельных видов федеральных законов»
Выполнила: студентка 1 –го курса очной формы обучения
Амплеева Мария Константиновна
доцент кафедры ГиМП
Чита 2012
Содержание
Введение......................
Глава 1. Законодательный
процесс в Российской Федерации.....................
1.1. Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение...................5
1.2. Стадии
законодательного процесса.....
1.3. Отлагательное
вето..........................
Глава 2. Особенности рассмотрения и принятия отдельных видов
федеральных законов.......................
2.1. Конституционные
поправки и пересмотр
Российской
Федерации.....................
2.2. Принятие
отдельных видов федеральных
законов.......................
2.3.Принятие федеральных законов в области совместного ведения
Российской
Федерации и субъектов РФ............................
Заключение....................
Библиографический
список........................
Введение
Вопросы
процедур законодательного
Законодательный
процесс в Российской
Процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
Актуальность
выбранной темы, на мой взгляд,
состоит в том, что
3
классовый мир,
с одной стороны, а с другой
- позволяющих органам
Цель
данной работы - изучение концепции
законодательного процесса в
Российской Федерации, его
Предмет
исследования – конституционно-
Объект исследования
– нормы конституционно-
В настоящей работе исследован порядок осуществления стадий законодательного процесса в Российской Федерации, принципы взаимодействия палат Российского Парламента в механизме принятия законов, особенности принятия федеральных конституционных законов, особенности рассмотрения предложений о поправках к Конституции РФ, установлены роль Президента РФ в законодательном процессе и роль Конституционного суда в законодательном процессе, определены процедуры участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе.
4
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации.
1.1. Понятие и субъекты
Законотворчество
- юридическая форма
В мировой
практике известны два способа
принятия законов - законодательным
органом или путем референдума.
Конституция РФ характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган (ст. 94), в соответствии с чем законотворчество является основной функцией российского парламента. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права принимать федеральные и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу
5
по отношению к другим нормативным актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституционное положение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, обусловливает активную роль парламента в политическом и законодательном процессе.
В современной
российской юридической
В широком смысле законодательный процесс рассматривается как порядок деятельности Федерального Собрания РФ по принятию законов - федеральных и федеральных конституционных. В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, законодательный процесс можно представить как конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. В первом случае усиливается роль парламента и одновременно от законодательного процесса отсекаются действия тех, кто подготовил и внес законопроект в парламент, а также тех, кто подписал и обнародовал закон. Такое понимание законодательного процесса представляется уязвимым, поскольку в нем исключаются из законодательной процедуры те шаги, без которых появление закона и его вступление в действие немыслимы.
В Российской Федерации Конституция устанавливает основы законодательного процесса и определяет круг субъектов законодательного процесса.
Значение законодательного процесса в первую очередь связано с его ролью
6
в механизме законотворчества.
Всякое государство выполняет социальную функцию. Его возникновение и существование связаны с наличием социальной асимметрии в обществе12, которую оно разрешает, совершая управленческие действия в отношении общества. Конкретные пропорции разграничения сфер влияния между государством и гражданским обществом зависят от уровня развития последнего, наличия у него надежных механизмов самоуправления. Однако в любом случае государство определяет «правила» (в том числе и в нормативной форме), в силу которых «игра» различного рода сил должна заканчиваться социальным консенсусом.
Правотворчество
государства - одна из форм
управления обществом. Нормы
Создание
нормативного акта напрямую
Введение
в действие закона означает
создание условий, позволяющих
субъектам общества
7
обществе).
Таким образом,
закон — это не только
С этой
точки зрения, природа законотворчества
заключается в выявлении, освоении
существующих интересов
Законодательный
процесс является формально-
К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.
Все субъекты законодательного процесса можно разделить на следующие группы:
- в обязательном
порядке участвующие в
- участвующие
в законодательном процессе в
силу специфики конкретного
К первой группе относятся те субъекты, чье участие в законодательном
8
процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни государства, - это депутаты парламента, палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования. Данные органы и лица всегда участвуют в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовывать предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в России после осуществления права законодательной инициативы принимает участие в работе комитета и участвует в голосовании.