Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии, общая характеристика стадий, особенности принятия отдельных видов феде

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение концепции законодательного процесса в Российской Федерации, его структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, установление субъектов законодательного процесса, изучение процедур взаимодействия палат Российского Парламента, выделение основных проблем механизма такого взаимодействия, изучение процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, выделение проблем разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам, установление путей решения проблем механизма принятия законов, предлагаемых современными учеными и практиками.

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации................................5
1.1. Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение...................5
1.2. Стадии законодательного процесса..........................................................11
1.3. Отлагательное вето..................................................................................24
Глава 2. Особенности рассмотрения и принятия отдельных видов
федеральных законов.........................................................................................27
2.1. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Российской Федерации...................................................................................27
2.2. Принятие отдельных видов федеральных законов.....................................30
2.3.Принятие федеральных законов в области совместного ведения
Российской Федерации и субъектов РФ...........................................................34
Заключение.........................................................................................................39
Библиографический список.................................................................................42

Файлы: 1 файл

амплеева.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО  «ЗабГУ»)

Юридический факультет

 

 

 

 

 

                   

Курсовая работа

 

По дисциплине: Конституционное право России

 

На тему: «Законодательный процесс в Российской Федерации:  понятие, стадии, общая характеристика стадий, особенности принятия отдельных  видов федеральных законов»

 

 

 

 

 

 

                                        Выполнила: студентка 1 –го курса очной формы обучения

                                         Амплеева Мария Константиновна            

                                              Проверил: кандидат социологических наук,

                   доцент кафедры ГиМП

                                 Шарова Татьяна Владимировна                                        

 

 

 

 

                                                            

 

Чита 2012

Содержание

 

 

 

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Законодательный  процесс в Российской Федерации................................5                 

    1.1. Понятие  и субъекты законодательного  процесса, его значение...................5

    1.2. Стадии  законодательного процесса..........................................................11

    1.3. Отлагательное  вето..................................................................................24

Глава 2. Особенности рассмотрения и принятия отдельных видов

федеральных законов.........................................................................................27

    2.1. Конституционные  поправки и пересмотр Конституции 

    Российской  Федерации...................................................................................27

    2.2. Принятие  отдельных видов федеральных  законов.....................................30

    2.3.Принятие федеральных законов в области совместного ведения

    Российской  Федерации и субъектов РФ...........................................................34

Заключение.........................................................................................................39

Библиографический список.................................................................................42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

Введение

     Вопросы  процедур законодательного процесса  в Российской Федерации на  сегодняшний день являются одними  из самых дискуссионных в конституционном праве.

     Законодательный  процесс в Российской Федерации  – деятельность по созданию  закона и совершенствованию его  в процессе реализации путем  внесения изменений в ходе  работы с законопроектом. Законодательному  процессу характерны следующие признаки: состоит из структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, последовательность и обязательность которых установлены, как правило, законами и иными принятыми в соответствии с иными нормативными актами; осуществляется специальными субъектами; результатом является создание акта высшей юридической силы – закона.

  Процесс  создания правовых норм не  может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых  и закрепленных конституционно  и нормативно правилах, которые  государство обязано соблюдать. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.

  Актуальность  выбранной темы, на мой взгляд, состоит в том, что законодательный  процесс является одной из  самых главных государственных  задач, состоящей в повышении  качества законотворчества как  на федеральном, так и на  региональном уровнях. Главное  в законодательной деятельности - поиск и формулирование компромиссных решений, снижающих уровень общественных противоречий и обеспечивающих

3

классовый мир, с одной стороны, а с другой - позволяющих органам исполнительной власти в рамках действующего законодательства принимать достаточно эффективные управленческие решения.

   Цель  данной работы - изучение концепции  законодательного процесса в  Российской Федерации, его структурных  компонентов организационно-процессуальной  деятельности, установление субъектов законодательного процесса, изучение процедур взаимодействия палат Российского Парламента, выделение основных проблем механизма такого взаимодействия, изучение процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, выделение проблем разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам, установление путей решения проблем механизма принятия законов, предлагаемых современными учеными и практиками.

 Предмет  исследования – конституционно-правовая  концепция законодательного процесса  в Российской Федерации.

  Объект исследования  – нормы конституционно-правового  характера, научная литература, посвященная  вопросам взаимодействия палат  Российского Парламента, процедурам  участия субъектов Федерации  в федеральном законодательном  процессе.

  В настоящей работе исследован порядок осуществления стадий законодательного процесса в Российской Федерации, принципы взаимодействия палат Российского Парламента в механизме принятия законов, особенности принятия федеральных конституционных законов, особенности рассмотрения предложений о поправках к Конституции РФ, установлены роль Президента РФ в законодательном процессе и роль Конституционного суда в законодательном процессе, определены процедуры участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе.

4

 

              Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации.

            1.1. Понятие и субъекты законодательного  процесса, его значение

   Законотворчество - юридическая форма государственно-властной  деятельности посредством выявления,  формирования и утверждения воли народа в виде общеобязательных (законодательных) правил. Необходимость адекватного и полного выражения воли народа в законе, обеспечение в нем должного баланса интересов различных социальных групп, публично-территориальных образований, учет всех возможных положительных и отрицательных последствий введения законодательного регулирования, формирование уже на стадии принятия законодательного решения условий для как можно более полного достижения его целей в последующей правоприменительной практике, защита от принятия произвольных (несправедливых, несоразмерных, непропорциональных) законов настоятельно требуют сотрудничества всех органов государственной власти в законодательном процессе при их подчиненности общим конституционным целям.

   В мировой  практике известны два способа  принятия законов - законодательным  органом или путем референдума.  Наибольшую научную разработку  получило понятие законодательного  процесса, в котором в роли  законодателя выступает законодательный  орган. 

  Конституция РФ характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган (ст. 94), в соответствии с чем законотворчество является основной функцией российского парламента. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права принимать федеральные и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу

5

по отношению  к другим нормативным актам и  прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституционное положение  о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим  органом, обусловливает активную роль парламента в политическом и законодательном процессе.

 В современной  российской юридической литературе  сложилось устойчивое определение  понятия законодательного процесса. Приведем одну из таких достаточно  исчерпывающих формулировок: "Законодательный процесс - регламентированный Конституцией, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов".

  В широком  смысле законодательный процесс рассматривается как порядок деятельности Федерального Собрания РФ по принятию законов - федеральных и федеральных конституционных. В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, законодательный процесс можно представить как конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. В первом случае усиливается роль парламента и одновременно от законодательного процесса отсекаются действия тех, кто подготовил и внес законопроект в парламент, а также тех, кто подписал и обнародовал закон. Такое понимание законодательного процесса представляется уязвимым, поскольку в нем исключаются из законодательной процедуры те шаги, без которых появление закона и его вступление в действие немыслимы.

 В Российской  Федерации Конституция устанавливает основы законодательного процесса и определяет круг субъектов законодательного процесса.

  Значение  законодательного процесса в  первую очередь связано с его  ролью 

6

в механизме  законотворчества.

     Всякое государство выполняет социальную функцию. Его возник­новение и существование связаны с наличием социальной асимметрии в обществе12, которую оно разрешает, совершая управленческие действия в отношении общества. Конкретные пропорции разграничения сфер влияния между государством и гражданским обществом зависят от уровня развития последнего, наличия у него надежных механизмов самоуправления. Однако в любом случае государство определяет «правила» (в том числе и в нормативной форме), в силу которых «игра» различного рода сил должна заканчиваться социальным консенсусом.

  Правотворчество  государства - одна из форм  управления обществом. Нормы законов  являются прямым результатом  деятельности институтов власти  и их исполнение зависит от  того, насколько точно были оценены  возможность и необходимость законодательного регулирования процессов, происходящих в различных сферах государственной и общественной жизни.

 Создание  нормативного акта напрямую связано  с выявлением по­требностей общества, закономерностей его развития, поскольку  в философско-правовом смысле целью законотворчества является со­гласование интересов различных социальных групп общества путем их перевода на язык норм права.

    Введение  в действие закона означает  создание условий, позволяющих  субъектам общества беспрепятственно  и эффективно удовлетворять многообразные интересы и потребности14. Это в свою очередь приводит к качественному и количественному изменению таких потребностей, что вызывает необходимость в установлении новых нормативных регуляторов (т.е. принятии новых законов для регулирования развивающихся отношений в

7

       обществе).

 Таким образом,  закон — это не только результат  восприятия, познания и прогнозирования  законодателем потребностей общества: в отношениях «нормативная среда  - правосознание общества» поступательное развитие одного элемента взаимосвязанно и взаимообусловлено изменениями качественных и количественных характеристик другого.

 С этой  точки зрения, природа законотворчества  заключается в вы­явлении, освоении  существующих интересов личности, общества, го­сударства и влиянии на них через закрепление в юридической форме норм поведения.

   Законодательный  процесс является формально-юридическим  вы­ражением законотворческой функции  государства. Он «отвечает» за  технологию создания закона. В  результате последовательной реализации составляющих его процедур в правовой среде начинает официально действовать новый закон - нормативный акт, создающий, изменяющий или отменяющий нормы права, а значит, влияющий на массовое правосознание общества.

  К субъектам  законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.

Все субъекты законодательного процесса можно разделить на следующие  группы:

- в обязательном  порядке участвующие в законодательном  процессе;

- участвующие  в законодательном процессе в  силу специфики конкретного законодательного  акта.

   К первой  группе относятся те субъекты, чье участие в законодательном

8

процессе обусловлено  их компетенцией, ролью, которую они  играют в жизни государства, - это  депутаты парламента, палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также  иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования. Данные органы и лица всегда участвуют в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовывать предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в России после осуществления права законодательной инициативы принимает участие в работе комитета и участвует в голосовании.

Информация о работе Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии, общая характеристика стадий, особенности принятия отдельных видов феде