Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:13, курсовая работа
В настоящее время учёными весьма активно обсуждается проблема формирования гражданского общества и правового государства. Но в условиях системного кризиса переживаемого нашей страной, все эти рассуждения останутся благими пожеланиями без надлежащего уровня законности и правопорядка. Их укрепление – один из путей преодоления правового беспредела и нигилизма, которые стали неотъемлемыми спутниками повседневной действительности.
Введение. ………………………………………………………….3
Глава 1. Законность.
§ 1.Определение законности……………………………………...5
§ 2.Содержание и признаки………………………………………8
Глава 2.Принципы и гарантии законности.
§ 1.Принципы законности ………………………………………11
§ 2.Понятие и виды гарантий законности ……………………..16
Глава Реализация законности
§ 1.Причины нарушения законности …………………………22
Заключение………………………………………………………30 Библиографический список……………… …………………..33
практика применения
мер юридической
санкции должны
недопустимость изъятия,
исключения из правил об
недопустима обратная сила закона, отягчающего ответственность.
Таким образом, главное требование законности с точки зрения данного принципа заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяние, предусмотренное законом, и только в пределах закона.
§ 2 Понятие и виды гарантий законности.
Препятствием нарушения законности является развитие системы гарантий законности, под которыми понимается обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, посредством которых, обеспечивается законность.12 В юридической литературе выделяются общие и специальные гарантии. К первой группе относятся экономические, политические, нравственно – духовные и общественные гарантии, а ко второй собственно юридические.
Экономические
гарантии – являются одними из основных
гарантий законности. Все существенные
изменения в экономической
Среди
экономических, гарантий выделяют многообразные
формы собственности, существование
предпринимательства, рынка, конкуренции,
многоукладность экономики, рынка
товаров, капиталов, труда. А также
уровень благосостояния страны, ресурсов,
реальные материальные средства обеспечения
юридических прав и обязанностей.
Материальное обеспечение является
основной предпосылкой реальности прав
и свобод, провозглашённых в
Падение жизненного уровня
Политические
гарантии законности – это вся
политическая система, функционирование
всей политической организации общества,
ведущее место в которой
Подлинный демократизм общества, разделение властей, политический плюрализм, гласность, свобода печати являются предпосылками законности. Они, как показал опыт СССР и многих других стран, будут реальными только в условиях функционирования не зависимо от государства гражданского общества, построения подлинно демократического правового государства.13 Таким образом, к политическим гарантиям законности можно отнести как политическую систему в целом, так и отдельные её элементы, принципы функционирования: легитимность власти, разделение властей, наличие и реальная возможность осуществление прав и свобод, политический плюрализм, выражающийся в существовании многопартийной системы.
Духовными
гарантиями законности выступают различные
факторы общественного сознания
и культуры: мировоззрение, правосознание,
признание действующей
Под общественными гарантиями следует понимать сложившийся в стране комплекс мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законности – задача не только государственных органов, но и различных политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, а также органов местного самоуправления, самодеятельных организаций – различных комиссий, квартальных, уличных комитетов и др.
Важное место в ряду
Таким
образом, все экономические, политические,
духовные явления, выражающие, природу
общества с объективной необходимостью
требуют установления законности, порождают
естественную потребность в ней,
предопределяют с большей или
меньшей степенью опосредованности
её упрочнения. Общие гарантии являются
необходимыми, но не единственными
условиями обеспечения
Юридические гарантии – это закреплённые в действующем законодательстве способы и средства непосредственно направленные на обеспечение законности. От того насколько развиты, совершенны эти гарантии, насколько активно и умело пользуются ими государственные органы, общественные объединения, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане, в значительной степени зависит состояние законности в стране.
Существует следующая классификация юридических гарантий, в основу которой положено выделение в их системе четырёх блоков:
1. Дальнейшее
развитие, совершенствование и повышение
эффективности
2.
Внутриведомственный и
Межведомственный контроль осуществляется межведомственными органами, которые наделены правом проверять законность в деятельности не только подчинённых и подотчетных им органов, но также и других органов, не находящихся в их посредственном подчинении.
3. Осуществление
и совершенствование
а) судебные органы. Судебная система
выражается в защите и охране
судами нормально
правовых актов, их соответствие действующей конституции, даёт общеобязательное толкование.15
б)
органы прокурорского надзора. Прокуратура
РФ осуществляет надзоры за исполнением
действующих на территории РФ законов,
принимает меры направленные на устранение
их нарушений и привлечение
в)
органы внутренних дел. В деятельности
органов внутренних дел (ОВД) законность
выражается, во-первых, в том, что
их структура и компетенция
г) органы ФСБ. Федеральные
органы государственной
д.) органы налоговой полиции.18Данные органы являются составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, в частности они, призваны, предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения. Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу экономики «в тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном итоге падение конкурентно способности российского бизнеса.19 И только работа компетентных налоговых органов устранит указанные недостатки налоговой системы РФ и обеспечат тем самым реальные гарантии законности.
ж.)
органы юстиции. Данные органы обеспечивают
реализацию государственную политику
в сфере юстиции. Они координируют
нормотворческую деятельность федеральных
органов исполнительной власти, проводят
юридическую экспертизу нормативных
правовых актов субъектов РФ на предмет
их соответствия Конституции РФ и
федеральным законам, обеспечивают
необходимые условия
4.Иные
специально – юридические
а) жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение, а также судебный порядок защиты прав.
Конституция РФ создаёт
Гражданин может обжаловать решения, акты государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц в вышестоящие по порядку подчиненённости органы, если он считает, что изданный акт нарушает его права.
Судебный порядок защиты прав осуществляется на основании Федерального закона от 27 апреля 1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» с изменениями от 14 декабря 1995г. 21
б) адвокатура, занимает промежуточное положение между общественными и специально – юридическими гарантиями законности. Она представляет собой общественную самоуправляющуюся организацию, добровольное объединение лиц, осуществляющих в соответствии с законом оказание юридической помощи гражданам и организациям по защите их прав и законных интересов, способствующих укреплению законности.
Таким образом, все правовые гарантии законности необходимо изучать в системе, совокупности, которая определяется тем, что задача обеспечения законности является общей для всех отраслей государственной деятельности. Специально – юридические гарантии сильны именно в своей совокупности, тесном сочетании. Ослабление любой из составных частей структурных элементов этой системы непосредственно сказывается на состоянии законности, приводит к её нарушениям и затрудняет возможность их обнаружения и исправления.
Глава 3 Реализация законности.
§ 1 Причины нарушения законности.
Каковы же причины, обусловившие нарушение законности, прав человека, потерю управляемости обществом, дестабилизацию общественных отношений?
Таких причин много, но остановимся на наиболее важных.
1. Во – первых,
законность и обеспечение прав
и свобод человека не возможны
без сильного государства.
Информация о работе Законность, как важнейшая правовая категория