Философия. Основные законы и категории диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:35, реферат

Краткое описание

Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 21.75 Кб (Скачать)

Философия. Основные законы и  категории диалектики. 

Законы  диалектики.

Законы  диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение  между всеобщими, всюду существующими  свойствами или тенденциями  развития материи. Они  не имеют конкретной функциональной формы  и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями  или специфическими группами объектов, а выступают как  универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется  во множестве законов.

Основные  законы диалектики представляют собой связь и  взаимодействие категорий. Более того, они  суть развёрнутые  категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с  одной стороны. С  другой стороны, некоторые  категории сами по себе тоже являются законами.

Например, категория причинности-универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности.

   История познания  начинается с выделения  в природе чего-то  общего, подчиняясь  абстрагирующей деятельности  мышления. Поначалу  это общее отливается  в форму общих  понятий и категорий,  на основе которых  формируются определённые  принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познани в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире,- законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики. 

1

  Категории диалектики.

Категории диалектики - общие  понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи  и отношения реальности. Можно сказать, что  философские категории  воспроизводят свойства и отношения бытия  в максимально  общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.  

В современной диалектике к базовым категориям относят:

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее  в вещах, их внутренних связях и управляющее  ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно  воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых  зависит от строения и действия органов  чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления  причинами. Бывает внешней  и внутренней.

Необходимость - закономерный тип  связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью  существенных условий  их возникновения  и развития.

Свобода - способность человека принимать решения  и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

2

Принципы концепции А.И. Опарина 

Диалектико-материалистический подход к решению  проблемы происхождения  жизни нашел конкретное воплощение в естествознании прежде всего в гипотезе А.И. Опарина, который в 1924 г. изложил основы своей концепции в книге “Происхождение жизни”. Им впервые была разработана конкретно-научная программа экспериментальных исследований данной проблемы.  

Обобщив достижения космологии, органической химии, геофизики, биохимии, геоморфологии, астрофизики  и др., он предложил  гипотезу, объясняющую  закономерный характер химической эволюции в направлении  усложнения ее продуктов  вплоть до образования  простейших живых  существ. А.И. Опарин теоретически предположил и экспериментально доказал возможность образования абиогенным путем органических соединений, которые возникают при действии электрических разрядов, тепловой энергии, ультрафиолетовых лучей на газовые смеси, содержащие пары воды, аммиака, циана, метана, и др. Под влиянием различных факторов внешней среды эволюция углеводородов привела к образованию аминокислот, нуклеотидов и их полимеров, которые по мере увеличения концентрации органических веществ в “первичном бульоне” гидросферы Земли способствовали возникновению коллоидных систем, так называемых коацерватных капель. Последние, выделяясь из окружающей среды и имея неодинаковую внутреннюю структуру, по-разному реагировали на внешнюю среду.  

Исходным  пунктом анализа  А.И. Опарина является материалистический подход к пониманию  сущности живого. “Жизнь, - писал он, - материальна  по своей природе… Это особая, качественно отличная от неорганического мира форма движения материи” [5].  

Говоря  о достоинствах методологии  А.И. Опарина, следует  подчеркнуть его  умение рассматривать  в развитии наиболее сложные аспекты  этой кардинальной мировоззренческой проблемы.

Эта методология помогла  сделать А.И. Опарину  предположение о  том, что условия, в которых происходил процесс зарождения и эволюции жизни, также претерпевали качественные изменения. Было установлено, что  превращениям углеродистых соединений в химический период эволюции соответствовала  атмосфера с восстановительными свойствами. После  того как возникли простые анаэробные формы жизни и  увеличивалось количество кислорода, она постепенно стала приобретать  окислительные характеристики, что в наибольшей мере свойственно  земной атмосфере  в настоящее время.                                    1 

Исходя  из диалектической теории развития и обобщив  богатый материал из биофизики и  биохимии, А.И. Опарин предложил программу  оригинальных модельных  опытов с фазово-обособленными  системами, или пробионтами (коацерватными каплями), для объяснения возникновения и совершенствования обмена веществ живых организмов и таких важных его составляющих, как белки (ферменты и строительный материал для морфологических структур), нуклеиновые кислоты (носители генетической информации), полисахариды и липиды (источник энергии биохимических реакций). Однако самое интересное в данном подходе заключается в том, что “на модели коацерватных капель удается экспериментально продемонстрировать зачатки естественного отбора, той закономерности, которая в дальнейшем легла в основу всей последующей эволюции такого рода открытых, фазово-обособленных, целостных систем, на пути к возникновению простейших организмов” [6].  

Сегодня проблема происхождения  жизни исследуется  широким фронтом  различных наук. Основа такого конкретно-научного подхода заложена А.И. Опариным, которому удалось наметить главные пути исследования конкретных механизмов перехода химической эволюции в биологическую. Вместе с тем велика заслуга А.И. Опарина в постановке и разработке мировоззренческих и методологических проблем в решении вопроса о сущности жизни и ее происхождения. Последовательное применение принципов диалектического материализма в процессе конкретного научного познания позволили А.И. Опарину прийти к выводу, что “возникновение жизни отнюдь не является какой-то “счастливой случайностью”, а представляет собой вполне закономерное событие, неотъемлемую часть общей эволюции Вселенной. С этой точки зрения познание процесса возникновения жизни вполне доступно объективному, научному изучению, не требующему постулирования какого-то предшествующего плана творения” [7]. 
 
 
 
 
 
 

2 
 
 

Происхождение жизни по А.И. Опарину

Согласно  гипотезе советского ученого А. И. Опарина  о происхождении  жизни на

Земле, в воде было растворено огромное количество химических веществ,

которые, вступая между  собой в различные  реакции на протяжении миллиардов

лет, привели к образованию  органического вещества.

Гипотеза  А.И.Опарина о возникновении  жизни на Земле  опирается на

представление о постепенном  усложнении химической структуры и

морфологического  облика предшественников жизни (пробионтов) на пути к живым

организмам. На стыке моря, суши и воздуха создавались  благоприятные условия

для образования сложных  органических соединений. В концентрированных

растворах белков, нуклеиновых кислот могут образовываться сгустки подобно

водным  растворам желатина. А.И.Опарин назвал эти  сгустки коацерватными

каплями или коацерватами.

Труды А.И.  Опарина посвящены  изучению биохимических  основ переработки

растительного сырья, вопросам действия ферментов в живом  организме и проблеме

возникновения жизни на Земле. Его  работы заложили основы технической биохимии

СССР. Исследуя действия ферментов  в различных растениях, А.И.  Опарин пришел

к выводу, что в основе технологии ряда производств, имеющих дело с  сырьем

растительного  происхождения, лежит  биологический катализ.

В результате многочисленных исследований А.И.Опариным были разработаны

рациональные  биохимические основы для технологии производства сахара, хлеба,

чая, вина, табака. Предложенные им научные принципы технологии широко

используются  в пищевой промышленности. Режим длительного  хранения сахарной

свеклы  позволил удлинить  сезон работы сахарных заводов в полтора  раза.

Биохимический контроль на чайных фабриках обеспечивает получение чая  более

высокого  качества.

1

Правильные  методы определения  свойств муки и  составления мучных смесей широко

применяются в хлебопечении. А.И. Опарин создал новое  направление в  области

учения  о ферментах, исследующее  действие ферментов  в живой клетке; его теория

обратимости ферментативных реакций  в живых растениях  позволяет объяснить  ряд

физических  и хозяйственно важных особенностей у культурных растений (их

сахаристость, скороспелость, засухоустойчивость и др.).

Разрабатывая  теоретические основы биологии, А.И. Опарин выдвинул теорию

возникновения жизни на Земле. На основе фактических  материалов из области

астрономии, химии, геологии и  биологии А.И. Опарин предложил гипотезу

развития  материи, объясняющую возникновение жизни на Земле. Проблему

происхождения жизни он рассматривал с материалистической позиции и объяснял

возникновение жизни как определенный и закономерный качественный этап в

историческом  развитии материи.

А.И. Опарин полагал, что  первоначально имело  место образование

белковоподобных соединений, комплексных  коллоидных систем "коацерватов" и

затем первичных живых  тел.

Белково-коацерватная теория Опарина

Основным  ее постулатом было то, что спонтанно  возникавшие в первичном

"бульоне"  белковоподобные  соединения объединялись" в коацерватные капли -

обособленные  коллоидные системы (золи), плавающие в более  разбавленном водном

растворе. Это давало главную предпосылку возникновения организмов -

обособление некой биохимической  системы от окружающей среды, ее

компартментализацию.

Так как некоторые  белковоподобные  соединения коацерватных капель могли

обладать  каталитической активностью, то появлялась возможность  прохождения

биохимических реакций синтеза  внутри капель - возникало  подобие ассимиляции, 
 

2

а значит, роста коацервата с последующим  его распадом на части -

размножением. Ассимилирующий, растущий и размножающийся делением коацерват

Информация о работе Философия. Основные законы и категории диалектики