Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:13, курсовая работа
В настоящее время учёными весьма активно обсуждается проблема формирования гражданского общества и правового государства. Но в условиях системного кризиса переживаемого нашей страной, все эти рассуждения останутся благими пожеланиями без надлежащего уровня законности и правопорядка. Их укрепление – один из путей преодоления правового беспредела и нигилизма, которые стали неотъемлемыми спутниками повседневной действительности.
Введение. ………………………………………………………….3
Глава 1. Законность.
§ 1.Определение законности……………………………………...5
§ 2.Содержание и признаки………………………………………8
Глава 2.Принципы и гарантии законности.
§ 1.Принципы законности ………………………………………11
§ 2.Понятие и виды гарантий законности ……………………..16
Глава Реализация законности
§ 1.Причины нарушения законности …………………………22
Заключение………………………………………………………30 Библиографический список……………… …………………..33
В Конституции закреплены
принципы прочной демократической
государственности: её правовой характер
и социальная ориентация, разделение
властей, признание прав и свобод
человека высшей ценностью, суверенитет
народа. Однако государство в посттоталитарной
России формировалось иным путём.
Оно ориентировалось на интересы
политической элиты, тесно сомкнувшихся
с крупными собственниками (олигархами).
Государство оказалось
Произошло ослабление российской
государственности. Нельзя не отметить,
что под эти процессы подводилась
«теоретическая» база, обосновавшая
сужение сферы деятельности государства,
его «минимализацию». Такая позиция
абсолютно не приемлема в обществе,
вступившем на путь кардинальной перестройки
общественных отношений, перехода к
демократии, свободному рынку, признания
многообразия форм собственности.
Жестко централизованное управление обществом
было устранено без создания правовой
основы государственного воздействия
на новые формирующиеся
Формирование правового государства и установление режима законности – задача необычайно трудная и её решение возможно лишь в результате многих десятилетий целенаправленных усилий всего общества, связанных как с преодолением наследия прошлого, так и тех серьёзных ошибок и просчётов, которые были допущены в последние годы. Создание сильного государства, основанного на праве – необходимое условие установление режима законности в стране.
Между тем нельзя отождествлять
«сильное» государство с
2. Во-вторых, законность
невозможна без четко
Ослабление российской
государственности неизбежно
В Конституции РФ закреплен широкий спектр традиционных институтов, гарантирующих права и свободы человека (судебные и административные формы защиты) и новых, которые не обрели ещё прочных традиций в российской правовой системе и практике: деятельность Президента, Правительства, Уполномоченного по правам человека.
Итак, судебная защита, которая гарантированна каждому ст. 46 Конституции РФ, пока ещё крайне неэффективна. Это связано со слабым финансированием судов, огромным потоком жалоб и исков, которые очень трудно разбирать из-за нехватки судебных кадров. Положение усугубляется и отсутствием правовой культуры и информированности населения, прочно утвердившимся в общественном сознании недоверием к государству и его органам, слабой надеждой на оперативное и справедливое рассмотрение дел. Даже не смотря на то, что 27 апреля 1993г. принят закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»,23 приняты Уголовный, Гражданский кодексы, Арбитражно – процессуальный кодекс судебная защита, признанная во всем мире как наиболее действенный механизм защиты прав человека, в нашей стране набирает силу крайне медленно.
Крайне неблагополучно положение
и с несудебными формами защиты
прав человека, и, прежде всего с
административными способами. Статья
33 Конституции отмечает: «Граждане
Российской Федерации имеют право
обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения
в государственные органы и
органы местного самоуправления». Это
право дополняет судебную систему
защиты, создаёт возможность выбора
форм процедур защиты – судебных
или административных. Его реализация
в соответствии с процедурами, отвечающими
современными требованиями защиты прав
человека от любых незаконных действий
способствовала разгрузке судов. Однако,
в России до сих пор нет федерального
закона о рассмотрении обращений
граждан в органах
Необходимо принятие федерального закона об обращениях граждан, который должен определить основные положения, касающиеся порядка рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб, предельные сроки и процессуальные особенности такого рассмотрения, виды принимаемых решений и их юридическую силу.
Огромный вред укреплению
законности в стране и охране прав
граждан приносит отсутствие реальной
ответственности
Все эти обстоятельства ослабляют реальную гарантированность прав человека, не способствует восстановлению нарушенных прав и свобод, пресечению нарушения законности.
Ещё сложнее создавать те механизмы и процедуры защиты прав человека, которые не имеют корней в отечественной правой практике. Речь идёт прежде всего о процедурах, на которые должен опираться Президент, являющийся согласно ст. 80 Конституции гарантом прав и свобод граждан. Конституция не содержит указания на те формы, в которых должна осуществляться эта деятельность. При Президенте РФ создана Комиссия по правам человека,26 которая должна стать эффективным механизмом, способствующим участию Президента в защите прав и свобод человека. К сожалению её работа освещается слабо в средствах массовой информации. Между тем, придание гласности работе Комиссии было бы крайне необходимо, поскольку нарушение прав и свобод человека приобретает широкий характер.
Таким образом, следует задачей первостепенной важности приведение в действие всех юридических механизмов защиты прав человека, предусмотренных Конституцией РФ.
3. Предпосылкой
законности выступают правовые
предписания, содержащиеся в
“Первым условием законности,– пишет П.И. Стучка,– является сам закон”.27
В числе отрицательных моментов, относящихся к нормативной основе законности, назовем такие, как принятие законов, которые заведомо невыполнимы, не обеспечены механизмом реализации, разработаны без учета достижений юридической техники или отражают отраслевые либо корпоративные интересы.
Очевидно, наиболее значимые отношения регулируются и законами и подзаконными актами (акты президента, правительства, министерств и др.). Такие акты по своей юридической силе стоят ниже законов и не должны им противоречить, обходить или расходиться с их предписаниями.
На
страницах печати нередко пишут
о необходимости повышения
Порядок в законотворчестве, – отмечается в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, – должен быть подкреплен жесткой дисциплиной ведомственного нормотворчества...
Многие ведомственные акты либо повторяют нормы законов, указов президента и постановлений правительства, либо извращают их суть.
Не искоренена практика, когда ведомственными актами вводятся дополнительные обязанности граждан. Появляется основа для ведомственного произвола. К тому же, как правило, люди узнают о существовании такой инструкции только в кабинете чиновника. Такие инструкции недоступны для ознакомления и противоречат Конституции и другим законам Российской Федерации. Все инструктивные документы должны быть доступны и отвечать за это должны сами ведомства. 28
Таким образом, закон должен быть качественно совершенным и эффективно действующим, поскольку закон по своей природе предписывает определённое поведение, содержит известные требования соблюдение которых ведёт к обеспечению законности.
4. Законность в обществе
может существовать, лишь опираясь
на массовое общественное
Народ России оказался
в беспрецедентной ситуации. В
течении ХХ столетия дважды
пытались круто изменить его
общественное сознание, навязывая
ему новые принципы и устои
жизни. Насильственная ломка
Такое насилие над сознанием неизбежно сопровождается нарушениями законности, поскольку закон зачастую используется лишь в целях защиты властных структур и политической элиты.
Стабильность, устойчивость развития, законность несовместимы с навязыванием обществу идей и принципов, которые противоречат его общественному сознанию и нравственным установкам.
Заключение.
Реализация
законов и иных нормативных правовых
актов остаётся одной из наиболее
острых и болезненных проблем
российского общества. Есть сферы
общественных отношений достаточно
чётко регламентированные, однако предписания
законов остаются там нереализованными
или реализованными не в полной мере.
Причина этого - тяжёлое экономическое
положение страны, отсутствие финансового
обеспечения принимаемых
В этой связи, следует отметить,
что ряд положений Конституцией
не могут быть реализованы в результате
отсутствия экономической обеспеченности.
Так, взять, например статью 2 Конституции
РФ: «Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью». В
статье 7-й Российская Федерация
провозглашена «социальным
Отсутствие финансирования ставит под вопрос существования науки и культуры, ведёт к нарушению интеллектуальных и культурных прав граждан.
Отсутствие материальной базы делает практически недоступным для граждан судебную защиту, а также несудебные формы защиты прав человека. Все правоохранительные органы страны задыхаются в тисках финансового и экономического кризиса и неспособны эффективно выполнять свои функции по защите прав человека. Сложившееся положение способствует росту преступности, коррупции, бесконтрольному вывозу капитала за рубеж, развалу отечественного производства.
Экономическая слабость серьезная проблема России. На первый взгляд экономика страны сейчас выглядит не плохо. Увеличился экономический рост, удалось создать новые рабочие места, численность безработных сократилась на 700 тысяч человек, реальные доходы граждан выросли почти на 6 проценов.29 Но нужно отметить, сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично только на фоне вчерашних, между тем они весьма скромны с другими странами, которые развиваются гораздо быстрее и устойчивее чем Россия. Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства.
Информация о работе Законность, как важнейшая правовая категория