Законы и правовые формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы – законы организации: общая характеристика и практическое значение. Курсовая работа состоит из содержания, листа заданий, аннотации, введения, 3-х глав, заключения, приложения и библиографического списка. В содержании курсовой работы указаны ее основные разделы. Во введении обозначена актуальность выбранной темы, поставлена цель исследования, в соответствии с целью выделен ряд задач, которые необходимо решить в ходе исследования.

Файлы: 1 файл

курсовая все.docx

— 95.65 Кб (Скачать)

Аннотация

        Тема  данной курсовой работы – законы организации: общая характеристика и практическое значение. Курсовая работа состоит из содержания, листа заданий, аннотации, введения, 3-х глав, заключения, приложения и библиографического списка. В содержании курсовой работы указаны ее основные разделы. Во введении обозначена актуальность выбранной темы, поставлена цель исследования, в соответствии с целью выделен ряд задач, которые необходимо решить в ходе исследования. Также во введении указаны объект и предмет исследования работы и научная разработанность проблемы. В первой главе содержится описание теоретических аспектов законов организации, которые включают понятие организации, зависимости, закона, закономерности, а также основные законы и принципы организации. Вторая глава курсовой работы посвящена практическому значению законов организации, которое включает особенности взаимосвязи законов организации и особенности использования законов организации в практической деятельности на примере  ООО «Взаимодействие». В третьей главе приводится использование законов организации на практике. В заключении дан вывод основных положении курсовой работы. Библиографический список включает 12 основных источников литературы. В приложении указаны основные графики и чертежи, используемые в курсовой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Когда речь идет об управлении, о создании новых или совершенствовании деятельности функционирующих предприятий, учреждений, одним из самых употребляемых понятий являются организация, организатор, организованность, организационная структура, организационная культура, организационное поведение, организация производства, организация труда и отдыха и многие другие. Это обусловлено тем, что именно в организациях или при их содействии осуществляется человеческая деятельность.

 В организациях тесно переплетаются интересы личности и групп, мотивы и ограничения, дисциплина и свободная творческая деятельность. Каждая организация отличается от другой своим обликом, культурой, целевой направленностью, жизнеспособностью, конкурентоспособностью и другими характеристиками. Поэтому люди стремятся внести определённую упорядоченность, согласованность в свою личную, производственную и общественную жизнь, стремятся объединить свои усилия для реализации определённых программ или достижения личных и общественных целей.

    Итак, темой данной курсовой работы являются законы организации: общая характеристика и практическое значение. Данный вопрос в современной системе образования является достаточной актуальным, поскольку необходимость рационально согласовывать и объединять усилия людей для достижения целей вызвала большой интерес к научному осмыслению организационной деятельности и привела к возникновению и развитию целого ряда наук и организационных теорий, которые с различных точек зрения рассматривают общие и частные вопросы построения, организации функционирования, развития и совершенствования организаций.

   Цель данного исследования – изучить особенности законов организации, их общую характеристику и практическое значение, в соответствии с поставленной целью мы можем выделить следующие задачи курсовой работы: раскрыть значение понятий организация, зависимость, закон, закономерность, показать основные задачи и принципы организаций, выявить практическое значение законов организации, определить использование законов организации на практике.

  Объектом исследования данной курсовой работы сущность законов организации.

 Предмет исследования – общая характеристика законов организации, а также их практическое значение.

   Для изучения данной  проблемы мы обратились к научным  работам таких авторов, какВеснин В.Р., Олянич Д.В., Мильнер Б., Лапыгин Ю.Н., Алиев В.Г., Иванова Т.Ю. и других,   раскрывших в своих исследованиях общую характеристику и практическое применение законов организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические аспекты законов организации

1.1.Понятие организация, зависимость, закон, закономерность

   В настоящее время в связи с развитием технологий исчезла экономическая стабильность, а с ростом конкуренции, изменилась роль потребителя. В подобной, ориентированной на клиента экономической ситуации организации действуют на стремительно меняющемся рынке. Конкуренция между ними привела к дроблению массового рынка на небольшие ниши, где потребитель диктует свои условия производителям, а не наоборот.

Таким образом, представления  об идеальной организации как стабильной, полностью управляемой, имеющей жесткую иерархическую структуру и т. п., уступают место идеям о гибкой структуре управления деловыми процессами и его постоянной реорганизации. Неизменность организационной структуры оборачивается недостатком — она не позволяет

мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Способность предприятия быстрее и легче адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, предлагать новые продукты и услуги раньше конкурентов становится главным козырем в бескомпромиссной конкурентной борьбе.

Организация — функция  управления, и, прежде чем обратиться к организационным проблемам, важно исследовать природу управления.

Итак, вначале мы обратимся  к определению таких понятий, как организация, зависимость, закон, закономерность.

   Слово «организация» происходит от греч.оrganon, что в переводе означает «орудие», «инструмент». Другим значением этого слова является «орган», то есть часть целого, которая выполняет определённые функции (например, орган как часть организма или организации).

   Предполагают, что  слово «организация» вначале означало «обладание органами», т.е. определённую совокупность частей, функционально специализированных и приспособленных к нуждам целого.

В различных словарях даётся много определений этого понятия. Например, в энциклопедическом словаре даётся следующее определение: «Организация (франц. оrganisation от позднелат. organizo–«сообщаю стройный вид, устраиваю») – это 1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого. 2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию связей между частями целого. 3. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Соотносится с понятиями системы, структуры, управления».

М. Мескон, М. Альберт и  Ф. Хедоури считают, что организация  – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Б. Мильнер пишет, что организация  представляет собой сознательно  координируемое социальное образование с определёнными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

   «Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, созданное и функционирующее для достижения определённой цели или целей. Среди главных целей организации можно назвать следующие: выживание, рост, получение высокой прибыли, выпуск определённой продукции, оказание услуг и др». [Семиков В.Л. Теория организации. – М.,2008. – С.35]

   Таким образом, организацию можно рассматривать как процесс, как состояние и как вид системы.

Организация как процесс  представляет собой одну из основных функций управления. Основной целью организации как процесса является создание новых или совершенствование ранее созданных и функционирующих систем и координация деятельности отдельных элементов. Поэтому организовать – значит, либо создать систему вновь, либо улучшить её состояние в процессе функционирования в соответствии с поставленными целями, а также с учётом меняющихся внешних и внутренних условий.

   Организация как состояние системы рассматривается как организованность системы, как её организационное состояние.

   Организация как определенный вид социальной системы означает форму объединения людей для их совместной деятельности по достижению поставленных целей в рамках определённой структуры; общественное объединение, государственное, хозяйственное и другое учреждение.

   Организация как средство достижения целей использует выделение в её составе структурных подразделений, их специализацию, мотивацию, власть, лидерство.

   Связь между входом и выходом системы называют зависимостью. Как отмечает Алиев В.Г., «она может включать общие положения, характерные для организаций всех типов, независимо от отрасли, территории, страны, и особенное, отражающее специфику конкретной организации. Зависимости могут быть объективными и субъективными, кратковременными и долговременными.(См. Приложение 1)

Объективно существующие, повторяющиеся зависимости явлений  общественной жизни, в том числе  в деятельности организаций, принято  называть закономерностями, которые  затем могут превратиться в законы». [Алиев В.Г. Теория организации. – М., 2008. – С. 145]

   Законы отражают общие закономерности, связи, зависимости, которые присущи всем явлениям, процессам, организациям данного типа или класса, являются общепринятой нормой для большинства людей и организаций, а также получили признание и поддержку ученых и практиков. Законы и закономерности имеют механизм действия и механизм реализации.Важным условием эффективной деятельности любой организации является четкое согласование механизма действия и реализации, т.е. закона, закономерности и механизма их реализации. Невыполнение требованийзакономерностей и законов организации приводит, как правило, к нарушениям в деятельности предприятий, организаций, учреждений.

 

1.2.Основные законы  и принципы организации

   Смирнов Э.А. отмечает такие основополагающие законы организации, как закон синергии, самосохранения, развития, информированности-упорядоченности, единства анализа и синтеза, композиции и пропорциональности.

   Для любой организации существует такой набор элементов, при котором её потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в неё элементов (людей, компьютеров и т.п.), либо существенно меньше.

   Синергизм, синергия (от греч. synergeia - сотрудничество, содружество) – совместное действие каких-либо систем, процесс усиления или ослабления потенциалов какой-либо системы. В настоящее время пока не научились с достаточной степенью точности измерять синергетический эффект. Однако в различных организациях накапливают статистические материалы о влиянии синергии на эффективность деятельности организации, моделируются различные условия её достижения.Для успешной реализации закона синергии используется ряд эвристических методов, среди которых наиболее распространенными являются: метод «мозговой атаки», «свободных ассоциаций», «вопросов и ответов» и др.Применительно к организации синергия – это «такое приращение ресурсного потенциала организации в процессе совместной деятельности ее членов для достижения поставленной цели, при котором полученный результат больше-меньше, чем простое сложение используемых ресурсов».

   Потенциал может меняться пропорционально привлечению дополнительных ресурсов или скачкообразно. (См. Приложение 2)

Закон самосохранения формулируется  следующим образом: каждая система  стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого  весь свой потенциал, все свои ресурсы. При этом, общая сумма ресурсов (воздействий), направленных на сохранение или дальнейшее развитие организации должна быть больше суммы внутренних и внешних разрушительных ресурсов (воздействий).

   К внутренним факторам можно отнести: философию организации, качество деятельности организации, использование ресурсов и технологии, качество маркетинговой деятельности.

   Именно внутренние факторы в значительной степени являются при-чиной неудач (до 90 %) американских фирм, которые связывают их с не-опытностью и низким уровнем квалификации менеджеров, злоупотреблениями.К внешним факторам относят: экономические, политические, демографические, уровень развития науки и техники, уровень конкуренции на рынке.

   «Знание закона самосохранения организации позволяет руководству организации обеспечивать безопасность организации. Мероприятия по обеспечению безопасности должны разрабатываться на стратегическом и оперативном уровнях.

На стратегическом уровне обеспечения безопасности проводится серьезная аналитическая работа по выявлению потенциальных угроз организации и её руководству со стороны конкурентов». [Семиков В.Л. Теория организации. – М.,2008. – С.35]

На оперативном уровне обеспечение безопасности организуется охрана организации и её подразделений, материалов и готовой продукции.

   Закон развития формулируется следующим образом: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

   Развитие – это необратимый процесс изменения материи и сознания.

   Выделяют две формы развития: эволюционную, которая связана с постепенными количественными и качественными изменениями; революционную, которая характеризуется скачкообразным неосознанным переходом от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания.

   Развитие может иметь две основные формы: прогресс – это переход от менее развитого к более совершенному и регресс - это деградация, возвращение к отжившим, неэффективным формам. Прогресс и регресс тесно связаны между собой и составляют определенное единство.

   Закон информированности-упорядоченности гласит, что чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

Информация о работе Законы и правовые формы