Налог на добавленную стоимость как правовая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить правовую сущность налога на добавленную стоимость, изучить порядок взимания налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь и Таможенном Союзе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3
Налог на добавленную стоимость: история и современность………...............5
2 Порядок взимания налога на добавленную стоимость на территории Республики Беларусь………………………………………………….....................10
2.1 Плательщики и объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость………………………………………………………………….………...10
2.2 Момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и ставки налога на добавленную стоимость……………………..…….…...13
2.3 Налоговые вычеты и порядок их применения, налоговый и отчетный периоды по налога на добавленную стоимость ………………...……………..…15
3 Налог на добавленную стоимость и его место в налоговой системе Таможенного союза………………………………………………….......................21
3.1 Налоговая база по налогу на добавленную стоимость и налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость ……………………………………….……....21
3.2 Предоставление подтверждающих документов при экспорте и импорте
товаров………………………………………………………………………………22
3.3 Налогообложение услуг, выполнения работ………………………………….25
Заключение………………………………………………………………….………29
Список использованных источников……………………………………………...30
Приложения…………………………………………………………………...…….32

Файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 122.73 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛАРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

               по дисциплине: Налоговое право

                на тему: Налог на добавленную стоимость как правовая категория

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФП, 4 курс, ДХП-3                                                                                            

 

 

 

Руководитель

Ассистент                                                                                                           Д.В. Петроченков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая  работа 36 с., 1 таблица, 11источников, 1 приложение

 

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС, НАЛОГИ, НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ, ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ, ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

 

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере между плательщиками налогов, сборов (пошлин) и государством в лице налоговых органов.

Предмет исследования – национальное и зарубежное законодательство, регулирующее порядок взимания и уплаты налога на добавленную стоимость, а также труды ученых-правоведов по данной тематике.

Цель работы: определить правовую сущность налога на добавленную стоимость, изучить порядок взимания налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь и Таможенном Союзе.

Методы исследования: формально-юридический, исторический, структурно-функциональный, статистический.

Область возможного практического  применения: проведенный анализ порядка взимания налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь и Таможенном союзе и сделанные выводы могут использоваться при изучение курсов финансового права, налогового права, налогов и налогообложения, таможенного права.

Автор работы подтверждает, что приведенный в  ней анализ правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

_____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………….......3

  1. Налог на добавленную стоимость: история и современность………...............5

2 Порядок взимания налога на добавленную стоимость на территории Республики Беларусь………………………………………………….....................10

2.1 Плательщики и объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость………………………………………………………………….………...10

2.2 Момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и ставки налога на добавленную стоимость……………………..…….…...13

2.3 Налоговые вычеты  и порядок их применения, налоговый и отчетный периоды по налога на добавленную стоимость ………………...……………..…15

3 Налог на добавленную стоимость и его место в налоговой системе Таможенного союза………………………………………………….......................21

3.1 Налоговая база  по налогу на добавленную стоимость  и налоговые ставки по налогу  на добавленную стоимость ……………………………………….……....21

3.2 Предоставление подтверждающих документов при экспорте и импорте

товаров………………………………………………………………………………22

3.3 Налогообложение услуг,  выполнения работ………………………………….25

Заключение………………………………………………………………….………29

Список использованных источников……………………………………………...30

Приложения…………………………………………………………………...…….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Государство, выражая интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  др. Регулирующая функция государства  в сфере экономики проявляется  в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета  и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и  других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.

Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием  государства.  
В современном понимании, налог – это обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

Налог на добавленную стоимость традиционно  относят к категории универсальных  косвенных налогов, которые в  виде своеобразных надбавок взимаются  через цену товара. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налог на добавленную стоимость считается  одним из самых сложных налогов, существующих в налоговой системе  Республики Беларусь. Однако он является весьма важным налогом для государства  и поэтому его изучению большое  внимание уделяют экономисты, менеджеры, юристы и иные специалисты.

 

 

 

 

 

  1. Налог на добавленную стоимость: история и современность

 

 

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взымаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий. [11]

 Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (дохода, капитала) и иного влияния, которое налог оказывает на гражданина, юридическое лицо и в целом на народное хозяйство как единое целое. Поэтому экономическая природа налога лежит в сфере производства и распределения, в том числе в системе государства. Она раскрывается в том, что налоги выступают косвенным регулятором развития экономики, являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования, одним из способов регулирования дефицита бюджета, распределения и перераспределения доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности  налоговой системы достигается  тем, что в течение года никакие  изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов  и платежей) должен быть стабилен в  течение нескольких лет. Систему  налогообложения можно считать  стабильной и, соответственно, благоприятной  для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой  системы, наиболее значимые льготы и  санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы  экономической целесообразности). Частные  изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они  были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц  до начала нового хозяйственного года.

Стабильность  налогов означает относительную  неизменность в течение ряда лет  основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов  и ставок, определяющих взаимоотношения  предпринимателей и предприятий  с государственным бюджетом. К  таким наиболее значимым налогам  можно отнести налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на прибыль.

Налог на добавленную стоимость – относительно новый налог. Впервые он был введен пятьдесят один год назад во Франции. С тех пор он стал одним из основных источников налоговых поступлений  во многих странах мира, находящихся на разных этапах социально-экономического развития. [9, c. 11] Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Она рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (т.е. выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т.д.). [11] Классический налог на добавленную стоимость – это:

- универсальный  налог, распространяющийся на  все виды деятельности, связанные  с производством и реализацией  товаров и услуг;

- налог  на потребление с широкой налоговой  базой, охватывающий в принципе  все товары и услуги, приобретаемые  для конечного потребителя;

- налог,  взимаемый на всех стадиях  производства товаров и услуг,  когда налогоплательщики имеют  право вычета из своих налоговых  обязательств налог на добавленную  стоимость, уплаченного при покупке  товаров и услуг, используемых  для осуществления предпринимательской  деятельности;

- косвенный  налог, уплачиваемый продавцом  товаров и услуг, причем фактическое  бремя налога перемещается от  продавца к покупателю через  цены. [9, c.11]

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее значимых в структуре  налоговых платежей. В 2007 г. он занимал 18,64% в доходах консолидированного бюджета и 9,1% в ВВП.

Как уже  отмечалось, налог на добавленную  стоимость относится к группе косвенных налогов и включается в отпускную цену товаров (работ, услуг). Налог на добавленную стоимость  представляет собой изъятие в  бюджет части прироста вновь созданной  стоимости, возникающей на всех стадиях  производства и реализации.

Налог на добавленную стоимость широко применяется  в налоговых системах практически  всех стран мира. Это объясняется  в первую очередь универсальностью данного налога, который охватывает не только внутренний и внешний товарооборот государства, но и произведенные  работы и услуги.

Применение  налога на добавленную стоимость  имеет ряд преимуществ. К ним  можно отнести то, что широкая  база налогообложения обеспечивает устойчивый источник поступлений в  бюджет и одновременно предохраняет от влияния колебаний в потреблении  реализованных товаров. Однотипность в исчислении налога при любом  обороте облегчает контроль за налогообложением, упрощает процедуру удержания налога.

Схема взимания налога на добавленную стоимость  была предложена французским экономистом  М. Лоре в 1954 г. Широкое применение и  возможность его унификации позволили  данному налогу стать основой  налоговой гармонизации государств, объединяющихся в региональные экономические  союзы.

Государства могут применять налог на добавленную  стоимость, различающийся по принципам  изъятия, способам исчисления и типам  налогообложения. Определение принципа изъятия налога наиболее актуально  при осуществлении внешнеэкономической  деятельности. В мировой практике косвенные налоги взимаются на основании  двух основных принципах: принципа страны происхождения и принципа страны назначения. Принцип страны происхождения  подразумевает налогообложение  экспорта и освобождение импорта, налог  в этом случае поступает в бюджет страны производителя-экспортера. При  использовании принципа страны назначения налогообложению подвергают импорт, а экспорт товаров (работ, услуг) освобождается от налогообложения. При этом принципе прибегают к  таможенному регулированию –  взимая налог с импортируемых  товаров, компенсируют его экспортерам. Из двух принципов второй считается  более предпочтительным, так как  он больше соответствует экономической  сущности налога на добавленную стоимость  как налога на потребление и позволяет, не прибегая к административным мерам, поддерживать отечественного производителя-экспортера. Само взимание налога на добавленную  стоимость при использовании  по принципу страны назначения является внутренним делом государства и  не сказывается на налогообложении  в другой стране, однако при его  реализации необходим таможенный контроль за уплатой налога по ввозимым товарам.

Самым распространенным методом исчисления налога на добавленную  стоимость (на который перешла и  Республика Беларусь с 2000 г.) является косвенный метод вычитания или  зачетный метод по счетам. Этот метод  получил также название счет-фактурного (инвойсного) от названия основного носителя налоговой информации – счета-фактуры (инвойса). В основе механизма исчисления лежит принцип зачета ранее уплаченных сумм налога при приобретении товаров (работ, услуг). Каждый последующий продавец уплачивает только ту сумму налога, которая начисляется на вновь созданную в процессе обращения стоимость. Данный способ расчета позволяет реализовать заложенное в него юридическое и техническое преимущество, так как при наличие инвойса поставщика становится принципиальным моментом при совершении сделки. Инвойс отражает основную информацию для налогообложения: стоимость сделки как базы для начисления налога и валовой налог на добавленную стоимость по установленной ставке. При реализации товара инвойс позволяет проследить движение товара, процесс сбора налога приобретает практически автоматический характер, а роль налоговых органов сводится к контролю за обязательствами партнеров-плательщиков.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость как правовая категория