Налог на добавленную стоимость как правовая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить правовую сущность налога на добавленную стоимость, изучить порядок взимания налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь и Таможенном Союзе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3
Налог на добавленную стоимость: история и современность………...............5
2 Порядок взимания налога на добавленную стоимость на территории Республики Беларусь………………………………………………….....................10
2.1 Плательщики и объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость………………………………………………………………….………...10
2.2 Момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и ставки налога на добавленную стоимость……………………..…….…...13
2.3 Налоговые вычеты и порядок их применения, налоговый и отчетный периоды по налога на добавленную стоимость ………………...……………..…15
3 Налог на добавленную стоимость и его место в налоговой системе Таможенного союза………………………………………………….......................21
3.1 Налоговая база по налогу на добавленную стоимость и налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость ……………………………………….……....21
3.2 Предоставление подтверждающих документов при экспорте и импорте
товаров………………………………………………………………………………22
3.3 Налогообложение услуг, выполнения работ………………………………….25
Заключение………………………………………………………………….………29
Список использованных источников……………………………………………...30
Приложения…………………………………………………………………...…….32

Файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 122.73 Кб (Скачать)

Механизм  исчисления не является основополагающим в формировании подходов к экономической  сущности налога. Главным является определение объекта налогообложения, то есть того, что понимается под  добавленной стоимостью. Наиболее точно  отражающим сущность налога является налог на чистое потребление. Налогом  облагается любая сделка купли-продажи  на всех этапах производства и реализации товаров, причем ставка налога применяется как к стоимости (цене) покупок, так и к стоимости (цене) продаж. Причитающаяся к уплате в бюджет сумма налога определяется как разность между налогом на готовый продукт (налог на продажи) и налогом на закупаемые для хозяйственной деятельности ресурсы (налог на покупки). В результате одна и та же добавленная стоимость никогда не облагается налогом дважды. На стадии розничных продаж сумма всех добавленных стоимостей между продажами и покупками будет равна потребительской цене товара минус налог. Все субъекты при этом выступают исключительно как сборщики налоги, а реальным плательщиком является конечный потребитель. Данный механизм обладает рядом преимуществ: позволяет эффективно воздействовать на экономические процессы в обществе, стимулировать производство и новые технологии, а при сочетании с зачетным способом исчисления, применяя принцип страны назначения, избежать кумулятивного эффекта и ценовых диспропорций и способствовать улучшению баланса страны.

В отличие  от налога на добавленную стоимость  потребительского типа налог на добавленную  стоимость на доходы предусматривает  неполный вычет сумм налога, уплаченных при приобретении оборудования, нематериальных активов и других элементов производства. Здесь производится только вычет  части налога по приобретенным товарам. Поскольку предусматривается налогообложение  прироста инвестиционных объектов, такой  тип налога на добавленную стоимость  теряет свойства чистого налога на потребление, косвенно тормозит процессы инвестирования.

Третий  тип – налог на добавленную  стоимость на валовый продукт  –  предусматривает налогообложение  валового продукта, полученного за определенный период. Из общего объема продаж допускается вычет покупок  только тех ресурсов, которые непосредственно  использовались в данном отчетном периоде. Такой тип налога не стимулирует  инвестиционные процессы, размывает  понятие добавленной стоимости  как вновь созданной в сфере  производства и потребления.

Налог на добавленную стоимость был введен в Республике Беларусь в 1992 г. вместо налога с продаж и широко применяемого налога с оборота. Механизм исчисления существенно отличался от общеевропейского налогообложения. Расширение внешнеэкономических  связей и вступление Республики Беларусь в региональные экономические союзы  оказало существенное влияние на практику взимания и исчисления налога. На сегодняшний день Республика Беларусь применяет зачетный метод исчисления налога по типу налога на добавленную  стоимость на доходы с отдельными видами ограничений налоговыми вычетами. [8, c. 82-84]

Таким образом, налог на добавленную стоимость является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов, поскольку:

- обеспечивает регулярность поступления налогов;

- обладает высокой степенью универсальности;

- дает значительные поступления в бюджет.

Эти его свойства сделали этот вид налога весьма распространенным в мировой практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Порядок взимания налога на добавленную стоимость на территории Республики Беларусь

 

 

2.1. Плательщики  и объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость

 

 

С 01.01.2010 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 29.12.2009 № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую  часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими  силу некоторых законодательных  актов Республики Беларусь и их отдельных  положений по вопросам налогообложения». Названным Законом отменен ряд  законодательных актов, регулирующих вопросы налогообложения. В настоящее  время основополагающим нормативным  правовым актом в области налогового права является Налоговый кодекс Республики Беларусь. [7, c. 4]

В главе 12 Особенной части Налогового кодекса  Республики Беларусь, вступившей в  силу с 01.01.2010 г., изложен порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. В связи с этим с указанной даты отменяется Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость». [7, с. 5]

Состав  плательщиков налога на добавленную  стоимость по сравнению с Законом  Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» не изменился. Так, в соответствии со ст. 90 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

    1. Организации;
    2. Индивидуальные предприниматели с учетом особенностей, установленных ст. 91 Налогового кодекса Республики Беларусь;
    3. Физические лица. [2]

Под организациями, уплачивающими налог на добавленную  стоимость, в соответствии с п. 2 ст. 13 Налогового кодекса Республики Беларусь понимаются:

- юридические лица Республики  Беларусь;

- иностранные и международные  организации, в том числе не  являющиеся юридическими лицами;

- простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

- хозяйственные группы.[1]

Индивидуальные  предприниматели признаются плательщиками  налога на добавленную стоимость  только в случаях, предусмотренных  ст. 91 Налогового кодекса Республики Беларусь, а именно при реализации товаров (работ, услуг), имущественных  прав, если выручка от реализации товаров  (работ, услуг), имущественных прав (за исключением выручки от реализации при осуществлении деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40000 евро по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев.

Индивидуальные  предприниматели имеют право  уплачивать налог на добавленную  стоимость в порядке, предусмотренном  главой 12 Налогового кодекса Республики Беларусь, независимо от возникновения  обстоятельства, указанного выше.

Индивидуальные  предприниматели признаются плательщиками  в течение двенадцати последовательных календарных месяцев начиная  с месяца возникновения обязательств по исчислению и уплате налога на добавленную  стоимость в отношении всех объектов налогообложения.

Физические  лица признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, в случаях предусмотренных Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, - при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Налоговое законодательство устанавливает особенности  налогообложения при реализации товаров (работ, услуг), имущественных  прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями. В соответствии со ст. 92 Налогового кодекса Республики Беларусь при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в  Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в  налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость  возлагается на состоящих на учете  в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные  права.

Иностранные организации, в том числе генеральные  подрядчики, субподрядчики, осуществляющие строительство или сборку объектов и состоящие на учете в налоговых  органах Республики Беларусь, уплачивают налог на добавленную стоимость  с начала осуществления такой  деятельности на территории Республики Беларусь.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных  прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах  Республики Беларусь, на основе договоров  поручения, комиссии и иных аналогичных  гражданско-правовых договоров обязанность  по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость  возлагается на состоящих на учете  в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе таких договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Положения ст. 92 Налогового кодекса Республики Беларусь распространяются на организации  и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых  органах Республики Беларусь и вовлекающих  в хозяйственный оборот (в том  числе на основании договоров, устанавливающих  оказание услуг по заключению договора на приобретение (реализацию) работ (услуг), имущественных прав) на территории Республики Беларусь работы (услуги), имущественные  права, реализуемые иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых  органах Республики Беларусь.[2]

Объекты налогообложения налогом на добавленную  стоимость указаны в ст. 93 Налогового кодекса Республики Беларусь. К ним  относятся:

1. обороты по реализации товаров  (работ, услуг), имущественных прав  на территории Республики Беларусь;

2. ввоз товаров на таможенную  территорию Республики Беларусь  и (или) иные обстоятельства, с  наличием которых настоящий Кодекс, Таможенный кодекс Республики  Беларусь и (или) акты Президента  Республики Беларусь связывают  возникновение налогового обязательства  по уплате налога на добавленную  стоимость. [2]

В Особенной части Налогового кодекса  Республики Беларусь не отражены особенности  определения объектов основных средств  и нематериальных активов для  целей исчисления налога, которые  ранее были приведены ст. 2 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость». Это свидетельствует о том, что отнесение активов к указанным объектам для целей исчисления налога теперь должно производится в общеустановленном порядке. [7, c. 7]

В ст. 93 Налогового кодекса Республики Беларусь также приведен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения. Данный перечень практически полностью  совпадает с положениями ст. 3 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость». Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются:

1. суммы, полученные уполномоченными  органами за совершаемые юридически  значимые действия при предоставлении  организациям и физическим лицам  определенных прав (государственная  пошлина, патентные пошлины, консульский  сбор, гербовый сбор), платежи в  бюджет либо в государственные  внебюджетные фонды;

2. перечисляемые в доход бюджета  суммы арендной платы, полученные  от сдачи в аренду, в том  числе финансовую аренду (лизинг), предприятия в целом как имущественного комплекса, находящегося в государственной собственности;

3. средства, полученные в результате  отчуждения в установленном законодательством  порядке находящегося в государственной  собственности имущества, в том  числе;

4. передача товаров (работ, услуг), имущественных прав в качестве  вклада участника простого товарищества (договора о совместной деятельности) в общее дело (за исключением  товаров, отчуждаемых по условиям  указанного договора другому  участнику), расходы, возмещаемые  участнику в соответствии с  договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) лицом, осуществляющим ведение  общих дел, а также при разделе  товаров, находившихся в общей  собственности участников простого  товарищества (договора о совместной  деятельности);

5. безвозмездная передача имущества,  указанного в п. 2.5 ст. 93 Налогового  кодекса Республики Беларусь;

6. обороты по прочему выбытию,  указанные в п. 2.6 ст. 93 Налогового кодекса Республики Беларусь и иные объекты, указанные в Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь. [2]

В ст. 94 Налогового кодекса Республики Беларусь приведен перечень оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемых от налога на добавленную стоимость. Он также не претерпел существенных изменений по сравнению с аналогичным перечнем, приведенным в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость».

 

 

2.2 Момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и ставки налога на добавленную стоимость

 

 

Ст. 100 Налогового кодекса Республики Беларусь установлен порядок определения  момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных  прав, который чрезвычайно важен  для установления отчетного периода, за который следует отчитаться перед  бюджетом. Существенных изменений в  порядке определения момента  фактической реализации в сравнении  с Законом Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» не произошло.

П. 11 ст. 100 Налогового кодекса Республики Беларусь уточнено, что моментом сдачи (передачи) объекта в аренду (финансовую аренду (лизинг)) признается последний  день установленного договором каждого  периода, к которому относится арендная плата (лизинговый платеж) по такой  сдаче (передаче), но не ранее момента  фактической передачи объекта аренды (лизинга) арендатору (лизингополучателю). Таким образом, если момент фактической передачи объекта аренды (лизинга) отсутствует, то и момент фактической реализации наступить не может.

Например, оплата по договору аренды оборудования вносится пятого числа месяца, предшествующего  месяцу аренды. Оплата внесена 05.01.2010 г., а оборудование было передано в марте 2010 г. В январе и феврале 2010 г. определение  момента фактической реализации не производится. [7, c.16]

Ст. 102 Налогового кодекса Республики Беларусь установлены ставки налога на добавленную стоимость как при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, так и при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Несомненно, основным нововведением Налогового кодекса Республики Беларусь является замена с 01.01.2010 г. налоговой ставки 18% на 20%. Остальные ставки, установленные ранее ст. 11 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость», перенесены в Налоговый кодекс Республики Беларусь без изменений, т.е. ставки 0%; 10%; 9,09%, 16,67%; 0,5%; 24%.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость как правовая категория