Налог на добавленную стоимость как правовая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить правовую сущность налога на добавленную стоимость, изучить порядок взимания налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь и Таможенном Союзе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3
Налог на добавленную стоимость: история и современность………...............5
2 Порядок взимания налога на добавленную стоимость на территории Республики Беларусь………………………………………………….....................10
2.1 Плательщики и объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость………………………………………………………………….………...10
2.2 Момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и ставки налога на добавленную стоимость……………………..…….…...13
2.3 Налоговые вычеты и порядок их применения, налоговый и отчетный периоды по налога на добавленную стоимость ………………...……………..…15
3 Налог на добавленную стоимость и его место в налоговой системе Таможенного союза………………………………………………….......................21
3.1 Налоговая база по налогу на добавленную стоимость и налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость ……………………………………….……....21
3.2 Предоставление подтверждающих документов при экспорте и импорте
товаров………………………………………………………………………………22
3.3 Налогообложение услуг, выполнения работ………………………………….25
Заключение………………………………………………………………….………29
Список использованных источников……………………………………………...30
Приложения…………………………………………………………………...…….32

Файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 122.73 Кб (Скачать)

- путем проставления соответствующей  отметки в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную  стоимость, подаваемой не позднее  20 января текущего календарного  года, при возникновении объекта  налогообложения в течение текущего  календарного года - не позднее  20-го числа месяца, следующего  за отчетным периодом;

- в письменной форме не позднее  20-го числа месяца, следующего  за месяцем их государственной  регистрации, при реорганизации  организации - не позднее 20-го  числа месяца, следующего за месяцем  государственной регистрации правопреемника (правопреемников) этой организации  или внесения в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей  записи о государственной регистрации  изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный  договор - для коммерческой организации,  действующей только на основании  учредительного договора) организации  в связи с реорганизацией, или  записи о прекращении деятельности  присоединенной организации.

Принятое  плательщиком решение о выборе отчетного  периода (календарный месяц или  календарный квартал) изменению  в течение текущего налогового периода  не подлежит. Порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами, устанавливаются  Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного  союза.

Порядок и сроки представления налоговых  деклараций (расчетов) по перевозкам и  уплаты налога на добавленную стоимость  государственным объединением "Белорусская  железная дорога" устанавливаются  Президентом Республики Беларусь.

Налоговая декларация (расчет) по налогу на добавленную  стоимость по оборотам, возникающим  в связи с доверительным управлением  имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя), составляется и представляется доверительным управляющим отдельно от декларации по иной осуществляемой им деятельности с учетом особенностей, установленных частью второй настоящего пункта и статьей 63 настоящего Кодекса.

При осуществлении доверительного управления по нескольким договорам доверительного управления имуществом доверительным  управляющим составляется и представляется единая налоговая декларация (расчет) по налогу на добавленную стоимость.[2]

Таким образом, в настоящее время правовое регулирование  взимания налога на добавленную стоимость  в Республике Беларусь осуществляется Особенной частью Налогового Кодекса  Республики Беларусь.  До вступления Особенной части Налогового кодекса  Республики Беларусь в силу (с 01.01.2010 г.) правовую основу взимания налога на добавленную стоимость составлял  Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость». Следует отметить, что Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь в части исчисления и порядка уплаты налога на добавленную стоимость в значительной мере переняла положения названного Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Налог на добавленную стоимость и его место в налоговой системе Таможенного союза

 

 

3.1 Налоговая база по налогу на добавленную стоимость и налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость

 

 

Правовую  основу взимания налога на добавленную  стоимость во взаимной торговле в  Таможенном союзе составляют:

- Соглашение  между Правительством Республики  Беларусь, Правительством Республики  Казахстан и Правительством Российской  Федерации от 25 января 2008 г. «О  принципах взимания косвенных  налогов при экспорте и импорте  товаров, выполнении работ, оказании  услуг в Таможенном союзе»;

- Протокол  о порядке взимания косвенных  налогов и механизме контроля  за их уплатой при экспорте  и импорте товаров в Таможенном  союзе от 11 декабря 2009 г;

- Протокол  о порядке взимания косвенных  налогов при выполнении работ,  оказании услуг в Таможенном  союзе от 11 декабря 2009 г;

- Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 11 декабря 2009г.

Указанные протоколы направлены на улучшение  качества налогового администрирования  и предусматривают унификацию перечня  документов, порядка и сроков возврата налога на добавленную стоимость  по экспортным операциям, а также  организацию информационного обмена между налоговыми органами.

Согласно  нормам Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных  налогов при экспорте и импорте  товаров, выполнении работ, оказании услуг  в Таможенном союзе», во взаимной торговле трех государств реализован принцип  взимания косвенных налогов по стране назначения в условиях отмены таможенного  оформления и таможенного контроля на внутренних границах.[3]

Взимание  налога на добавленную стоимость  на импорт осуществляется налоговыми органами, что, с учетом изложенного, повлечет за собой необходимость  усиления администрирования косвенных  налогов в условиях отсутствия таможенного  оформления товаров, а именно контроль за обеспечением полноты поступления  в бюджет налога на добавленную стоимость  по импортируемым товарам.

Налоговые органы страны-экспортера осуществляют возмещение налога на добавленную стоимость  по экспорту товаров на основании  информации, полученной от налоговых  органов страны-импортера, без подтверждения  таможенными органами факта осуществления  экспорта. [3]

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость передаваемых (предоставляемых) товаров, предусмотренная договором (контрактом), а также как стоимость выполненных работ по изготовлению, переработке продуктов по договорам (контрактам).

Стоимость приобретенных товаров, в том  числе товаров, являющихся результатом  выполнения работ, определяется как  цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта).

Ставки  косвенных налогов на импортируемые  товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

Суммы косвенных  налогов, подлежащие уплате по импортированным, исчисляются налогоплательщиком по ставкам, установленным законодательством  государства, на территорию которого импортированы  товары.

При экспорте товаров применяется нулевая  ставка налога на добавленную стоимость  и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов) при условии документального  подтверждения факта экспорта и  представлении в налоговые органы установленных документов.

Налогоплательщик  вправе получить налоговые вычеты (зачеты) в порядке, предусмотренном законодательством  государства-члена Таможенного союза  в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства  за пределы Таможенного союза. [10, c. 32-33]

 

 

3.2 Предоставление подтверждающих документов при экспорте и импорте товаров

 

 

 Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) - договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров;

- в случае  лизинга товаров или товарного  кредита – договоры (контракты)  лизинга, договоры (контракты) товарного  кредита (товарного займа, займа  в виде вещей);

- договоры (контракты) на изготовление товаров; 

- договоры (контракты) на переработку давальческого  сырья; 

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера.

В случае если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами и такой расчет не противоречит законодательству государства-члена Таможенного союза, с территории которого экспортируются товары, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку  банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также  копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление  выручки от покупателя указанных  товаров, если иное не предусмотрено  законодательством государства-члена Таможенного союза, с территории которого экспортируются товары.

В случае вывоза товаров по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход  права собственности на них к  лизингополучателю, налогоплательщик представляет в налоговый орган  выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление лизингового  платежа  на счет налогоплательщика-экспортера.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) налогоплательщик-экспортер  представляет в налоговый орган  документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям.

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства-члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена Таможенного союза на территорию другого государства-члена Таможенного союза;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена Таможенного союза, c территории которого экспортированы товары. [6]

Взимание  косвенных налогов по товарам, импортируемым  на территорию одного государства-члена Таможенного союза с территории другого государства-члена Таможенного союза осуществляется налоговым органом государства-члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.

Налогоплательщик  обязан представить в налоговый  орган соответствующую налоговую  декларацию по форме, установленной  законодательством государства-члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

1) Заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов.

При наличии  у налогоплательщика излишне  уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету), как при  импорте товаров на территорию одного государства-члена Таможенного союза с территории другого государства-члена Таможенного союза, так и при реализации товаров (работ, услуг) на территории государства-члена Таможенного союза, налоговый орган в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, не представляется.

3) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства-члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена Таможенного союза на территорию другого государства-члена Таможенного союза.

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена Таможенного союза;

5) - договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена Таможенного союза с территории другого государства-члена Таможенного союза;

- в случае лизинга товаров (предметов лизинга) – договоры (контракты) лизинга;

- в случае товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) – договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей);

- договоры (контракты) об изготовлении товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

6) договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) (в случаях их заключения). [6]

 В случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов  либо уплаты косвенных налогов с нарушением установленного срока налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары, а так же  применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные  законодательством этого государства.

При представлении  налогоплательщиком документов по истечении  установленного срока уплаченные суммы  косвенных налогов подлежат вычету (зачету), возврату в соответствии с  законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары. Суммы пеней, штрафов, начисленные  и уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость как правовая категория