Налог на добавленную стоимость как правовая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить правовую сущность налога на добавленную стоимость, изучить порядок взимания налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь и Таможенном Союзе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3
Налог на добавленную стоимость: история и современность………...............5
2 Порядок взимания налога на добавленную стоимость на территории Республики Беларусь………………………………………………….....................10
2.1 Плательщики и объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость………………………………………………………………….………...10
2.2 Момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и ставки налога на добавленную стоимость……………………..…….…...13
2.3 Налоговые вычеты и порядок их применения, налоговый и отчетный периоды по налога на добавленную стоимость ………………...……………..…15
3 Налог на добавленную стоимость и его место в налоговой системе Таможенного союза………………………………………………….......................21
3.1 Налоговая база по налогу на добавленную стоимость и налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость ……………………………………….……....21
3.2 Предоставление подтверждающих документов при экспорте и импорте
товаров………………………………………………………………………………22
3.3 Налогообложение услуг, выполнения работ………………………………….25
Заключение………………………………………………………………….………29
Список использованных источников……………………………………………...30
Приложения…………………………………………………………………...…….32

Файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 122.73 Кб (Скачать)

Если  представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов  не соответствуют  данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств-членов обмена информацией, налоговый орган  взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном  законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары, а так же применяет способы  обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней  и меры ответственности, установленные  законодательством этого государства.

В  случаях  неуплаты или неполной уплаты косвенных  налогов по импортированным товарам  либо уплаты косвенных налогов в  более поздний срок по сравнению  с установленным, а так же в  случаях выявления фактов непредставления  налоговых деклараций, представления  их с нарушением установленного срока,  либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным  в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств-членов, налоговый орган  взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном  законодательством государства-члена, а так же применяет способы  обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней  и меры ответственности, установленные  законодательством этого государства. [10, c.34]

 

 

3.3 Налогообложение услуг, выполнения работ

 

 Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. выделяет следующие виды услуг:

- «аудиторские  услуги» - услуги по проведению  аудита бухгалтерского учета,  налоговой и финансовой отчетности;

- «бухгалтерские  услуги» - услуги по постановке, ведению, восстановлению бухгалтерского  учета, составлению и (или) представлению  налоговой, финансовой и бухгалтерской  отчетности;

- «дизайнерские  услуги» - услуги по проектированию  художественных форм, внешнего вида  изделий, фасадов зданий, интерьера  помещений; художественное конструирование;

-   «инжиниринговые услуги» - инженерно-консультационные  услуги по подготовке процесса  производства и реализации товаров  (работ, услуг), подготовке строительства  и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других  объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ их результатов);

- «консультационные  услуги» - услуги по представлению  разъяснений, рекомендаций и иных  форм консультаций, включая  определение  и (или) оценку проблем и  (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том  числе налоговым и бухгалтерским)  вопросам, а так же по вопросам  планирования, организации и осуществления  предпринимательской деятельности, управления персоналом;

- «маркетинговые  услуги» - услуги, связанные с  исследованием, анализом, планированием  и прогнозированием в сфере  производства и обращения товаров,  работ, услуг в целях определения  мер по созданию необходимых  экономических условий производства  и обращения товаров, работ,  услуг, включая характеристику  товаров, работ, услуг, выработку  ценовой стратегии и стратегии  рекламы;

- «научно-исследовательские  работы» - проведение научных  исследований, обусловленных техническим  заданием заказчика;

- «опытно-конструкторские  и опытно-технологические (технологические)  работы» - разработка образца  нового изделия, конструкторской  документации для него или  новой технологии;

- «рекламные  услуги» - услуги по созданию, распространению и размещению  информации, предназначенной для  неопределенного круга лиц и  призванной формировать или поддерживать  интерес к  физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме;

- «услуги  по обработке информации» - услуги  по осуществлению сбора и обобщению  информации, систематизации информационных  массивов (данных) и предоставлению  в распоряжение пользователя  результатов обработки этой информации;

- «юридические  услуги» - услуги  правового характера,  в том числе предоставление  консультаций и разъяснений, подготовка  и экспертиза документов, представление  интересов заказчиков в судах.

Налоговой база, ставки косвенных налогов, порядок  их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в  соответствии с законодательством  государства-члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Для подтверждения  места реализации работ и услуг  подаются такие документы, как договор (контракт) на выполнение работ и  оказание услуг, и документы, подтверждающие  само выполнение работ и оказание услуг.

Для подтверждения  обоснованности применения нулевой  ставки налога на добавленную стоимость  одновременно с налоговой декларацией  представляются:

- договор  (контракт), заключенный между налогоплательщиком (налогоплательщиками) государств-членов  Таможенного союза;

- документы,  подтверждающие факт выполнения  работ, оказания услуг;

- документы,  подтверждающие вывоз (ввоз) товаров;

- заявление  о ввозе товаров и уплате  косвенных налогов;

- таможенная (грузовая таможенная) декларация, подтверждающая  вывоз продуктов переработки  давальческого сырья за пределы  территории государств-членов Таможенного  союза;

- иные  документы, предусмотренные законодательством  государств-членов Таможенного союза.

Определение места реализации работ и услуг  определяется следующим образом:

    1. Если осуществление работ и услуг непосредственно связано с недвижимым/движимым имуществом, находящемся на территории государств-членов Таможенного союза, или если это имущество отдано под аренду, то местом реализации работ, услуг признается территория данного государства; также если при осуществлении работ, услуг используются транспортные средства, находящиеся на территории государства-члена Таможенного союза, то местом реализации также признается территория данного государства;
    2. Если на территории государства-члена Таможенного союза оказываются услуги в сфере искусства, культуры, образования, физической культуры, туризма, спорта и т.д., то территория данного государства является местом реализации работ и услуг;
    3. Если налогоплательщиком (плательщиком) государства-члена Таможенного союза приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные, дизайнерские и другие виды услуг, то местом реализации признается территория данного государства;
    4. Если налогоплательщиком (плательщиком) выполняются, оказываются несколько видов работ, услуг и реализация одних работ, услуг носит вспомогательных характер по отношению к реализации других работ, услуг, то местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг. [10, c. 34-35]

Таким образом, взимание налога на добавленную стоимость  во взаимной торговле государств-членов Таможенного союза регулируется рядом нормативных правовых актов. Данные нормативные правовые акты  направлены на улучшение качества налогового администрирования и предусматривают  унификацию перечня документов, порядка  и сроков возврата налога на добавленную  стоимость по экспортным операциям, а также организацию информационного  обмена между налоговыми органами. Во взаимной торговле трех государств (Республика Беларусь, Республика Казахстан  и Российская Федерация) реализован принцип взимания косвенных налогов  по стране назначения в условиях отмены таможенного оформления и таможенного  контроля на внутренних границах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В соответствии с Общей частью Налогового кодекса  Республики Беларусь налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский  и (или) местные бюджеты.

Налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие в бюджет части  прироста вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и реализации. В соответствии с  законодательством Республики Беларусь налог на добавленную стоимость  относится к косвенным республиканским  налогам.

В настоящее  время правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость  в Республике Беларусь осуществляется Особенной частью Налогового Кодекса  Республики Беларусь.  До вступления Особенной части Налогового кодекса  Республики Беларусь в силу (с 01.01.2010 г.) правовую основу взимания налога на добавленную стоимость составлял  Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость». Следует отметить, что Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь в части исчисления и порядка уплаты налога на добавленную стоимость в значительной мере переняла положения названного Закона.

Взимание  налога на добавленную стоимость  во взаимной торговле государств-членов Таможенного союза регулируется рядом нормативных правовых актов. Данные нормативные правовые акты  направлены на улучшение качества налогового администрирования и предусматривают  унификацию перечня документов, порядка  и сроков возврата налога на добавленную  стоимость по экспортным операциям, а также организацию информационного  обмена между налоговыми органами. Во взаимной торговле трех государств (Республика Беларусь, Республика Казахстан  и Российская Федерация) реализован принцип взимания косвенных налогов  по стране назначения в условиях отмены таможенного оформления и таможенного  контроля на внутренних границах.

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов, поскольку, во-первых, обеспечивает регулярность поступления налогов, во-вторых, обладает высокой степенью универсальности, в-третьих, дает значительные поступления в бюджет, и эти его свойства сделали этот вид налога весьма распространенным в мировой практике.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 Википедия – свободная  энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. – Дата доступа: 01.04.2011.

2 Валевич, Ю. Взимание НДС в рамках Таможенного союза Беларуси и России: концепция, практика и основные выводы / Ю. Валевич // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2007. – №39. – с. 11-20.

3 Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.И. Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск: Выш. шк., 2008. – 300с.

4 Цеханович, Ю.А. НДС-2010: комментарий к главе 12 Особенной части Налогового кодекса / Ю.А. Цеханович. – Минск: Регистр, 2010. – 64с.

5 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Кодекс Респ. Беларусь, от 29 дек. 2009 г., № 71-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 15.04.2011.

6 Налоговый кодекс Республики Беларусь: (Общая часть) Кодекс Респ. Беларусь, от 29 дек. 2009 г., № 71-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 15.04.2011.

7 О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе: Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 янв. 2008 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/Sogl_kosvnal_250108.aspx. – Дата доступа: 07.04.2011.

8 Мамбеталиев Н. Т., Мамбеталиева А. Н. Правовое регулирование взимания НДС и акцизов в рамках таможенного союза ЕврАзЭС / Н.Т. Мамбеталиев, А.Н. Мамбеталиева  // Финансовое право. – 2010. – №5. – с.32-36.

9 О внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 янв. 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе: Протокол Заседания Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств от 11 дек. 2009г. от 11дек. 2009 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://www.tsouz.ru/MGS/mgs-11-12-09/Pages/mgs25-26-pril3.aspx. – Дата доступа: 09.04.2011.

10 О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе: Протокол Заседания Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств от 11 дек. 2009г. от 11дек. 2009 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://www.tsouz.ru/MGS/mgs-11-12-09/Pages/mgs25-26-pril1.aspx. – Дата доступа: 07.04.2011.

11 О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе: Протокол Заседания Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств от 11 дек. 2009г. от 11дек. 2009 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://www.tsouz.ru/MGS/mgs-11-12-09/Pages/mgs25-26-pril2.aspx. – Дата доступа: 07.04.2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1 Таблица налоговых ставок

Страны Европейского Союза

 

Страна

Ставка

Аббревиатура

Название

Стандартная

Сниженная

   

 Австрия

20 %

12 % или 10 %

USt.

Umsatzsteuer

 Бельгия

21 %

12 % или 6 %

BTW 
TVA 
MWSt

Belasting over de toegevoegde waarde 
Taxe sur la Valeur Ajoutée 
Mehrwertsteuer

 Болгария

20 %

7 %

DDS = ДДС

Данък Добавена Стойност

 Великобритания

20 %

5 % или 0 %

VAT

Value Added Tax

 Венгрия

20 %

5 %

ÁFA

általános forgalmi adó

 Дания

25 %

 

moms

Merværdiafgift

 Германия

19 %

7 %

MwSt./USt.

Mehrwertsteuer/Umsatzsteuer

 Греция

23 %

9 % или 4,5 % 
(Для островов бассейна Эгейского моря размер налога понижается на 30 %: 13 %, 6 % и 3 %)

ΦΠΑ

Φόρος Προστιθέμενης  Αξίας

 Ирландия

21 %

13,5 %, 4,8 % или 0 %

CBL 
VAT

Cáin Bhreisluacha 
Value Added Tax

 Испания

18 %

7 % или 4 %

IVA

Impuesto sobre el valor añadido

 Италия

20 %

10 %, 6 %, или 4 %

IVA

Imposta sul Valore Aggiunto

 Кипр

15 %

5 %

ΦΠΑ

Φόρος Προστιθεμένης  Αξίας

 Латвия

21 % с 2011 года 22 %

10 % с 2011 года 12 %

PVN

Pievienotās vērtības nodoklis

 Литва

21 %

9 % или 5 %

PVM

Pridėtinės vertės mokestis

 Люксембург

15 %

12 %, 9 %, 6 %, или 3 %

TVA

Taxe sur la Valeur Ajoutée

 Мальта

18 %

5 %

TVM

Taxxa tal-Valur Miżjud

 Нидерланды

19 %

6 %

BTW

Belasting over de toegevoegde waarde

 Польша

23 %

8 %, 5 % или 0 %

PTU/VAT

Podatek od towarów i usług

 Португалия

21 %

13 % или 6 %

IVA

Imposto sobre o Valor Acrescentado

 Румыния

19 %

9 %

TVA

Taxa pe valoarea adăugată

 Словакия

19 %

10 %

DPH

Daň z pridanej hodnoty

 Словения

20 %

8,5 %

DDV

Davek na dodano vrednost

 Финляндия

23 %

17 % или 8 %

ALV 
Moms

Arvonlisävero 
Mervärdesskatt

 Франция

19,6 %

5,5 % или 2,1 %

TVA

Taxe sur la Valeur Ajoutée

 Швеция

25 %

12 % или 6 %

Moms

Mervärdesskatt

 Чехия

20 %

10 %

DPH

Daň z přidané hodnoty

 Эстония

20 % (до 1 июля 2009 — 18 %),

9 %

km

käibemaks (дословно «налог с оборота»)

Информация о работе Налог на добавленную стоимость как правовая категория