Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 13:53, курсовая работа
Цель моей работы рассмотреть, как на характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы.
Цели, поставленные в этой работе, очень скромны: изучить более досконально одну из тем теории государства и права - «формы государства». Рассматриваемый вопрос вероятно не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 3
2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 4
2.1 МОНАРХИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 4
2.2 РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 8
3 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 15
3.1 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО 15
3.2 ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 16
3.3 КОНФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 19
4. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА 20
4.1 АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 21
4.2 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЖЕ РЕЖИМЫ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Раннефеодальное
государство характеризуется
· раздробленность территории;
· слабость центральной власти;
· непрочность государственного устройства;
· наличие остатков родового самоуправления.
По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне. Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.
Вследствие
завоеваний слабо организованных народов
возникли разновидности раннефеодального
государства, носящие название раннефеодальных
империй (империи Карла Великого
и Чингисхана). Создававшаяся в
центре сильная власть возглавлялась
единым владыкою и поддерживалась военной
дружиной и народным ополчением. Непрочность
таких государственных
Таким
образом, с развитием крупного землевладения
постепенно подрываются корни
“Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органом (собранием)”.
Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы) возникают в результате:
· преодоления феодальной раздробленности;
· развития товарно-денежных отношений;
· создания централизованной монархии.
Сословно-представительные собрания, состоявшие из:
· духовенства;
· дворянства;
· представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев),
представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся:
· законодательской деятельностью;
· контролем за финансами.
Наряду
с сословно-представительными
· аппарат центральной исполнительной власти;
· разветвленный аппарат местной исполнительной власти;
· постоянная армия,
всецело
подчиненные монарху.
“Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору)”.
Возникновение
абсолютизма связано с
Основными признаками абсолютной монархии являются:
· отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха;
· ликвидация или полный упадок представительных учреждений;
· юридически не ограниченная власть монарха;
· наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции, разветвленного бюрократического аппарата.
Власть
в центре и на местах принадлежит
уже не крупным феодалам, а чиновникам,
назначаемым монархом. При чем
центральная бюрократия оттесняет
феодалов от непосредственного
Конституционная монархия
Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве.
Как
форма правления
Конституционная монархия бывает:
· парламентской;
· дуалистической (практически изживает себя).
Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:
· правительство формируется из представителей партии или партий, победивших на выборах в парламент;
· лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой государства;
· в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха, являясь символической, фактически отсутствует;
· законодательные акты принимаются парламентом;
· правительство ответственно только перед парламентом.
Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью государственной власти, имеет следующие признаки:
· правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава в парламенте;
· правительство не ответственно перед парламентом
Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии и других слоев населения.
Подобная
форма правления существовала в
кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг.
Республиканские формы правления
“Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок”.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
· существование единоличного и коллегиального глав государства;
· выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
· осуществление власти не по собственному праву, а по воле народа;
· юридическая ответственность главы государства;
· обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
· преимущественная защита интересов граждан государства;
· взаимная ответственность личности и государства.
Выделяются
следующие разновидности
Афинская демократическая республика (V-IVвв. до н.э.)
Основными органами Афинского государства являлись:
· народное собрание;
· Совет пятисот;
· гелиэя.
Народное собрание - верховный орган Афин, компетенция которого была обширной:
· принятие законов;
· избрание и проверка деятельности должностных лиц;
· решение вопросов войны и мира;
· издание постановлений частного характера.
Совет пятисот представлял собой контрольно-исполнительный орган, в функции которого входило:
· обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания;
· решение проблем управления (финансы, флот, торговля, дипломатические отношения);
Гелиэя была высшим судебным органом, к компетенции которого, помимо дел о преступлениях и злоупотреблениях, относились:
· право отвергать законопроекты, принятые народным собранием;
· контрольные функции.
Таким образом, властные полномочия народного собрания направлялись Советом пятисот и контролировались гелиэей, что указывает на наличие уже тогда определенной системы сдержек и противовесов. В структуре Афинской республики просматриваются также элементы будущего разделения властей. Кроме того, следует отметить ряд демократических принципов, на которых там строилось республиканское правление:
· выборность;
· срочность полномочий;
· коллегиальность;
· подотчетность;
· возмездность за исполнение государственных функций.
Спартанская аристократическая республика (V-IV вв. до н.э.)
Спарта
в отличие от Афин, возглавлявших
демократическую часть
· монархи;
· народное собрание;