Форма (устройство) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время вопрос формы государства становится особенно актуальным для юридической науки. В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей, как результате пресловутой «укреплении вертикали власти». В связи с этим подробное рассмотрение вопроса формы государства, его всестороннее изучение и осмысление позволит сформировать наиболее достоверные выводы о тех процессах, происходящих в нашем обществе, свидетелями которых мы являемся.

Оглавление

введение
1. Понятие формы государства, ее структура.
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
2.1 Монархия
2.2 Республика
3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
3.1. Унитаризм
3.2. Федерация
3.3 Конфедерация
3.4 Другие формы государственного устройства
4. Политический режим. Виды режимов и их признаки.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик ТГ.docx

— 71.46 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская  государственная академия экономики  и права» 

Юридический факультет 

Кафедра теории и истории государства  и права 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по

теории  государства и права 

на тему: Форма (устройство) государства 
 
 
 
 

                                        Выполнила:

                                        студентка 4 курса

                                        заочного отделения юридического

                                        факультета ХГАЭП   

                                        группы: ___

                                        Ф.И.О. (полностью)

                                        адрес: 
 
 
 
 
 
 

      Хабаровск 2009 
 
 

оглавление 
 

введение 3

1. Понятие формы государства, ее структура. 4

2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 8

2.1 Монархия 8

2.2 Республика 13

3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО  УСТРОЙСТВА 17

3.1. Унитаризм 18

3.2. Федерация 20

3.3 Конфедерация 23

3.4  Другие формы государственного  устройства 24

4. Политический режим. Виды режимов и их признаки. 29

Заключение 38

Список  использованной литературы 39 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение

    Для постижения такого сложного социального  института как государство в  теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы  государства. Изучать государство  с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его  строения, его основных составных  частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.

    Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед  собой государство. На характер государственности  влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая  укоренившиеся обычаи, традиции и  религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение  и  другие факторы. Особенности государственных  образований общества у различных  народов в различные исторические периоды позволяют, тем не менее, выявить и объединить их существенные общие черты, которые впоследствии могут стать своеобразными шаблонами-аналогиями для определения существующего  положения вещей в области  государственного устройства.

    В настоящее время вопрос формы  государства становится особенно актуальным для юридической науки. В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного государства в  России, об усилении централизации  власти и уменьшении роли местных  властей, как результате пресловутой  «укреплении вертикали власти». В связи с этим подробное рассмотрение вопроса формы государства, его  всестороннее изучение и осмысление позволит сформировать наиболее достоверные  выводы о тех процессах, происходящих в нашем обществе, свидетелями  которых мы являемся.

    Цель  данной работы – показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его составляющие, связь между  ними и изучить их многообразие. 

    
  1. Понятие формы государства, ее структура.
 
 

    Традиционно в 60-70-х годах отечественная теория государства и права выделяла две составляющие формы государства: форму правления и форму государственного устройства. В более поздний период утвердилось мнение, согласно которому в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форма правления, форма национально-государственного и административно- территориального устройства и политический режим.

    И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно- властные структуры (органы государства), то форма национально- государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

    Можно дать следующее  краткое определение формы государства: Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

    Схема 1

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Формы государства весьма разнообразны, причиной чему послужили следующие факторы:

    1. Историческая традиция развития  национальной государственности.  Так, устойчивость монархических  форм правления в таких странах,  как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется тем, что монархия  в этих государствах существовала  на протяжении многих столетий.

    2. Исторические особенности становления  самой национальной государственности.  Например, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская  Республика, Мексиканские Соединенные  Штаты, федеративной формы государственного  устройства объясняется историческими  условиями возникновения самого  государства, а не национальными  моментами.

    3. Принятие той либо иной государственной  формы объясняется также национальным  составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили  установление федерации в таких  многонациональных государствах, как,  например, Индия.

    4. Избрание той или иной государственной  формы в молодых странах, освободившихся  от колониальной зависимости,  в значительной степени зависело  от влияния метрополии. Неудивительно,  что во многих бывших колониях  Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка, первоначально в Индии,  Пакистане) после провозглашения  независимости бала установлена  монархическая форма правления,  в то время как бывшие колонии  республиканской Франции в подавляющем  большинстве своем стали республиками (Республика Верхняя Вольта, Габон,  Дагомея, Исламская Республика  Мавритания).

    За  всю историю развития государства  и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и  суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы  и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

    Один  из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из того, что  идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" — аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась "законная монархия" — царская власть и "незаконная" — олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы.

      На протяжении столетий Августин, Гоббс, Монтескье, Локк, Руссо,  Радищев и др. пытались обобщить  и систематизировать знания о  формах правления, причинах их  возникновения и развитии.

    Марксистская  теория определяла форму правления  в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим  базисом и т.д. При этом за рамками  изучения оставались такие факторы, активно влияющие на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание и  т.д.

      Четкого соотношения между типом  и формой государства нет. С  одной стороны в пределах государства  одного и того же типа могут  встречаться различные формы  организации и деятельности государственной  власти, а с другой государства  различного типа могут обличаться  в одинаковую форму.  Своеобразие  конкретной формы государства  любого исторического периода  определяется прежде всего степенью  зрелости общества и государственной  жизни, задачами и целями, которые  ставит перед собой государство.  Другими словами, категория формы  государства непосредственно зависит  от его содержания и определяется  им.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
 

    Под формой правления обычно понимается принцип организации государственной власти”1, выражающийся в формировании структуры высших органов государственной власти, определении порядка их образования и распределении компетенции между ними.

    В зависимости от того:

    -  как создаются высшие органы  государства, и каково их строение;

    - какой принцип лежит в основе  взаимоотношений между высшими  и другими государственными органами;

    - как строятся взаимоотношения  между верховной государственной  властью и населением страны;

    -  в какой мере организация высших  органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  гражданина,

формы государственного правления подразделяются на:

- монархические 

- республиканские 

2.1 Монархия

 
 

    В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Др.Израиль, Др.Египет, Др.Рим и.т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла  в Средние века, когда вместе с  господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства.

    Монархия (от греч. monarchнa — единовластие, единодержавие) - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству”.2

    Основными признаками классической монархической  формы правления являются:

    - наличие единоличного пожизненного  главы государства (царь, король, император, шах, султан, фараон);

    - наследственный порядок преемственности  верховной власти;

    - юридическая безответственность  монарха.

    Монарх  персонифицирует государство, выступает  во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель  народа, «отец» нации, лицо, которое  сплачивает граждан, объединяет их в  государство. Монарх осуществляет единоличное  правление. Но это не означает, что  монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства ведут  многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные  органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам. Власть монарха верховна и суверенна.

Информация о работе Форма (устройство) государства