Форма (устройство) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время вопрос формы государства становится особенно актуальным для юридической науки. В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей, как результате пресловутой «укреплении вертикали власти». В связи с этим подробное рассмотрение вопроса формы государства, его всестороннее изучение и осмысление позволит сформировать наиболее достоверные выводы о тех процессах, происходящих в нашем обществе, свидетелями которых мы являемся.

Оглавление

введение
1. Понятие формы государства, ее структура.
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
2.1 Монархия
2.2 Республика
3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
3.1. Унитаризм
3.2. Федерация
3.3 Конфедерация
3.4 Другие формы государственного устройства
4. Политический режим. Виды режимов и их признаки.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик ТГ.docx

— 71.46 Кб (Скачать)

    - осуществление власти не по  собственному праву, а по воле  народа;

    - юридическая ответственность главы  государства;

    - обязательность решений верховной  государственной власти для всех  других государственных органов;

    - преимущественная защита интересов  граждан государства;

    - взаимная ответственность личности  и государства.

    В целом, форма правления является весьма важным элементом формы государства  в целом. Ведь именно в ней заключено, кому принадлежит власть в обществе (пусть иногда формально), а это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или консерватизме данного общества. 
 
 
 

    3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

    Форма государственного устройства - национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  его составными частями, между центральными и местными органами и государственной  власти. Организация государства  рассматривается с точки зрения распределения государственной  власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

    - из каких частей состоит внутренняя  структура государства;

    - каково правовое положение этих  частей и каковы взаимоотношения  их органов;

    - как строятся отношения между  центральными и местными государственными  органами;

    - в какой государственной форме  выражаются интересы каждой нации,  проживающей на территории данного  государства. 

    Необходимость определенным образом построить  территориальную организацию государства  вытекает из того обстоятельства, что  любое государство расположено  на ограниченной территории, там же проживают граждане этого государства. Для выполнения своего социального  назначения - организации экономической  жизни, защиты граждан, создания страховых  запасов и т.п. - государство ведет  разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

    После определенного порога численности  граждан и размеров территории возникает  необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. Теория государства и права выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства. Все государства можно подразделить на три основные группы: федеративные, конфедеративные и унитарные.

3.1. Унитаризм

 

    Термин  “унитарное государство” происходит от латинского слова “унус”, что  значит один, «единственный». Унитарное государство - это такая форма государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, подчиняющиеся центральным органам власти и не обладающие признаками государственного суверенитета.

    Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство  состоит только из административно-территориальных  единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.), сложное имеет  в своем составе одно или несколько  автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа и др.).

    Унитарное государство характеризуется  следующими признаками:

        - единые и общие для всей  страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которым подчинены соответствующие  местные органы. Единые вооруженные  силы;

        - на его территории действует  одна конституция, единая система  законодательства и одно гражданство;

        - единая экономика (обязательная  для всех административно-территориальных  единиц общая денежная система,  налоговая, кредитная и финансовая  политика);

        - его составные части (области,  департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом  не обладают (нет своих законодательных  органов, самостоятельных воинский  формирований, внешнеполитических  органов и других атрибутов  государственности);

        - если на его территории проживают  небольшие по численности национальности, то может допускаться национальная  и законодательная автономия  (Монголия с Баян-Уэнэйским аймаком,  Судан с Южным регионом);

        - все внешние межгосударственные  отношения осуществляются центральными органами, представляющими страну на международной арене.

    То, что составные части унитарного государства не обладают суверенитетом, не отрицает наличия у них самостоятельности. По степени их зависимости от центральных  органов унитарное государство  может быть:

    централизованным - если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.

    децентрализованным - если местные органы, пользуясь значительной самостоятельностью, полностью избираются населением.

    Таким образом, в унитарном государстве  осуществляется централизация всего  государственного аппарата и вводится прямой  либо косвенный контроль над местными органами.

          К числу унитарных  государств относятся: Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия. Также подавляющее большинство  стран Латинской Америки и  Африки: Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.

3.2. Федерация

 

    Федеративное  государство (федерация) - (от поздне лат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.5

    Данная  форма государственного устройства является также следствием добровольного  объединения нескольких ранее самостоятельных  государственных образований в  одно союзное государство.6

    Федерациями являются ФРГ, Швейцария, Австрия, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Индия, Пакистан, Бирма, Малайзия, Австралия, Нигерия, Россия.

    Отличительные признаки Федерации:

    1) территория Федерации состоит  из территорий отдельных её  субъектов (штатов, кантонов, земель, союзных республик и т.п.);

     2) субъекты Федерации обычно наделяются  учредительной властью, т. е.  правом принятия собственных  конституций; 

    3) каждый субъект Федерации имеет свои правовую и судебную системы;

    4) в большинстве Федераций одновременно существуют единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц;

    5)  При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;

    6) Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях;

    7) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

    Любая федерация — это сложное государство, состоящее из государств-членов или  государственных образований. Это  отличает федерацию от унитарного государства  с одной или несколькими автономиями. Территориальные образования в  федерации называются субъекты, которые  имеют равноправные функции. Они  называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны и т.д. Иногда в одном и том же государстве  субъекты имеют разные названия (республики, края, области и т.д. в России).

Существуют  несколько разновидностей федеративных государств:

    Территориальная федерация

    В основу территориальной федерации  положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это  делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших  по территории государств (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся  по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации  не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно  проживающих национальностей (хотя в отдельных частях городов, регионов иногда проживают граждане, составляющие большинство какого-либо этноса —  китайцы, украинцы и др.), но существуют 50 штатов. По территориальному принципу были построены латиноамериканские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла), Австралия, многие федерации  в новых государствах, возникших  на месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и  Сирии и др.).

    Национальная  федерация

    В национальных федерациях субъекты создаются  на основе проживающих в них национальностей. Тезис о создании федераций только по национальному признаку был безусловным  требованием марксистско-ленинской  теории по вопросам государства. Таким  образом, строились федерации в  СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован  в 1968 г. в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993г.). Федерация в странах тоталитарного социализма рассматривалась только как средство решения национального вопроса, объединения распавшейся многонациональной страны, преодоления национальных противоречий и установления их сотрудничества.

    Смешанная федерация

    Особый  вид федераций  национально-территориальные  федерации, в основу формирования субъектов  которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами  национально-территориальных федераций  являются: Российская Федерация 

    Симметричная  федерация

    В идеале в юридически симметричной федерации  все образующие ее составные части  одинаковы и равноправны. Такая  федерация состоит только из субъектов  федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих один и  тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации в  Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции). Однако абсолютно симметричных федераций нет, какие-то элементы различий между субъектами существуют. Например, в России одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Конституции государствами (хотя и в скобках), другие — нет, в Бельгии тоже есть различия между субъектами и т.д.

    Асимметричная федерация

    Асимметричная федерация состоит из различных  частей, неодинаковых по своему правовому  положению (субъектов и не субъектов), а статус субъектов в свою очередь  может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие  территории (владения)— Виргинские Острова, Восточное Самоа, федеральный  округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые  не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах  парламента США).

    Нетрадиционные  федерации

    Наряду  с другими федерациями существуют также договорные, учредительные  и конститутивные федерации. Договорные федерации создаются как результат  свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают  как результат трансформации  унитарных государств и договорных федераций, сами создают в своем  составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные или конституционные  федерации создаются “сверху”, путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгии в 1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956г.)

                             

3.3 Конфедерация

Информация о работе Форма (устройство) государства