Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:26, курсовая работа
В настоящее время вопрос формы государства становится особенно актуальным для юридической науки. В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей, как результате пресловутой «укреплении вертикали власти». В связи с этим подробное рассмотрение вопроса формы государства, его всестороннее изучение и осмысление позволит сформировать наиболее достоверные выводы о тех процессах, происходящих в нашем обществе, свидетелями которых мы являемся.
введение
1. Понятие формы государства, ее структура.
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
2.1 Монархия
2.2 Республика
3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
3.1. Унитаризм
3.2. Федерация
3.3 Конфедерация
3.4 Другие формы государственного устройства
4. Политический режим. Виды режимов и их признаки.
Заключение
Список использованной литературы
4. Фашистский режим
Фашистский
режим представляет одну из крайних
форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой
националистической идеологией, представлениями
о превосходстве одних наций
над другими (господствующей нации,
расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.
Фашизм, как правило, основывается на
националистической, расисткой демагогии,
которая возводится в ранг официальной
идеологии. Целью фашистского государства
объявляется охрана национальной общности,
решение геополитических, социальных
задач, защита чистоты расы. Главная посылка
фашистской идеологии такова: люди отнюдь
не равны перед законом, властью, судом,
их права и обязанности зависят от того,
к какой национальности расе они принадлежат.
Одна нация, раса при этом объявляется
высшей, основной, ведущей в государстве,
в мировом сообществе, а посему достойной
лучших жизненных условий. Другие нации
или расы, если и могут существовать, то
всего лишь как неполноценные нации, расы,
они, в конечном счете, должны уничтожаться.
Поэтому фашистский политический режим
- это, как правило, человеконенавистнический,
агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям,
прежде всего своего народа. Но фашистские
режимы возникают в определенных исторических
условиях, при социальных расстройствах
общества, обнищании масс. В их основе
лежат определенные общественно-политические
движения, в которые внедряются националистические
идеи, популистские лозунги, геополитические
интересы и т. п. Милитаризация, поиск внешнего
врага, агрессивность, склонность к развязыванию
войн и, наконец, военная экспансия определенным
образом отличают фашизм от иных форм
тоталитаризма
5. Авторитарный режим
Авторитарный
режим может быть основан на праве,
моральных началах, но его нельзя
все же отнести к режимам, где
население участвует в
Все
же при любой форме авторитаризма
государственная власть не формируется
и не контролируется народом. Несмотря
на то, что существуют представительные
органы, реально они никакой роли
в жизни общества не играют. Парламент
штампует решения, выработанные правящей
элитой во главе с вождем или группой
лиц (хунтой, олигархией). Зачастую авторитарные
режимы в относительно «мягкой» форме
осуществляются для проведения реформ,
укрепления государства, его целостности,
единства, противопоставления сепаратизму,
экономическому развалу. В авторитарном
государстве управление осуществляется,
как правило, централизованно. Решения
центральной власти, не учитывающие зачастую
экономические, национальные, географические,
бытовые, религиозные и другие особенности
тех или иных групп населения, исполняются
отнюдь не добровольно. В случае отклонения
людей от “генеральной линии” применяется
принуждение. Использование насилия становится
характерным для авторитарного режима.
Вот почему авторитарное государство
не может существовать без опоры на полицейский
и военный аппараты. Суд в таком государстве
– вспомогательный инструмент, поскольку
широко используются внесудебные методы
принуждения людей. Оппозиция при авторитаризме
не допускается. В политической жизни
могут участвовать и несколько партий,
однако все эти партии должны ориентироваться
на линию, выработанную правящей партией,
в противном случае они запрещаются, разгоняются
6. Переходные режимы
Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.
Чрезвычайные
государственно-правые режимы устанавливаются
при попытках государственных переворотов,
массовых беспорядках, стихийных бедствиях,
экологических и иных катастрофах,
угрожающих жизни и безопасности
граждан, нормальному функционированию
государственных институтов. Они
могут распространяться как на всю
территорию государства, так и на
его отдельные регионы. Введение
режима чрезвычайного положения
связанно с запрещением митингов,
шествий, демонстраций, ограничением свободы
печати и других средств массовой
информации, приостановлением деятельности
некоторых политических партий, передвижения
транспортных средств, установлением
комендантского часа и т. д.
7. Либерально-демократический режим
Либерально-
В
теории государства и права
Либеральный
режим имеет и свои проблемы, главные
среди них - социальная защита некоторых
категорий граждан, расслоение общества,
фактическое неравенство
8. Демократический режим
Собственно
демократический режим (democratia - в
переводе с греческого - народовластие)
- это одна из разновидностей либерального
режима, основанного на признании
принципа равенства и свободы
всех людей, участии народа в управлении
государством. Предоставляя своим гражданам
широкие права и свободы, демократическое
государство не ограничивается только
их провозглашением, т.е. формальным равенством
правовых возможностей. Оно обеспечивает
для них социально-
В
демократическом государстве
Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления. Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.
Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.
Форма государства может быть понята лишь в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Несмотря на имеющиеся различия, форма всех существующих государств имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, как устроены органы государства.
Форма
национально-государственного устройства
и административно-
Политический
режим характеризует – как, каким
способом осуществляется государственная
власть в конкретном обществе, с
помощью каких приемов и
Наиболее распространенной формой государства на нашей планете в настоящее время является демократическая республика, которая представляет собой продукт наиболее прогрессивных представлений человечества об устройстве современного общества. Однако по мнению многих ученых это не исключает появления в будущем принципиально новых элементов формы государства.